Второй виток обвала фрахтовых ставок

11 мая 2011, 11:29

По мнению экспертов, причинами второго витка обвала фрахтового рынка, начавшегося в конце марта и завершившегося в конце апреля, стали те же факторы, которые вызвали январское падение ставок на балкерный тоннаж. В частности, помимо избыточности новых судов, речь идет о заметном сокращении отгрузок главных навалочных грузов - руды и угля.
Так, объемы отгрузок бразильской руды в январе 2011 г. были на 20% ниже, чем среднемесячные в IV квартале 2010 г., а австралийской железной руды - на 17%. Это же относиться и к отгрузке угля.
Причем, специалисты Freight World считают, что изменение тренда и улучшение фрахтовой конъюнктуры в конце апреля не имеет фундаментальных основ и является временным явлением. При этом судовладельцам еще очень повезет, если и в дальнейшем ставки сохранятся на апрельском уровне. Эту точку зрения подтверждает апрельский обзор французских судовладельцев, в котором говорится, что, роста торговой активности и увеличение объемов перевозки балкерных грузов, будет явно недостаточно, чтобы «абсорбировать» весь заказанный и поступающий на рынок новострой. Поэтому и 2011 и 2012 гг. будут весьма тяжелыми для судовладельцев, поскольку избыток тоннажа будет держать ставки на минимальном уровне.
Такого же мнения придерживаются и аналитики Jeferies, считающие, что восстановление рынка балкерного тоннажа возможно не ранее 2013 г., да и то, только в том случае, если судовладельцы прекратят заказывать новые суда. В наихудшем положении окажутся балкера типа «кейпсайз», для которых аналитики Jeferies снизили собственный прогноз ставок на 2011 г. с $25 тыс. до $13 тыс. за сутки. Аналитики этой группы ожидают также существенного падения котировок акций большинства судоходных компаний на основных биржевых площадках.
Напомним, что в 2009 г. балкерный флот увеличился на 9,9% и с немалым трудом был «абсорбирован» рынком, хотя рост объемов китайского импорта железной руды составил в тот год 40%. В 2011 г. увеличение объемов поставок железной руды в КНР прогнозируется на уровне 8%, а рост балкерного флота составит, как минимум, 10-12%. Поэтому проблема избытка балкерного тоннажа в ближайшие полтора года будет только нарастать. В любом случае, этот вывод трудно оспорить в отношении судов типа «кейпсайз» и «панамакс».
В частности, согласно прогнозам Clarksons в 2011 г. дедвейт балкеров типа «панамакс» увеличится на 11%, а «кейпсайз» - на 17%. По данным Arctic Securities, в этом году на рынок уже поступило 72 кейпсайза, а до конца года планируется поставка еще около 220 судов. Тем самым общее количество избыточного флота данного типа в 2011 г. может составить около 240 ед., что создаст реальную основу для низкого уровня ставок. Поэтому, по мнению Commodore Research, многим балкерам «кейпсайз» в этом году придется стать на прикол, поскольку ставки фрахта не будут покрывать операционных издержек. Последние для балкеров «кейпсайз» оцениваются в $10 тыс. за сутки, в то время как стоимость отстоя составляет порядка $1500 сутки.
В качестве дополнительных оснований для пессимизма, но уже со стороны спроса на перевозки, аналитиками приводятся данные о замедлении темпов роста мирового ВВП, снижении темпов роста производства стали в Китае и опережении самого производства над спросом.
Так, аналитики IHS Global Insight уменьшили свой прогноз роста мирового ВВП на 2011 г. с 3,7 до 3,5%, по сравнению с 4,1% роста в 2010 г. Рост экономики США в I кв. 2011 г. составил менее 2% и во II квартале ожидается немногим больше. В Китае в I квартале рост ВВП составил 9,7%, что также ниже показателя IV. Здесь, уместно напомнить, что доля КНР в мировом ВВП возросла с 5% в 2005 г. до 9,5% в 2010 г.
С другой стороны, по данным World Steel Association (WSA), за I кв. мировой объем производства стали достиг 374,5 млн. т, что на 8,8% больше, чем за аналогичный период 2010 г. Но в 2011 г. ожидается увеличение спроса всего на 5,9%, а в 2012 г. - на 6,0%. Кроме того, относительно медленно будет расти потребление стальной продукции и в главной мировой кузнице товарных потоков - Китае. Таким образом, представленные WSA данные подтверждают, что производство стальной продукции в большинстве регионов мира в первом квартале текущего года превысило спрос.
Производство стали в КНР в 2011 г. прогнозируется на уровне 705 млн. т, что на 12,7% больше, чем годом ранее. Для сравнения, рост производства стали в Китае в 2006-2010 гг. ежегодно составлял 12%, а в 2001-2005 гг. – 22,6%. В то же время, согласно заданиям 12-го пятилетнего плана, этот рост должен составлять 6% ежегодно. Таким образом, 2011 год явно опережает контрольную цифру, т.е. можно ожидать, что правительство КНР примет меры для замедления темпов производства стали, что, в свою очередь, может негативно сказаться на объемах импорта железной руды и кокса. Правда, здесь решающую роль может сыграть соотношение внутренних и мировых цен на данные виды сырья. В связи с этим неудивительно, что власти КНР возвели проблему ценообразования на железную руду в ранг национального стратегического приоритета, что может иметь существенные последствия для объемов ее импорта.
Но, не все аналитики настроены пессимистично, в первую очередь, в отношении роста товарных потоков. Аналитики Credit Suisse Group прогнозируют, что Япония будет вынуждена в 2011 г. дополнительно импортировать около 6 млн. т угля, после того как в стране, в связи с землетрясением и цунами пострадали атомные электростанции. В свою очередь эксперты Clarksons прогнозируют, что в 2011 г. Япония увеличит импорт угля до 209 млн. т, что на 5,2% больше в сравнении с годом ранее. До землетрясения прирост прогнозировался на уровне 1,6%.
По мнению экспертов Castalia Fund Management увеличение импорта угля для электростанций, а также других видов сырья для восстановительных работ в Японии, может поднять существующий уровень фрахтовых ставок для балкеров «панамакс» на 55%. В то же время аналитики Sydbank считают, что ни восстановительные работы в Японии, ни возобновление после наводнения полномасштабных отгрузок угля из Австралии, ни увеличившиеся объемы отправки старых балкеров на скрап не послужат толчком для существенного улучшения фрахтовой конъюнктуры в 2011 г.
Впрочем, сами судоходные компании полагают, что не все так плохо. Они считают, что из-за роста объемов экспорта руды и угля из Австралии и Бразилии, а также увеличения отгрузок зерновых в Атлантике, востребованость балкерного флота вырастет. Во всяком случае, такого мнения придерживается руководство балкерной компании Pacific Basin. По некоторым прогнозам, опирающимся на т.н. «технические индикаторы», Балтийский фрахтовый индекс сухогрузного тоннажа после завершившегося в конце апреля падения на отметке в 1250 пунктов, возможно, вырастет до 1585 пунктов.
Кроме того, по данным брокерской компании BMTI, в первом квартале 2011 г. перенос сроков поставки новых балкеров составил 50%, по сравнению с 35% за аналогичный период прошлого года. В случае, если темпы переноса сроков поставки балкеров останутся такими же высокими, как и в начале года, прирост мирового флота сухогрузов может быть не таким значительным, как предполагается. А это означает, что увеличение мирового флота балкеров, ожидаемое в 2011 г. на уровне 12 - 13% может существенно сократиться и стать сопоставимым с ростом мировой торговли балкерными грузами.
А согласно прогнозам, в 2011 г. мировая морская торговля навалочными грузами, включая зерно и сахар, вырастет на 6-7% и достигнет рекордных 3,5 млрд. т. По данным Департамента сельского хозяйства США (USDA) существенное увеличение объемов продаж риса - на 18% в текущем маркетинговом году ожидает Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай. В Бразилии и Парагвае ожидаются также рекордные урожаи сои, составляющие 32,8 и 6,0 млн. т соответственно, в то время, как урожай этой культуры в США составит 43 млн. т. Из этого урожая на долю Китая придется 57 млн. т, что на 7 млн. т больше, чем в предыдущем маркетинговом году. Помимо рекордных объемов экспорта сои, Бразилия увеличит и отгрузки кукурузы до 11 млн. т.
И наконец, производство коксующегося угля в КНР в 2011 г. прогнозируется на уровне 520 млн. т, а его импорт - 56 млн. т, что на 9 млн. т или 37% больше, чем в 2010 г. Корейская компания Hyndai Steel планирует в 2011 г. увеличить импорт железной руды на 6 млн. т, а коксующегося угля - на 2,8 млн. т, что даст дополнительную «работу» балкерам «кейпсайз» и «панамакс». И этот список можно было бы продолжить, хотя котировки фьючерсного рынка пока что ближе к пессимистическим прогнозам. Но, окончательное слово за реальным фрахтовым рынком…

Транспортный бизнес


Материалы по теме:
20/03/2024Tokyo Steel сохранит цены на продукцию в апреле второй месяц подряд
19/01/2024Железная руда в Даляне падает второй день подряд из-за опасений по поводу спроса в Китае
19/01/2024BHP Billiton во второй половине 2023 года увеличила выпуск почти всех цветных металлов
17/08/2023Дальневосточный трубный завод построит второй цех
14/08/2023Глобальная торговля металлоломом снижается второй год подряд

Источник: http://www.metalindex.ru/news/2011/05/11/news_30916.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru