Время контракта



Пока только одна, хотя и крупнейшая в мире, австралийско-британская горнодобывающая компания BHP Billiton вышла с предложением о переходе на месячные контракты по поставкам для металлургии коксующегося угля, вызвав негативную реакцию мировых производителей стали. В том числе и в России
Угольщики ищут стабильность
Мировая металлургия на пороге очередных структурных изменений. В феврале крупнейшая в мире горнодобывающая компания BHP Billiton предложила японским производителям стали перейти на месячные контракты на поставку коксующегося угля. Сейчас металлурги закупают сырье по квартальным договорам. Сужать рамки контрактов, по мнению аналитиков, заставляет высокая волатильность цен на рынке угля, вызванная наводнением в Австралии (второй по величине экспортер угля, занимает порядка 24% мирового рынка). Уголь сейчас на споте торгуется в среднем по $340 за тонну, рост цены с начала года составил более 50%.
Сокращение сроков контрактов позволит угольщикам актуализировать продажи на нестабильном рынке, отмечают эксперты. При этом короткие договоры только усилят волатильность на и без того нестабильном сырьевом рынке, прогнозируют эксперты. То есть по прогнозам ряда банков, во втором квартале цены снова могут пойти вверх.
Между тем ситуация очень похожа на события конца 2009 — начала 2010 годов, когда произошел переход от годовых контрактов к квартальным. Тогда металлурги тоже выступали против пересмотра договорных отношений, но в итоге приняли новые правила игры. Причем изменения параметров контрактов в прошлом году коснулись не только угля, но и железорудного сырья.
Сейчас ясность по новому формату контрактов должна появиться ближе к апрелю, когда начнется период подписания контрактов на следующий финансовый год.
Но говорить о том, что переход на месячные контракты — общемировая тенденция, преждевременно. Пока только одна BHP Billiton вышла с таким предложением, вызвав негативную реакцию мировых производителей стали.
Скинулись на АвтоВАЗ
Если отрасль перейдет на месячные контракты, это будет невыгодно российским металлургическим компаниям. Особенно тем, чья доля сбыта на домашнем рынке превалирует над экспортом.
В России сырье в основном реализуется по квартальным и спотовым контрактам. Цены на него формируются в привязке к экспортным, соответственно, их ежемесячный пересмотр усилит волатильность цен на внутреннем рынке. Чтобы металлурги могли адекватно реагировать на изменение цены на сырье, параллельно должна корректироваться стоимость стали. Но именно с этим в России у металлургов могут возникнуть проблемы.
Против "скачкообразного ценообразования" стали на внутреннем рынке выступает правительство страны. Чтобы избежать перекосов, государство настаивает на заключении долгосрочных контрактов между производителями стали и их внутренними потребителями.
Борьба за длинные контракты длится с прошлого года. В начале 2010 года на металлургов по очереди пожаловались правительству и Федеральной антимонопольной службе "Уралвагонзавод", ОАО "Российские железные дороги" и трубные компании, в декабре Объединение автопроизводителей России (АвтоВАЗ, "Соллерс", группа ГАЗ и КамАЗ) подготовило коллективную жалобу на действия металлургов на имя главы Минпромторга Виктора Христенко. Если с железнодорожниками споры были улажены достаточно быстро (по крайней мере, жалобы от них больше не поступают), то по другим потребителям вопрос по-прежнему открыт.
Наиболее острая дискуссия в начале года развернулась вокруг АвтоВАЗа. Тольяттинский автозавод никак не мог согласовать контракты на поставку автолиста в 2011 году с основным своим поставщиком — "Северсталью" Алексея Мордашова, которая в 2010 году закрывала 60% потребностей предприятия в прокате. Еще в конце прошлого года "Северсталь" анонсировала 30-процентное повышение цены на лист, но АвтоВАЗ на таких условиях подписывать годовой контракт отказывался. Притом что другие автопроизводители согласились с повышением цен, отмечал источник "Ъ" в "Северстали". Ценовой спор доходил до того, что комбинат прекращал отгрузки автозаводу.
В середине февраля в конфликт в очередной раз вмешалось правительство: вице-премьер Игорь Сечин провел совместное совещание с металлургами и их потребителями, на котором стояла задача договориться мирным путем. Неделю спустя стало известно, что АвтоВАЗ приступил к переговорам с Новолипецким металлургическим комбинатом (у второго основного поставщика автозавода Магнитогорского металлургического комбината дополнительного листа нет, сообщил "Ъ" представитель компании), который в итоге стал третьим поставщиком автозавода. При этом доля "Северстали" в общем объеме поставок АвтоВАЗу снизилась примерно до 12%.
Источник "Ъ", близкий к одной из работающих с АвтоВАЗом сталелитейных компаний, отмечал, что нежелание металлургов работать с заводом продиктовано экономикой партнерства. "Северсталь", например, поставляла АвтоВАЗу лист по цене на 30% ниже, чем остальным российским автопроизводителям, и еще на 30% ниже экспортных цен, отметил собеседник "Ъ". "Контракт с АвтоВАЗом надо рассматривать как социальную ответственность бизнеса, но не бизнес как таковой",— добавил он.
Если АвтоВАЗ уладил все споры с металлургами, то у трубников они, похоже, только начинаются. В середине февраля стало известно, что на ММК и "Северсталь" в правительство пожаловались ЧТПЗ и ТМК. Трубники указывали на то, что с конца прошлого года цена на разные виды стальной продукции, используемой в производстве труб, выросла на 30-40%, что, по их мнению, необоснованно. Чтобы избежать скачкообразного ценообразования, трубники также выступают за переход на длинные контракты (сейчас — квартальные и месячные). Жалоба пока на стадии рассмотрения.
Граница не на замке
Конфликт с АвтоВАЗом, впрочем, был показателен с точки зрения природы лояльности металлургов к компаниям с государственным участием. На определенном этапе переговоров в качестве рычага давления правительство заговорило о возможности введения пошлин на экспорт плоского проката и железной руды (10% и 30% соответственно). Источник в правительстве объяснял необходимость данной меры тем, что она позволит расширить предложение на внутреннем рынке за счет сокращения экспорта. Это, в свою очередь, приведет к снижению цен на металлургическую продукцию и заинтересует производителей стали в гарантированных объемах поставок по длинным контрактам. Кроме того, введение пошлин принесет $1,5 млрд дополнительного дохода в госбюджет.
Металлурги, в свою очередь, единым фронтом выступили против данной инициативы. По их мнению, введение пошлин приведет к снижению производства стали, поскольку российская металлургия исторически была нетто-избыточна. Сейчас отрасль полностью закрывает потребности внутреннего рынка, на экспорт продаются излишки. Сокращение производства, напротив, сократит доходную часть госбюджета, утверждают они.
Впрочем сокращение производства стали, возможно, и есть сама цель правительства, считает один из инвестбанкиров. Металлурги уже работают с докризисной загрузкой выше 90%, соответственно, при появлении дополнительного спроса цена на сталь неизбежно станет расти. Государству, за счет которого сейчас реализуется ряд крупных инфраструктурных проектов, это не выгодно.
В итоге правительство отказалось от идеи введения пошлины на экспорт железорудного сырья (ЖРС). "Известно, что автопроизводители пришли к соглашению с металлургическими компаниями по данному вопросу, поэтому необходимость введения экспортной пошлины отпадает",— заявил замруководителя Минэкономразвития Андрей Слепнев, подтвердив, кстати, предположение "Ъ", что изначальная инициатива введения пошлин была прямым следствием конфликта автопроизводителей с металлургами.
Рост цен продолжается
Однако рост цен в любом случае неизбежен, утверждают эксперты. С начала года стоимость российской стали на экспорт выросла на 30% — до $850 за тонну горячекатаного проката (FOB Черное море). Параллельно растут и внутренние цены. По прогнозу ФК "Уралсиб", в марте на домашнем рынке тонна горячекатаного проката будет стоить $800, прибавив еще 7% к текущей цене. При этом внутренние цены постепенно выравниваются относительно экспортных. В марте дисконт для внутренних потребителей, исходя из экспортного паритета, составит всего 6% против традиционных 10-15%. На второй квартал "Уралсиб" анонсирует рост стоимости железной руды и угля еще на 20-30% относительно средних цен текущего квартала. Прогноз по углю от Merrill Lynch — $400 за тонну. На фоне запрета на экспорт железной руды из Индии дорожает и это сырье — только с начала года наблюдается двукратный рост. В связи с этим цены на сталь продолжат ползти вверх все второе полугодие, уверен аналитик RMG Андрей Третельников. К концу второго квартала 2011 года, по его прогнозу, сталь подорожает еще на 10-15% к текущей цене. Но во втором полугодии цены снова могут быть скорректированы в связи с восстановлением добычи угля в Австралии.
Волатильность внутренних цен на сырье может затормозить или вовсе остановить появившуюся тенденцию отказа от месячных контрактов. Канадская Teck Resources по-прежнему выражает готовность пересматривать цены раз в квартал. Российские металлурги, скорее всего, также продолжат тяготеть к спотовым контрактам либо будут выступать за более частый пересмотр цен в рамках долгосрочных соглашений, отмечают эксперты.
Все это может привести к дальнейшему расслоению рынка, что, безусловно, только усилит риски и неопределенность, отмечают аналитики "ВТБ Капитала". Это может означать, что конфликты с основными потребителями, интересы которых поддерживает государство, продолжатся.

Коммерсантъ
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_947.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru