![](/images/emp.gif)
Новое СП "Соллерса" и Ford, о котором было объявлено накануне, удвоит рыночною долю американского концерна в России в течение пяти лет. Как выяснил "Ъ", СП будет собирать шесть моделей, две из которых — внедорожник Explorer и фургон Transit — "Соллерс" начнет собирать в Татарии уже со следующего года. Еще одна — седан размера В+ — абсолютно новая модель, не представленная ни на одном из рынков присутствия Ford. В целом инвестплан партнеров оценивается в $1,4 млрд, и под него они наверняка попросят финансирования госбанков.
![](/images/emp.gif)
В распоряжении "Ъ" оказалась презентация СП "Соллерса" и Ford, подготовленная для Минпромторга и Минэкономики. В ней партнеры приводят прогноз развития авторынка и свои планы по развитию в России (о создании СП "Соллерс" и Ford объявили в пятницу, см. "Ъ" от 21 февраля). Как следует из презентации, к 2016 году российский рынок легковых автомобилей и LCV удвоится — до 3,7 млн машин. Цель СП "Соллерса" и Ford — пропорционально увеличить долю Ford в России с нынешних 4,7 до 9%. Официально в "Соллерсе" и Ford презентацию комментировать не стали.
![](/images/emp.gif)
Для этих целей стороны создают СП, которое будет производить шесть новых моделей Ford, представленных во всех основных сегментах рынка. Это будут новый компактный седан Ford размера В+, который пока не появился ни на одном из рынков, обновленный Focus (класс С), обновленный Mondeo (класс D), обновленный компактный кроссовер Kuga и более крупный Explorer, а также фургон Transit. Последний является заменой Fiat Ducato, одной из базовых моделей "Соллерса", выпуск которого будет свернут. Кроме того, СП "Соллерса" и Ford займется крупноузловой сборкой Ford: минивэнов S-Max и Galaxy, а также нынешнего поколения Kuga, но срок такой вид сборки ограничен тремя годами (согласно режиму промсборки).
![](/images/emp.gif)
Новый компактный седан В+ — это перспективная разработка Ford, являющаяся своеобразным ответом VW Polo и другим "бюджетным" малоразмерным моделям, которые выводятся на российский рынок, говорят источники "Ъ". Впрочем, она выйдет на рынок не раньше 2014 года, но станет одной из базовых моделей СП наряду с обновленным Focus и Kuga. Компактный седан и Kuga будут производиться на заводе "Соллерса" в Набережных Челнах, а Explorer и Transit — в Елабуге. Сборка последних стартует уже в следующем году. С 2013 года появится Kuga, затем через год — седан В+. Перспективный план производства в 2016 году указан на уровне 300 тыс. машин (с учетом завода "Форд-Всеволожск", который также войдет в СП).
![](/images/emp.gif)
Одним из принципиальных разногласий между "Соллерсом" и его прежним партнером по CП Fiat стал вопрос использования интеллектуальной собственности Fiat — концерн отказался предоставить "Соллерсу" свою платформу Compact White. С Ford "Соллерс" намерен сотрудничать на условиях роялти (их размер не называется). Наконец, продавать собранные машины будет единая дилерская сеть Ford и "Соллерса" из более чем 200 автосалонов. Сейчас сети Ford и "Соллерса" в России сопоставимы (105 и 107 центров соответственно).
![](/images/emp.gif)
Свою инвестпрограмму до 2020 года СП "Соллерса" и Fiat оценивает в $1,4 млрд, и самыми затратными являются запуск новых моделей ($768 млн), их локализация ($387 млн) и запуск производства двигателей ($187 млн), причем сборка последних стартует уже со следующего года. Основную часть финансирования планируется привлечь с помощью государства — "Соллерс" и Ford рассчитывают на десятилетнюю кредитную линию с субсидируемой (на две трети ставки ЦБ) процентной ставкой на сумму $1,2 млрд. Кто может ее предоставить, в презентации не указано, но под СП с Fiat "Соллерс" собирался привлечь финансирование Внешэкономбанка. Недостающие $200 млн партнеры будут финансировать за счет собственного операционного денежного потока. C самого начала своей работы СП будет иметь положительную EBIDTA ($66 млн), однако его рентабельность будет крайне низкой (2,8%). К 2016 году рентабельность по EBIDTA достигнет 7,6% ($432 млн).
![](/images/emp.gif)
В целом планы "Соллерса" и Ford выглядят более приземленными, чем с Fiat, но интересными, говорит Михаил Пак из ИК "Атон", хотя бы потому, что ситуация с продажами Ford в России гораздо лучше, чем у Fiat. Другой вопрос, продолжает Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала", в том, что, если уже со следующего года "Соллерс" начнет сворачивать выпуск Fiat Ducato, который дает примерно 25% выручки и EBITDA компании, не совсем понятно, как это скажется на денежном потоке "Соллерса" и не создаст ли это проблем с обслуживанием его долга, который на первое полугодие перевалил за $700 млн.