Слишком большая труба: куда девать украинские ТБД?



Проигрывая в политическом лобби своим конкурентам, украинские производители труб большого диаметра осваивают новые рынки. Единственный производитель ТБД – Харцизский трубный завод пока что удерживается на плаву за счет заказов из Средней Азии. Еще одним пока незадействованным резервом остается сама Украина с ее нуждающейся в обновлении газотранспортной системой.
Согласно оперативным данным, в течение января-сентября текущего года украинский производитель труб большого диаметра (ТБД) с антикоррозионным покрытием ОАО «Харцызский трубный завод» (ХТЗ) сократил объемы производства на 43,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 235 тыс. тонн. Поскольку в первом полугодии нынешнего года спад производства ХТЗ составлял 61,5% – до 131,402 тыс. тонн, данная статистика указывает на то, что третий квартал в деятельности завода оказался более успешным, чем начало года. Действительно, в течение апреля-сентября 2008 г. предприятию удалось выйти на довольно стабильные объемы производства – в среднем 33 тыс. тонн в месяц – и преодолеть резкий спад, произошедший в первом квартале.
Впрочем, удовлетворительная динамика второго-третьего кварталов, , вряд ли, может внушать особый оптимизм. Ведь, как известно, производственные мощности ХТЗ рассчитаны на выпуск не менее 1,5 млн. тонн труб ежегодно. Однако в минувшем году портфель заказов предприятия не достигал и трети этого объема. При этом из произведенных в 2007 г. 485,5 тыс. тонн труб 300 тыс. были заказаны «Газпромом» и реализованы на российском рынке.
Тот факт, что это ударит по предприятию, ориентировавшемуся на российский рынок, был очевиден. Ведь строительство ряда газо- и нефтепроводов в России было завершено, процесс строительства трубопроводов «Восточная Сибирь–Тихий океан» (ВСТО) и Nord Stream – приостановлен, а удовлетворить потребности в ТБД для проведения ремонтов существующих трубопроводов россияне могли и сами. А потому, сделанный в декабре прошлого года руководством предприятия анонс новой маркетинговой стратегии выглядел вполне логично.
Согласно сообщению пресс-службы ООО «Метинвест Холдинг», ХТЗ «развернул интенсивную работу по поиску новых перспективных рынков сбыта продукции по всему миру». Тем не менее, плачевные итоги января показали, что портфель заказов предприятия пуст. В течение первого месяца нынешнего года завод выпустил всего 5 тыс. тонн трубной продукции, сократив объемы производства более чем на 90% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Тогда же многие СМИ распространили информацию о готовящейся продаже Харцызского трубного российской группе ЧТПЗ, включающей Челябинский трубопрокатный и Первоуральский новотрубный заводы и, наряду с двумя другими гигантами российского трубного рынка – Объединенной металлургической (ОМК) и Трубной металлургической (ТМК) компаниями – успешно конкурирующей с ХТЗ. Однако пресс-служба украинского трубопроизводителя тотчас опровергла данное сообщение, добавив, что «в обозримой перспективе руководство ХТЗ не планирует вступать в какие-либо переговоры по поводу продажи предприятия».
Среднеазиатский вектор
В течение февраля-марта ХТЗ, ориентируясь на спотовый рынок, произвел всего 18,5 и 11,741 тыс. тонн труб соответственно, которые были реализованы в США, Иране и странах Средней Азии. А уже в апреле завод приступил к производству труб для нефтепровода Кенкияк-Кумколь. Речь идет о создании маршрута транспортировки нефти из западного Казахстана в Китай посредством строительства трубопровода общей протяженностью 760 км, связывающего нефтепроводные системы Западного и Восточного филиалов АО «КазТрансОйл».
Первоначально предприятие «Казахстанско-китайский трубопровод», созданное ОАО «КазТрансОйл» и Китайской национальной корпорацией по разведке и разработке нефти и газа (CNODC), которое весной нынешнего года приступило к строительству третьего звена трубопровода диаметром 813 мм, видело в числе поставщиков труб для проекта только Харцызский трубный (чуть более 40 тыс. тонн) и входящий в состав «Северстали» Выксунский металлургический (ВМЗ) заводы (34 тыс. тонн). Однако вскоре после утверждения, планы поставок были пересмотрены в пользу входящего в состав ТМК Волжского трубного завода (ВТЗ).
Руководство ТМК смогло добиться пересмотра планов поставок для третьего звена трубопровода Кенкияк-Кумколь, в результате чего ВТЗ получил заказ на 15 тыс. тонн ТБД, в то время как доля ХТЗ была пропорционально уменьшена. В результате во втором квартале нынешнего года ХТЗ удалось поставить в Казахстан лишь 26 тыс. тонн труб. Хотя на общем фоне спада производства участие ХТЗ в этом проекте, даже изрядно урезанное, обусловило довольно оптимистическую статистику двух последних месяцев весны. Так, в апреле, по сравнению с мартом, объемы производства завода возросли в 2,9 раза – до 33,7 тыс. тонн, а в мае они достигли 42 тыс. тонн труб, оказавшись для ХТЗ рекордом минувшего полугодия. Однако уже в июне ХТЗ вновь вошел в фазу спада производства, произведя на 50% меньше труб, чем в предыдущем месяце – 21,002 тыс. тонн.
Как бы то ни было, но уже летом в Средней Азии началось строительство нового транснационального трубопровода «Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай» с общей протяженностью более чем 7 тыс. км, который должен будет связать Туркменистан с центральными и южными районами Китая. В частности, в конце июня были начаты работы по сооружению узбекского участка, а в середине июля они были развернуты и в Казахстане. Уже после этого – 1 августа – было подписано соглашение об основных принципах строительства и эксплуатации магистрали, а также – определена схема финансирования проекта и источник необходимых средств для его реализации.
В этом проекте ХТЗ, похоже, удалось взять долгожданный реванш. На июльских переговорах о поставках ТБД предприятие «застолбило» для себя узбекский участок, получив заказ общим объемом 110 тыс. тонн. Именно этот «дипломатический» успех и обусловил стабильную и позитивную статистику объемов производства ХТЗ в течение третьего квартала текущего года. Так, в июле завод произвел 34 тыс. тонн, в августе – 30,5 тыс. тонн труб, а в сентябре завод 39,2 тыс. тонн ТБД. Однако, учитывая, что предусмотренный контрактом срок выполнения работ составляет не более 4 месяцев, примерно к концу октября узбекская ниша будет для ХТЗ исчерпана.
Судя по всему, данным заказом возможности среднеазиатского проекта для ХТЗ не ограничатся. Дело в том, что в августе были приняты необходимые решения также и по поводу строительства казахстанской части газопровода, предполагающие поставки ТБД в размере около 240 тыс. тонн в течение 6-7 месяцев. Впрочем, окончательно объем заказов еще не определен. Неизвестно также, каким образом общее количество труб будет распределено между двумя основными поставщиками – ХТЗ и ВМЗ. И, наконец, не следует сбрасывать со счетов неугасающую заинтересованность в этих заказах весьма агрессивной в своей маркетинговой политике ТМК, которая, как и в случае с трубопроводом Кенкияк-Кумколь, вполне может вклиниться даже в определенные планы поставок за счет ХТЗ.
На серьезность намерений компании указывают шаги, предпринимаемые ею с целью окончательно закрепиться на этом рынке, дабы не позволить сделать того же самого своему основному украинскому конкуренту. Речь идет о приобретении ТМК в июне нынешнего года 100% уставного фонда ТОО «Казтрубпром». Но здесь ей, наряду с ОМК и ХТЗ, придется вступить в конкурентную борьбу уже с гораздо более мощным противником – крупнейшей в мире металлургической корпорацией ArcelorMittal в лице входящего в ее состав металлургического завода «ArcelorMittal Темиртау» (Казахстан), который с 2006 года начал выпуск спиралешовных труб большого диаметра, которые, согласно планам, будут реализованы, в частности, и на среднеазиатском рынке.
Наиболее очевидной, но пока почти не используемой возможностью реализации украинских ТБД является сама Украина, которой принадлежит одна из самых мощных газотранспортных систем (ГТС) в мире. Разумеется, интенсивность ее эксплуатации не в последнюю очередь будет зависеть от своевременного ремонта и обновления магистралей, определяющих рост их пропускной способности. И, поскольку Россия уже строит «Северный» и «Южный» потоки, а также ведет газопровод через Беларусь, а Европа реализует газопровод «Набукко», Украина сможет сохранить лидирующие позиции в транзите энергоресурсов только при условии своевременной модернизации собственной ГТС. По оценкам Европейской Комиссии общий объем инвестиций, которых требует реконструкция украинской ГТС, составляет на менее 2,5 млрд евро.

ugmk.info
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_545.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru