Точный расчет Glencore

26 мая 2011, 10:43

Азарт инвесторов по поводу дебютного размещения крупнейшего товарного трейдера мира Glencore несколько месяцев подогревался слухами о предстоящем IPO.
Ожидалось, что спрос на акции компании приведет к значительному превышению начальной цены. Однако этого не произошло — все прошло точно по плану.
Накануне размещения генеральный директор Glencore Айвен Глэйзенберг сообщил, что книга заявок значительно переподписана и подтвердил, что исходная цена акций составит 530 пенсов. Компания рассчитывала получить за 16,4% акций 11 млрд. долларов, оценивая свою капитализацию в 59,3 млрд. долларов. Поскольку опцион доразмещения составил 10%, аналитики были уверены в успехе этого плана. И не ошиблись —Glencore действительно разместила акции по этой цене и обзавелась, как выразился Глэйзенберг, “профильно и географически диверсифицированной базой инвесторов”.
Правда, многие думали, что цена будет выше — условные торги, на которых в течение дня 530 млн. акций компании сменили владельцев, показали, что бумаги продавались в среднем на 4% дороже цены предложения. Однако после того, как обнаружился масштаб переподписки — объем заказов в четыре раза превысил предложение — многие инвесторы отступили. Кстати, некоторые из них говорят, что крупнейшее в Лондоне IPO пользовалось повышенным спросом главным образом потому, что после распределения акций по “якорным” инвесторам в свободном доступе осталось слишком мало бумаг. Кроме того, многие инвесторы обеспокоены прогнозом товарных рынков, особенно после недавней распродажи, и опасаются по поводу дисконтов, возможность которых не стоит исключать, учитывая структуру конгломератаGlencore и тот факт, что компания была закрыта от инвестиционного сообщества на протяжении 37 лет.
Таким образом, исходная цена размещения была установлена правильно, хотя сделать это было весьма непростой задачей. Ошибки же обходятся дорого: стоит вспомнить ситуацию, в которой оказалась российская Rusal, проводившая IPO в Гонконге в начале 2010 года, когда акции компании обвалились на 11% в день открытия (правда, впоследствии котировки существенно выросли). Однако с акциямиGlencore такого не случилось. Если бы акции компании пошли вниз, другие IPO, запланированные в горнорудной и энергетической отраслях, имели бы мало шансов на успех.
Тем не менее армия андеррайтеров во главе с Citigroup, Credit Suisse и Morgan Stanley, легионы юристов, консультантов и PR-компаний честно отработали свои гонорары (в общей сложности — более 275 млн. долларов), и теперьGlencore занимает пятое место по рыночной капитализации среди компаний, зарегистрированных на Лондонской бирже и связанных с горнорудной отраслью. А топы компании стали миллиардерами: пакет акций, которым владеет Айвен Глэйзенберг, возглавляющий компанию с 2002 года, оценен рынком в 9-10 млрд. долларов, у других руководителей оказались состояния того же порядка.
А начиналась эта грандиозная империя с того, что в апреле 1974 года торговая фирма Marc Rich создала дочернюю компанию Glencore для торговли в центральном кантоне Швейцарии Цуг. Компания стала стремительно расширяться, занялась торговлей сырьем и быстро выбилась в крупные игроки рынка. От металлов, минералов и нерафинированной нефти группа перешла к сельскохозяйственной продукции, росла путем приобретения месторождений и от торговли сторонними товарами сместилась к продажам собственной продукции. Тогда товарные рынки были в зачаточном состоянии, торговля осуществлялась на небольших площадках — зачастую путем личных контактов. Однако начинали появляться капитализированные хедж-фонды и компании, представляющие инвестиционные банки, которые увеличивали объемы торговли и число ее участников.
Но Glencore нашла иной путь. Компания постепенно становилась мощной силой, скупая горнорудные предприятия, рафинировочные фабрики, нефтяные активы и концентрируясь на торговле финансовыми инструментами, связанными с этими активами.Glencore постепенно превращалась в крупного игрока на рынка наличных сделок, фьючерсов и деривативов. И сейчас компания гордо позиционирует себя именно как торговую компанию, а не добывающую и не металлургическую. И хотя финансовая отчетностьGlencore становилась доступной лишь изредка и эпизодически, а ее проспект IPO — сложнейший документ, включающий 1,6 тыс. страниц, в котором трудно разобраться, достоверно известно одно: 90% прибылиGlencore получает именно от торговли.
Таким образом, бизнес-модель Glencore заключается в использовании капитала для покупки физических активов, которые обеспечивают расширение торговли, что представляет собой полную противоположность той деятельности, которая исходно предполагалась для товарных рынков. И успешность этой модели подтвердило IPO. Теперь, когда швейцарский торговый дом получил деньги, которые, как было заявлено, собирается использовать для новых приобретений, всех интересует вопрос в отношении потенциальной сделки с конкурентом Xstrata. Сейчас Glencore владеет 34% акций Xstrata; ожидается, что торговый дом попытается получить контроль над добывающей компанией. Такое слияние, если оно состоится, станет крупнейшим поглощением в истории горнорудной отрасли. Кстати,Glencore имеет в виду и другие сделки: компания не скрывает, что основная мотивация решения нарушить жестко соблюдавшуюся традицию закрытости и конфиденциальности — создание финансового потенциала для приобретений.

Укррудпром


Материалы по теме:
29/02/2024Подразделение Glencore запустило никелевую шахту в Канаде
04/12/2023Glencore и Norsk Hydro закрыли сделку по крупнейшему глиноземному заводу
15/11/2023Teck продает угольный бизнес Glencore и Nippon Steel за $9 млрд
11/07/2023Президент РФ утвердил закон о переходе на безналичный расчет при приеме металлолома
01/06/2023Glencore инвестирует в расширение стареющего перуанского медного рудника Antapaccay

Источник: http://www.metalindex.ru/news/2011/05/26/news_31292.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru