Крупный кредитор автозавода «Дервейс» — Сбербанк хочет найти партнера своему должнику. В поле зрения банка попали две компании, которые могли бы организовать свое производство на мощностях черкесского предприятия, — Fiat и GM. Уже на этой неделе Сбербанк собирается предложить компаниям начать переговоры о сотрудничестве.
Как рассказал источник РБК daily, «Сбербанк Капитал» подыскивает партнера своему должнику — черкесскому заводу «Дервейс». По его словам, в течение нескольких дней «Сбербанк Капитал» должен направить письмо в итальянский Fiat с предложением начать переговоры. «Завод «Дервейс» обладает всем необходимым для выпуска автомобилей мировых брендов», — отметил собеседник.
Напомним, что Fiat, расставшись с Sollers, решил самостоятельно развиваться на российском рынке. Для этого компания даже подала заявку на получение режима промсборки и заявила о том, что хочет вложить в создание производства в рамках нового режима около 1 млрд евро. Сейчас итальянский производитель рассматривает несколько площадок в России, и уже в апреле Fiat обещал предоставить в Минэкономразвития окончательный бизнес-план.
Задача перед Fiat стоит непростая — построить собственный завод мощностью 300 тыс. автомобилей или организовать выпуск машин на уже существующих мощностях. Ранее говорилось, что Fiat вел переговоры о создании альянса с ТагАЗом, однако стороны так и не смогли договориться о партнерстве. Мощности завода «Дервейс» рассчитаны на выпуск 100 тыс. автомобилей в год. Сейчас предприятие собирает китайские автомобили Lifan, Geely и Haima. «Дервейс» не раз заявлял о своем желании получить льготы режима промсборки, однако нынешний формат партнерства с китайцами практически не оставлял шансов на это. На «Дервейсе» не стали комментировать возможное партнерство с Fiat. В Сбербанке отметили, что «Дервейс» подыскивает партнера самостоятельно, но Сбербанк ему содействует в этом. В Fiat не смогли прокомментировать этот вопрос.
«Сбербанк Капитал» приобрел 51% акций завода «Дервейс» в конце прошлого года. «Дервейс» — крупный должник Сбербанка, еще два года назад ему был открыт кредит на 1 млрд руб. Чтобы не набегали проценты, «Дервейс» передал свой контрольный пакет Сбербанку. Но если в течение нескольких лет завод отдаст эти деньги, банк передаст обратно акции собственнику.
Помимо итальянцев «Сбербанк Капитал» может начать переговоры о сотрудничестве с General Motors и альянсом Hyundai-Kia. «Мы не в ситуации, в которой нам обязательно нужен партнер. У нас есть свои мощности, есть мощности партнеров. Однако исключать ничего нельзя», — уверен представитель GM.
По мнению директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, у Fiat вряд ли получится создать производство автомобилей в рамках режима промсборки. «Попытки итальянской компании развернуть производство в России похожи на агонию, которая рано или поздно должна будет закончиться, так как выйти на объемы режима промсборки у Fiat не получится ни с кем», — уверен эксперт. По его мнению, итальянской компании нужно было в свое время сотрудничать с АвтоВАЗом или не разрывать отношений с Sollers.
По данным Ассоциации европейского бизнеса, в прошлом году Fiat продал на российском рынке всего лишь 22 тыс. машин (рост на 21%), а в предкризисном 2008 году — 33,3 тыс. штук (рост на 118%).