Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу | Забыли пароль?
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Яндекс цитирования

Публикации

Слишком большая труба: куда девать украинские ТБД?



Проигрывая в политическом лобби своим конкурентам, украинские производители труб большого диаметра осваивают новые рынки. Единственный производитель ТБД – Харцизский трубный завод пока что удерживается на плаву за счет заказов из Средней Азии. Еще одним пока незадействованным резервом остается сама Украина с ее нуждающейся в обновлении газотранспортной системой.
Согласно оперативным данным, в течение января-сентября текущего года украинский производитель труб большого диаметра (ТБД) с антикоррозионным покрытием ОАО «Харцызский трубный завод» (ХТЗ) сократил объемы производства на 43,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 235 тыс. тонн. Поскольку в первом полугодии нынешнего года спад производства ХТЗ составлял 61,5% – до 131,402 тыс. тонн, данная статистика указывает на то, что третий квартал в деятельности завода оказался более успешным, чем начало года. Действительно, в течение апреля-сентября 2008 г. предприятию удалось выйти на довольно стабильные объемы производства – в среднем 33 тыс. тонн в месяц – и преодолеть резкий спад, произошедший в первом квартале.
Впрочем, удовлетворительная динамика второго-третьего кварталов, , вряд ли, может внушать особый оптимизм. Ведь, как известно, производственные мощности ХТЗ рассчитаны на выпуск не менее 1,5 млн. тонн труб ежегодно. Однако в минувшем году портфель заказов предприятия не достигал и трети этого объема. При этом из произведенных в 2007 г. 485,5 тыс. тонн труб 300 тыс. были заказаны «Газпромом» и реализованы на российском рынке.
Тот факт, что это ударит по предприятию, ориентировавшемуся на российский рынок, был очевиден. Ведь строительство ряда газо- и нефтепроводов в России было завершено, процесс строительства трубопроводов «Восточная Сибирь–Тихий океан» (ВСТО) и Nord Stream – приостановлен, а удовлетворить потребности в ТБД для проведения ремонтов существующих трубопроводов россияне могли и сами. А потому, сделанный в декабре прошлого года руководством предприятия анонс новой маркетинговой стратегии выглядел вполне логично.
Согласно сообщению пресс-службы ООО «Метинвест Холдинг», ХТЗ «развернул интенсивную работу по поиску новых перспективных рынков сбыта продукции по всему миру». Тем не менее, плачевные итоги января показали, что портфель заказов предприятия пуст. В течение первого месяца нынешнего года завод выпустил всего 5 тыс. тонн трубной продукции, сократив объемы производства более чем на 90% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Тогда же многие СМИ распространили информацию о готовящейся продаже Харцызского трубного российской группе ЧТПЗ, включающей Челябинский трубопрокатный и Первоуральский новотрубный заводы и, наряду с двумя другими гигантами российского трубного рынка – Объединенной металлургической (ОМК) и Трубной металлургической (ТМК) компаниями – успешно конкурирующей с ХТЗ. Однако пресс-служба украинского трубопроизводителя тотчас опровергла данное сообщение, добавив, что «в обозримой перспективе руководство ХТЗ не планирует вступать в какие-либо переговоры по поводу продажи предприятия».
Среднеазиатский вектор
В течение февраля-марта ХТЗ, ориентируясь на спотовый рынок, произвел всего 18,5 и 11,741 тыс. тонн труб соответственно, которые были реализованы в США, Иране и странах Средней Азии. А уже в апреле завод приступил к производству труб для нефтепровода Кенкияк-Кумколь. Речь идет о создании маршрута транспортировки нефти из западного Казахстана в Китай посредством строительства трубопровода общей протяженностью 760 км, связывающего нефтепроводные системы Западного и Восточного филиалов АО «КазТрансОйл».
Первоначально предприятие «Казахстанско-китайский трубопровод», созданное ОАО «КазТрансОйл» и Китайской национальной корпорацией по разведке и разработке нефти и газа (CNODC), которое весной нынешнего года приступило к строительству третьего звена трубопровода диаметром 813 мм, видело в числе поставщиков труб для проекта только Харцызский трубный (чуть более 40 тыс. тонн) и входящий в состав «Северстали» Выксунский металлургический (ВМЗ) заводы (34 тыс. тонн). Однако вскоре после утверждения, планы поставок были пересмотрены в пользу входящего в состав ТМК Волжского трубного завода (ВТЗ).
Руководство ТМК смогло добиться пересмотра планов поставок для третьего звена трубопровода Кенкияк-Кумколь, в результате чего ВТЗ получил заказ на 15 тыс. тонн ТБД, в то время как доля ХТЗ была пропорционально уменьшена. В результате во втором квартале нынешнего года ХТЗ удалось поставить в Казахстан лишь 26 тыс. тонн труб. Хотя на общем фоне спада производства участие ХТЗ в этом проекте, даже изрядно урезанное, обусловило довольно оптимистическую статистику двух последних месяцев весны. Так, в апреле, по сравнению с мартом, объемы производства завода возросли в 2,9 раза – до 33,7 тыс. тонн, а в мае они достигли 42 тыс. тонн труб, оказавшись для ХТЗ рекордом минувшего полугодия. Однако уже в июне ХТЗ вновь вошел в фазу спада производства, произведя на 50% меньше труб, чем в предыдущем месяце – 21,002 тыс. тонн.
Как бы то ни было, но уже летом в Средней Азии началось строительство нового транснационального трубопровода «Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай» с общей протяженностью более чем 7 тыс. км, который должен будет связать Туркменистан с центральными и южными районами Китая. В частности, в конце июня были начаты работы по сооружению узбекского участка, а в середине июля они были развернуты и в Казахстане. Уже после этого – 1 августа – было подписано соглашение об основных принципах строительства и эксплуатации магистрали, а также – определена схема финансирования проекта и источник необходимых средств для его реализации.
В этом проекте ХТЗ, похоже, удалось взять долгожданный реванш. На июльских переговорах о поставках ТБД предприятие «застолбило» для себя узбекский участок, получив заказ общим объемом 110 тыс. тонн. Именно этот «дипломатический» успех и обусловил стабильную и позитивную статистику объемов производства ХТЗ в течение третьего квартала текущего года. Так, в июле завод произвел 34 тыс. тонн, в августе – 30,5 тыс. тонн труб, а в сентябре завод 39,2 тыс. тонн ТБД. Однако, учитывая, что предусмотренный контрактом срок выполнения работ составляет не более 4 месяцев, примерно к концу октября узбекская ниша будет для ХТЗ исчерпана.
Судя по всему, данным заказом возможности среднеазиатского проекта для ХТЗ не ограничатся. Дело в том, что в августе были приняты необходимые решения также и по поводу строительства казахстанской части газопровода, предполагающие поставки ТБД в размере около 240 тыс. тонн в течение 6-7 месяцев. Впрочем, окончательно объем заказов еще не определен. Неизвестно также, каким образом общее количество труб будет распределено между двумя основными поставщиками – ХТЗ и ВМЗ. И, наконец, не следует сбрасывать со счетов неугасающую заинтересованность в этих заказах весьма агрессивной в своей маркетинговой политике ТМК, которая, как и в случае с трубопроводом Кенкияк-Кумколь, вполне может вклиниться даже в определенные планы поставок за счет ХТЗ.
На серьезность намерений компании указывают шаги, предпринимаемые ею с целью окончательно закрепиться на этом рынке, дабы не позволить сделать того же самого своему основному украинскому конкуренту. Речь идет о приобретении ТМК в июне нынешнего года 100% уставного фонда ТОО «Казтрубпром». Но здесь ей, наряду с ОМК и ХТЗ, придется вступить в конкурентную борьбу уже с гораздо более мощным противником – крупнейшей в мире металлургической корпорацией ArcelorMittal в лице входящего в ее состав металлургического завода «ArcelorMittal Темиртау» (Казахстан), который с 2006 года начал выпуск спиралешовных труб большого диаметра, которые, согласно планам, будут реализованы, в частности, и на среднеазиатском рынке.
Наиболее очевидной, но пока почти не используемой возможностью реализации украинских ТБД является сама Украина, которой принадлежит одна из самых мощных газотранспортных систем (ГТС) в мире. Разумеется, интенсивность ее эксплуатации не в последнюю очередь будет зависеть от своевременного ремонта и обновления магистралей, определяющих рост их пропускной способности. И, поскольку Россия уже строит «Северный» и «Южный» потоки, а также ведет газопровод через Беларусь, а Европа реализует газопровод «Набукко», Украина сможет сохранить лидирующие позиции в транзите энергоресурсов только при условии своевременной модернизации собственной ГТС. По оценкам Европейской Комиссии общий объем инвестиций, которых требует реконструкция украинской ГТС, составляет на менее 2,5 млрд евро.

ugmk.info
Версия для печати: http://www.metalindex.ru/publications/publications_545.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2017
Рейтинг@Mail.ru