
Из Тяньцзиньского порта пришло сообщение, что разгруженная с сухогрузов измельченная железная руда образовала на территории причалов целые горы, наличие которых затрудняет передвижение портовых погрузчиков и сам процесс погрузки руды.

По словам одного из руководителей порта, в последнее время каждый день туда приходят на разгрузку по нескольку транспортов с рудой, буквально один за другим, и приходится работать в три смены, 24 часа в сутки. Подобным образом ситуация начала развиваться всего 10 дней назад. И несмотря на скопившиеся горы руды, новые корабли все прибывают и прибывают.

В цифрах все выглядит следующим образом: общий объем наличных запасов железной руды в данном порту составляет 5,69 млн. т. Всего в первом квартале с.г. через Тяньцзинь было импортировано 14,6 млн. т руды (+5,4% к АППГ).

Ситуация позволяет торговцам надеяться на снижение цен, однако влечет к крупномасштабной «миграции» сырья на спотовый рынок. С такой же проблемой столкнулись еще 18 крупнейших портов Китая. Общий объем накопленных запасов железной руды на данный момент уже превысили отметку в 60 млн. т. В порту г. Циндао накопилось 9,4 млн. т, Бэйлунь – около 3,2 млн. т, и это практически предельные показатели для указанных портовых комплексов.

Сырье завозят быстрее, чем отгружают из портов потребителям, а это вызвано тем, что огромные объемы руды, поставленные Rio Tinto по долгосрочным контрактам еще прошлого года (15 млн.т.), на данный момент выброшены на спотовый рынок. А ведь поставки из Австралии - это более 50% грузооборота портов по ЖРС.

По мнению аналитиков SOGRA, если китайские металлурги станут бойкотировать спот-поставки из Австралии, цена на этом рынке расти перестанет, что даст весомые козыри в руки местным компаниям, до сих пор ведущим тяжелые переговоры по новым контрактным ценам на ЖРС со своими австралийскими партнерами.

У спада спроса на импорт железной руды есть и еще одна причина – политика правительства по удержанию курса доллара на высоком уровне. Теряя средства на внешнем рынке на разнице внутреннего и внешнего курса валют, китайские компании столкнулись с нехваткой наличных финансов, что резко снизило их покупательскую способность в отношении импортного ЖРС. Так что надежды австралийцев подзаработать на спот-поставках вполне могут с треском провалиться. А на переговорах о долгосрочных контрактах китайцы по вопросу повышения цен «мертвой хваткой» вцепились в отметку 65% и не отступают ни на шаг.