Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Яндекс цитирования

Российскую добывающую промышленность выручат умные самосвалы



Вопрос добычи полезных ископаемых в труднодоступных и тяжелых по климатическим условиям регионах России с каждым годом становится все актуальнее, поскольку ресурсы, располагающиеся в более удобных для добывающей техники зонах, стремительно истощаются. Решением этой проблемы может стать создание первой для России и стран СНГ системы автоматизированной добычи полезных ископаемых для горнодобывающей отрасли - проекта "Интеллектуальный карьер".
"Проект представляет собой новый этап в развитии системы "КАРЬЕР", созданной творческой группой под руководством академика Климента Трубецкого и в марте 2009 года отмеченной Премией правительства РФ в области науки и техники, - рассказывает руководитель проекта, член-корреспондент РАЕН Алексей Клебанов. - Реализация проекта "Интеллектуальный карьер" позволит повысить эффективность открытых горных работ, минимизировав влияние человеческого фактора, увеличить производительность оборудования и сделать более безопасным проведение горных работ, снизить эксплуатационные издержки, а также решить проблему нехватки квалифицированных водителей большегрузных самосвалов и машинистов горной техники".
Первый этап реализации проекта "Интеллектуальный карьер" запланирован на август 2011 года. Он включает в себя автоматизацию участка горных работ за счет использования совместной разработки "ВИСТ Групп" и ОАО "Белорусский автомобильный завод" - роботизированного дистанционно-управляемого автосамосвала на базе "БелАЗ (75131/75137)", а также испытание системы центрального управления роботизированными автосамосвалами и автоматизированной системы грузоперевозок в условиях горного производства на одном из угольных разрезов Хакасии в декабре 2011 года.
"Управление самосвалом будет осуществляться дистанционно оператором, рабочее место которого оборудовано широкоформатными жидкокристаллическими дисплеями и аналогично по функциональности оборудованию в кабине автосамосвала, - рассказывает Алексей Клебанов. - Надежный бортовой программно-аппаратный комплекс обеспечивает полноценное удаленное управление автосамосвалом, а оптико-электронная система, установленная на самосвале, обеспечивает безопасность вождения машины при любых погодных и климатических условиях и даже в темноте". На втором этапе планируется создание образцов выемочно-погрузочной горной техники (экскаваторы, погрузчики) и автоматизация буровзрывных работ. Третий этап предусматривает создание ситуационного диспетчерского центра управления горными работами и включает в себя комплексирование средств и резервирование каналов связи, а также создание центра хранения и обработки данных. Последним этапом реализации проекта "Интеллектуальный карьер" станет создание полномасштабной системы с удаленным диспетчерским центром, откуда будет осуществляться мониторинг работы роботизированной горной техники, дистанционное управление и корректировка горных работ. Этот этап запланирован на сентябрь 2013 года.
В проекте планируется использовать оборудование ведущих мировых производителей в области связи и навигации, разрабатывать алгоритмы интеллектуального зрения и аппаратные средства контроля и управления техникой, а также задействовать и перенять опыт крупных мировых горнодобывающих компаний.
Для экспертной оценки проекта будет создана комиссия, в состав которой войдут представители ИПКОН РАН, Ростехнадзора, "ВИСТ Групп", а также представители заводов - производителей горной техники и горнодобывающих компаний. Для реализации проекта планируется объединить усилия "ВИСТ Групп", БелАЗа, машиностроительных заводов "ИЗ-Картэкс", а также компаний Aplicom, Pacific Crest, Cisco Systems, Tamtron и др.
"Создание системы "Интеллектуальный карьер" и развитие систем управления горнотранспортными комплексами даст импульс развитию технологий беспроводной передачи данных, программного обеспечения, промышленной микроэлектроники, технологий и оборудования спутниковой навигации ГЛОНАСС" - считает Алексей Клебанов.
совет Экспертов РАН
"Помимо основного назначения, проект был бы интересен для применения на вредных производствах, условия работы на которых несут прямую угрозу здоровью человека. Успех проекта будет напрямую связан с тем, насколько органично удастся решить вопрос интеграции всех используемых технологий как в сфере производства, так и в сфере управления и контроля", - отмечает член экспертного совета Дмитрий Черешкин, академик РАЕН.
Первыми заинтересовались использованием беспилотной техники в организации процессов добычи полезных ископаемых с применением роботов в опасных для людей районах в странах Америки и Австралии. Там в начале 1990-х годов компанией Euclid был продемонстрирован беспилотный карьерный самосвал. В 2004 году фирма Codelco (Чили) ввела в эксплуатацию ряд роботизированной техники, управляемой на расстоянии в несколько километров от места ведения горных работ. В 2010 году в провинции Pilbera на западе Австралии компанией RIO Tinto был запущен пилотный проект - карьер West Angelas, в котором ближе всего реализована идея "Интеллектуального карьера": участие людей в процессе добычи ископаемых сведено к удаленному мониторингу и устранению коллизий при движении горной техники, а все операционные процессы (перевозки, бурение, логистика) и техника роботизированы. Управление карьером осуществляется из диспетчерского центра, расположенного на расстоянии 1300 км. Аналогичные разработки ведутся также в Африке и Канаде.

Российская газета
Версия для печати: http://www.metalindex.ru/publications/publications_964.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2024
Рейтинг@Mail.ru