Черный лебедь, что ты вьешься над моею головой?! Российский и мировой рынок стали: 2-9 февраля 2020 г.

10 февраля 2020, 08:17

Вот в таких случаях и понимаешь, насколько все-таки тесно интегрирована мировая экономика, как много в ней зависит от Китая, и какая это в принципе хрупкая вещь. Прошла всего неделя с тех пор, как в Китае должны были завершиться новогодние праздники, а весь мир стало уже серьезно колбасить. И ведь это еще только начало.

Китайские предприятия, для которых каникулы были продлены на неделю, с 10 февраля, по идее, должны вернуться к работе. Однако очевидно, что полноценного возвращения не получится. Правительство КНР воспринимает угрозу коронавируса как смертельно серьезную. По сравнению с ней экономика уходит далеко на задний план. Фактически треть страны находится на карантине. Это означает, что рабочие, уезжавшие на праздники в родные деревни, не могут пока вернуться на свои заводы.

Именно по этой причине многие предприятия не смогут запуститься или будут функционировать с неполной загрузкой мощностей. Не возобновятся работы и на стройках. В некоторых районах их старт отложен еще на две недели, пока прибывшие работники не отбудут карантин. На юго-востоке страны пауза, по оценкам китайских специалистов, может продлиться до начала или даже до конца марта.

Китайскую металлургическую промышленность эти проблемы пока затронули в наименьшей степени. По состоянию на 9 февраля, не сообщалось об остановке доменных печей из-за нехватки рабочих рук или коронавируса. Однако в стране падает видимое потребление стальной продукции. По подсчетам S&P Global Platts, потери за февраль могут составить 31-43 млн. т по сравнению с обычной ситуацией. Точно так же обваливается видимый спрос на медь, нефтепродукты, природный газ, 60% которого используется в Китае в промышленности. Все они, особенно, сжиженный газ (LNG) резко подешевели. Неизбежным выглядит и падение котировок на железную руду.

Более серьезную угрозу для мировой экономики представляют простои китайских предприятий, выпускающих комплектующие, а также перебои в работе портов. В Австралии суда, прибывшие из Китая, уже отстаиваются на рейде по две недели на карантине. Нарастает хаос в контейнерных перевозках. Грузы, предназначенные для Китая, выгружаются в Корее с расчетом на то, что через какое-то время контейнеры можно будет переправить по назначению. Компания Hyundai уже столкнулась с проблемами из-за недопоставок комплектующих их Китая, а поставки айфонов могут сорваться из-за нехватки людей на сборочных заводах.

Поэтому в ближайшие дни надо будет внимательно отслеживать обстановку в китайской промышленности и строительном секторе. И если карантинные мероприятия не будут ослабевать (а для этого пока, к сожалению, не видно причин), следует готовиться к новому падению цен на мировом товарном рынке.

Для стальной продукции первая неделя февраля выдалась еще сравнительно нормальной. Цены, безусловно, падали в Азии, где заготовка и горячекатаный прокат понизились на $15-25 за т. Правда, в самом Китае котировки на биржах повалились только 3 февраля, в первый день торгов, после чего произошла стабилизация.

В других регионах слабым местом оказалась, прежде всего, Турция, где на $10-20 за т подешевел металлолом, спровоцировав аналогичный спад на рынках заготовки, сортового и листового проката. Уменьшение стоимости турецких горячекатаных рулонов на экспорте остановило рост цен на данную продукцию на юге Европы.

В то же время, распространение по миру китайских проблем безусловно скажется и на стальной продукции. Важно даже не сужение спроса вследствие перебоев с поставками товаров из Китая и в Китай, а восприятие обстановки. В глобальной экономике и так не благополучно, а коронавирус, если эпидемия не пойдет на спад в ближайшие две-три недели, вполне в состоянии сыграть роль «черного лебедя» - непредвиденного, но крайне негативного фактора, способного спровоцировать глубокий и продолжительный кризис.

На российском рынке влияние китайских событий пока выглядит пренебрежительно малым. К счастью, пока нет необходимости проведения у нас серьезных карантинных мероприятий. Отечественная промышленность и даже потребительский рынок сравнительно мало зависят от поставок из Китая. Да, падение цен на нефть и рекордный в истории обвал сжиженного природного газа – это неприятно. Но в условиях «бюджетного правила», профицитного бюджета, минимального внешнего долга и наличия обширных финансовых резервов – не опасно.

Тем не менее, заявка российских металлургических компаний на повышение заводских котировок на листовой прокат по февральским, а в перспективе – и мартовским контрактам выглядит необоснованной. Стоимость отечественной стальной продукции за рубежом в ближайшее время, скорее всего, будет снижаться, а существенное падение курса рубля выглядит маловероятным. Возможно, еще слишком рано об этом говорить, но у российских металлургов в начале весны могут возникнуть значительные проблемы со сбытом на внешних рынках.

Внутри страны рыночная обстановка по-прежнему выглядит неблагоприятной. Спрос слабый. Центральный банк в очередной раз снизил ключевую ставку, уже до 6%, но что толку, если банки откровенно боятся работать с реальным сектором экономики?! Например, на семинаре, проведенном 7 февраля Российским союзом поставщиков металлопродукции (РСПМ), оказалось интересно узнать, что сегодня для компании не из «высшей лиги» получить банковский кредит, наверное, сложнее, чем пареньку с улицы – поступить в охрану Кремля. Уж там от него точно потребуют меньше документов! Вот такие «трансакционные издержки», рожденные тотальным недоверием хозяйствующих субъектов друг к другу, - и есть одна из основных причин торможения всей российской экономики.

Президент на прошедшей неделе провел совещание с членами правительства. Началось оно с коронавируса, но затем дошло дело и до экономических вопросов. По словам премьер-министра, повышать российский ВВП планируется по нескольким направлениям.

Во-первых, это поддержка потребительского спроса за счет увеличения социальных выплат. Это, да, безусловно сработает. Особенно, если к этому добавить и широкомасштабную программу реновации жилого фонда, предложенную вице-премьером Маратом Хуснуллиным.

Во-вторых, правительство будет повышать инвестиционную составляющую ВВП. Для этого запускаются СПИКи 2.0, готовится к принятию закон о поощрении и защите капиталовложений, будут, очевидно, расширены инвестиционные программы госкомпаний. Здесь продолжается политика прежнего Кабинета министров: ставка по-прежнему делается на крупный бизнес, государственный и частный.

В-третьих, будет продолжаться и усиливаться политика импортозамещения, в том числе, в рамках национальных проектов. Тоже, вне всякого сомнения, перспективное направление. Во всяком случае, в нынешней обстановке от него может быть больше толка, чем от расширения несырьевого экспорта.

Хотя здесь главное, чтобы бизнесу было реально выгодно работать по государственным заказам. Пока что выполнять такие контракты – часто, что стричь медведя. Шерсти не так-то много, зато рева не оберешься, а стоит чуть ошибиться, так двинет, что и костей не соберешь!

Впрочем, все эти планы действительны, пока на нашу страну не распространилась эпидемия, и нет нужды ставить на карантин целые города с миллионным населением. Поэтому остается только от всего сердца пожелать друг другу: «Будьте здоровы!»
ИИС «Металлоснабжение и сбыт»

Материалы по теме:
25/03/2024WSA: мировое производство стали в феврале выросло на 3,7% к прошлому году
21/03/2024Китай отстает в усилиях по достижению целей в области экологически чистой стали к 2025 году
20/03/2024Упадет ли производство стали в Китае в марте на фоне низкого спроса?
15/03/2024Производство готовой стали в Таиланде снизилось в январе на 12,2%
14/03/2024Производство стали и железной руды в Китае будет слабым, а правительственных стимулов не будет

Источник: http://www.metalindex.ru/news/tape/2020/02/10/tape_60839.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru