Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Март
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Февраль
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26272829
Яндекс цитирования

Металлотрейдинг попрощался с независимостью

30 мая 2011, 15:30

Слияние таганрогской компании «ИНПРОМ» с металлургическим холдингом «ЕВРАЗ» открывает новый период истории российской торговли металлом — не исключено, что теперь на этом рынке места для независимых компаний почти не останется. Однако на юге России объединённой компании предстоит развиваться в агрессивной конкурентной среде.
ИНПРОМ был одной из наиболее пострадавших от кризиса южных компаний — сказалась высокая кредитная нагрузка, к тому же держатели облигаций в конце 2008 года разом потребовали вернуть им деньги. Однако за счёт набранной до кризиса динамики, хорошей репутации на рынке и диверсифицированной структуре бизнеса ИНПРОМу на излёте кризиса удалось найти стратегического инвестора, к чему глава компании Игорь Коновалов шёл не один год. В результате сделки с ЕВРАЗом в марте этого года было образовано ОАО «Евраз Металл Инпром» (ЕМИ), которое в ближайшие годы рассчитывает захватить лидерство на российском рынке металлотрейдинга и металлообработки. Если бы этого не произошло, судьба ИНПРОМа могла быть печальной: по мнению Игоря Коновалова, подтверждённому рядом аналитиков рынка, с приходом в розницу металлургических гигантов дни независимого металлотрейдинга в России сочтены.
Восставший из пепла
По мнению директора ростовского офиса компании «Тройка Диалог» Ивана Ковалёва, нынешняя ситуация в российском металлотрейдинге сопоставима с логикой развития рынка нефтепродуктов. Там первоначально тоже работало много независимых трейдеров, но большинству из них в итоге пришлось лечь под вертикально интегрированные холдинги. Как и нефтетрейдерам, продавцам металла без собственной сырьевой базы выживать было чрезвычайно сложно, к тому же производители, к примеру, «Мечел» и «Северсталь», стали создавать собственные сбытовые подразделения. Во время кризиса накопленный металлургами запас прочности позволил им топить рынок низкими розничными ценами, которые порой были равны оптовым. К тому же металлурги в разгар кризиса имели возможность переключиться на обслуживание внешних рынков, а независимые трейдеры, в том числе ИНПРОМ, работали в основном с российскими потребителями металла и столкнулись с катастрофическим падением спроса.
Кризис для ИНПРОМа действительно стал полной неожиданностью. Ещё в апреле 2008 года на Европейском стальном саммите в Дюссельдорфе глава ассоциации Eurofer доказывал, что в силу роста стоимости сырья и энергоносителей сталь достигла исторического максимума — порядка 1000 долларов за тонну стальной заготовки — и никогда не вернётся на уровень 300–400 долларов. «Надо привыкать, господа, к тому, что арматура стоит 1300 долларов, и дальше цена будет только расти», — таков был лейтмотив тех месяцев всеобщей эйфории, вспоминает Игорь Коновалов. Схему бизнеса, выстроенную им до кризиса, многие аналитики сегодня признают ненадёжной. «Долговая нагрузка компании до кризиса была очень высокой: отношение долга к капиталу по отчётности РСБУ 2008 года составляло 5,36», — полагает аналитик компании «Инвесткафе» Иван Шипилов.
Однако ИНПРОМу удалось избежать участи екатеринбургской «Макси-групп» — ещё одного российского металлотрейдера, который незадолго до кризиса намеревался создавать собственную сеть металлургических мини-заводов, но не смог обслуживать свой долг, а основатель компании Николай Максимов оказался фигурантом уголовных дел. В случае с ИНПРОМом страховкой от негативного сценария во многом стала продуманная политика построения публичной компании с обширной филиальной сетью, которую Игорь Коновалов воплощал в жизнь до кризиса. «Если бы ИНПРОМ не развивался столь агрессивно до кризиса и не стал федеральной компанией, то вряд ли бы он заинтересовал ЕВРАЗ, — говорит ведущий аналитик УК “Финам Менеджмент” Дмитрий Баранов. — Так что можно говорить, что кризис не только послужил началом падения ИНПРОМа, но и позволил ему, как птице Феникс, восстать из пепла и обрести новую жизнь». «В России это был первый настоящий циклический кризис, так что предпринимателям не хватало опыта, чтобы угадать его начало, — констатирует старший аналитик инвесткомпании “Церих Кэпитал Менеджмент” Олег Душин. — В результате металлотрейдинг в старом формате уходит, и в металлургическом мире сделка ИНПРОМа с ЕВРАЗом — это знаковое событие, поскольку усиливается влияние на рынок крупнейших меткомбинатов».
Кухня сделки
Поиск «стратега» ИНПРОМ начал ещё в 2006 году, предоставив соответствующий мандат венскому офису Райффайзенбанка. «В основном нашим предложением заинтересовались западные компании, — рассказывает Игорь Коновалов. — Немецкие “Шмольц и Бикенбах” и “Клекнер”, финская “Руукки”, австрийская “Фестальпине”, люксембургская “АрселорМиттал”, английская “Корус” — кого только не было в Таганроге». Дальше всего переговоры продвинулись с «Арселором» — в июне 2008 года ИНПРОМ получил от этого транснационала предложение о покупке контрольного пакета. Практически одновременно был подготовлен меморандум об IPO, на середину октября было запланировано road show. Но все эти планы перечеркнул кризис: осенью 2008-го «Арселор» решил заморозить программу М&А и предложил вернуться к переговорам через год, а первичное размещение было отложено — ИНПРОМ в тот момент разбирался с держателями своих облигаций, которые требовали вернуть деньги.
Второй этап поиска «стратега» пришёлся на 2009 год, и теперь к таганрогской компании присматривались уже российские металлурги, среди них — НЛМК, Магнитка, «Мечел» и ЕВРАЗ. Последние две компании и были главными претендентами на руку завидной невесты — Игорь Коновалов любил сравнивать поиск стратегического партнёра с выбором второй половины. В конечном итоге его решение пало на ЕВРАЗ — как поясняет основатель ИНПРОМа, привлекли прежде всего профессионализм менеджмента компании и условия сделки: «Меня заинтересовала возможность слияния с крупной сетью в целях создания объединённой компании — абсолютного лидера рынка, при котором я мог бы сохранить позиции крупного акционера, формат бизнеса, а компания продолжила бы стратегию развития. Для меня также было важно сохранение управленческого актива компании. Я не мог допустить, чтобы люди, с которыми я проработал многие годы, оказались на улице, и ЕВРАЗ выполнил своё обещание сохранить персонал».
Финансовые условия сделки сторонами не разглашаются. Как сообщил «Эксперту ЮГ» Олег Душин, в 2008 году, когда ИНПРОМ готовился к IPO, компания оценивалась в 180–200 млн долларов. Поэтому, полагает аналитик, максимум сделки мог составлять 180 млн долларов, минимум — 80 млн, а возможная величина — 150 млн или ещё меньше, учитывая обязательства ИНПРОМа. Как утверждает Игорь Коновалов, свой банковский долг компания погасила и рассчиталась по обязательствам со всеми поставщиками. В объединённой компании, зарегистрированной в Таганроге, Коновалов получил контроль над 25% акций и должность председателя совета директоров.
По мнению аналитиков, амбиции объединённой компании вполне оправданны. В результате присоединения ИНПРОМа к ЕВРАЗу образовалась равномерно представленная на территории страны сбытовая сеть: если таганрогская компания имела сильные позиции в европейской России, то её партнёры активно развивали сбыт на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Как сообщил «Эксперту ЮГ» Игорь Коновалов, объединённая компания уже покрывает все основные очаги спроса в 65 городах всех федеральных округов, а также в Казахстане. По оценке Олега Душина, в 2010 году общий объём продаж объединённой компании — около 1,2 миллиона тонн металлопродукции, что составляет порядка 11–12% рынка вторичных металлов в стране. Объёмы продаж основных конкурентов сопоставимы: «Мечел» контролирует 12% рынка, «Северсталь» — 10%.
Кто погибнет за металл?
Присоединение ИНПРОМа к ЕВРАЗу — это лишь один из эпизодов, связанных с активизацией крупных металлургических холдингов на юге России, происходящей сегодня в связи с масштабными инфраструктурными проектами в регионе. По оценке Игоря Коновалова, в период до 2014 года в России заявлены к вводу в эксплуатацию сталелитейные мощности в объёме 6–7 млн тонн, и многие из них — на Юге. Тот же ЕВРАЗ в конце прошлого года объявил проект прокатного производства «Южный стан» в посёлке Усть-Донецком (Ростовская область) стоимостью порядка 158 млн долларов, его ввод в эксплуатацию намечается на середину 2013 года. «Мечел» в конце прошлого года открыл собственное представительство в ЮФО и разворачивает прокатные мощности на Ростовском электрометаллургическом заводе в Шахтах. В Краснодарском крае запущен прокатный завод в Абинске, украинский Индустриальный союз Донбасса начал строить завод в Армавире. Группы, не имеющие на Юге собственных филиалов, также заинтересованы в выходе на местный рынок. Так, Ярцевский литейно-прокатный завод, принадлежащий правительству Москвы, часть произведённой в 2010 году продукции поставил на олимпийские объекты в Сочи.
«Избыточные для внутреннего рынка мощности создают жёсткую конкурентную среду для производителей стали, поэтому собственные сети являются инструментом в реализации тактики и стратегии», — характеризует текущую ситуацию на рынке основатель ИНПРОМа. В этой ситуации главный вопрос — насколько жёсткой окажется конкурентная борьба. По словам Игоря Коновалова, в шкале ценностей конечного российского потребителя цена металла продолжает занимать главенствующую позицию, и зачастую клиент из-за ста рублей разницы на тонне легко уходит к конкуренту. Основное внимание на юге России будет, конечно же, обращено на конкуренцию ЕВРАЗа и «Мечела» — по словам Ивана Шипилова, она особенно обострится после 2012 года, когда «Мечел» уменьшит производство заготовок за счёт развития более высоких переделов.
Вместе с тем потребности в модернизации основных фондов экономики Юга столь велики, что места под солнцем для крупных холдингов явно хватит. «Надеюсь, что крупные металлургические группы, например, ЕВРАЗ и “Мечел”, не будут конкурировать в лоб, — говорит заместитель генерального директора агентства Rusmet Михаил Родионов. — До кризиса между этими группами существовал информационный обмен по отгрузкам определённой продукции в те или иные регионы. Делалось это, похоже, с целью избежать жёсткой конкуренции в одном и том же сегменте и в одном и том же регионе — налицо была попытка найти разумный компромисс на рынке. Думаю, обе компании понимают, что тупо конкурировать ценами — это путь неправильный, поскольку до бесконечности снижать их не получится; если постоянно дёргать цены, ничего хорошего для сбытовых структур, да и для потребителей, от этого не будет».
А вот судьба независимых металлотрейдеров экспертам рынка представляется неоднозначной. Игорь Коновалов убеждён, что российский рынок пойдёт по европейскому пути слияния производителей и трейдеров, а не по американскому, где эти два вида деятельности чётко разделены. «Региональные трейдеры сегодня трещат по швам, хоть и не признаются в этом,— поясняет свою мысль г-н Коновалов.— Я знаю первых лиц многих компаний, вижу, с каким трудом им даётся бизнес. Сейчас на рынке ситуация стала ещё жёстче, лбом сталкиваются тяжеловесы с большими амбициями и финансовыми ресурсами. Поэтому независимая металлоторговля в России обречена неуклонно, год от года, терять свою долю рынка. Рецепт от этой “болезни” — нишевая специализация, создание добавленной стоимости за счёт металлообработки и высококачественного сервиса и, конечно же, достаточный размер собственного капитала». В то же время есть и аргументы в пользу выживания независимых. Так, Дмитрий Баранов не исключает, что модель бизнеса, на которой вырос ИНПРОМ, может быть воспроизведена при условии контроля металлотрейдерами своих расходов. По мнению аналитика, сделка между ЕВРАЗом и ИНПРОМом пока не привела к кардинальному переделу южного рынка металлов, однако если крупные группы будут вести более агрессивную политику в ЮФО, то с рынка могут уйти не только малые, но и средние металлотрейдеры,— либо им придётся объединяться.

Эксперт


Материалы по теме:

Версия для печати: http://www.metalindex.ru/news/2011/05/30/news_31358.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2024
Рейтинг@Mail.ru