Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу | Забыли пароль?
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Яндекс цитирования

Публикации

«Норникель»: отдайте нам Удокан



Заместитель генерального директора, руководителя геологического отраслевого комплекса ГМК «Норильский никель» Максим Финский дал интервью агентству ПРАЙМ-ТАСС.
ПРАЙМ-ТАСС: Максим Валерьевич, «Норильский никель» подписал инвестиционное соглашение с Федеральным агентством железнодорожного транспорта о строительстве ветки Нарын-Лугокан /Читинская область/. Когда «Норникель» планирует перейти к активной фазе строительства ГОКов?
М.Финский: У нас все будет по плану, который мы утвердили вместе с правительством. В 2011 г должна быть полностью сдана в эксплуатацию железная дорога, и, соответственно, мы ориентируемся, что в 2012 г пустим первые два ГОКа, это на Бугдае /Бугдаинское месторождение/ и на Быстринском месторождении. Далее - поочередно к 2015 г завершение строительства Култуминского, Лугоканского и Солонеченского ГОКов. Т.е. параллельно со строительством и пуском участков железной дороги мы будем так же постепенно, очередями, строить и вводить в эксплуатацию наши объекты.
ПРАЙМ-ТАСС: А что сейчас?
М.Финский: Сейчас у нас самый горячий период. Мы закончили разведку и утвердили запасы Быстринского месторождения, там поставлено на баланс около 7 млн т металлов в медном эквиваленте: золото, медь, железо. Заканчиваем исследования на Бугдае - это крупное полиметаллическое месторождение, основной металл - молибден, но попутно будут добываться золото, цинк, свинец. Эти два объекта находятся на первой половине трассы планируемой ветки Нарын-Лугокан, соответственно, ее пуск обеспечит работы по их строительству раньше других.
Проектирование дороги - очень серьезный и длительный процесс, который мы начинаем в этом году. Основной исполнитель по инфраструктурной части - Росжелдор. Мы сейчас вместе с ними формируем комиссию, затем через тендер выберем генпроектировщика. Техническое задание на проектирование уже формируется.
Генеральный проект – это самый ответственный этап, поскольку подрядчик обязан будет создать всеобъемлющий план строительства дороги, учитывающий все инженерно-геологические, климатические и технические нюансы. Спроектировать всю дорогу качественно с учетом всех технологических требований от начала до конца. Пока идет генеральное проектирование, мы выбираем генподрядчика, который начнет строить дороги участками – по мере готовности проектных решений, то есть: проектирование – стройка, проектирование – стройка, проектирование – стройка.
ПРАЙМ-ТАСС: Какие работы уже ведутся на самих месторождениях?
М.Финский: Мы продолжаем работать, собственно, и не останавливались. На Быстринском и на Бугдаинском месторождениях создана большая производственная база, ведется подготовка к строительству: проектирование дорог, проектирование карьеров, проектирование ГОКов – ведутся колоссальные по масштабам изыскательские работы. Район месторождения оценивают на безрудность /оконтуривают рудное тело/, определяют наилучшее место для строительства комбината.
До пуска дороги мы должны выполнить все изыскательские и проектировочные работы. Добыча там будет вестись открытым способом, следовательно, нужно подготовить карьеры, внутренние дороги, жилые помещения - это подготовка всей базы и стройки комбинатов.
ПРАЙМ-ТАСС: По завершению строительства ГМК «Норильский никель» на новых площадках будет производить концентрат с содержанием меди, цинка, молибдена... - это все-таки сырье, полуфабрикат. Металлы вы предполагаете производить?
М.Финский: Концентраты, по сути - полуфабрикат, но в то же время это - товарный продукт. В мире это достаточно развитый бизнес - торговля концентратами. Не всегда бывает выгодно в одном месте производить концентраты и строить плавильные мощности. На месте может отсутствовать необходимая инфраструктура, энергетика, трудовые ресурсы. Более того, в стране имеются профильные предприятия, плавильно-рафинировочные мощности которых не загружены.
Должна быть бизнес-логика в решении - что является для данной территории, для данного проекта конечным продуктом. По нашему мнению наиболее эффективно для нас, как горной компании, производство здесь концентратов.
ПРАЙМ-ТАСС: Почему?
М.Финский: Точно такой же вопрос задали на правительственной комиссии. Мой ответ был таким: металлургические мощности на медь выгодно строить тогда, когда объем производства будет эквивалентен не менее 500 тыс т медных катодов в год. Из читинского сырья мы сможем обеспечить производство максимум 200 тыс т меди в концентрате. Отдайте Удокан, и тогда мы готовы будем строить металлургический комбинат.
Мы называем читинские месторождения частью Медного пояса, в который попадает и Удокан, и Эрдэнэт, и Тува, и возможные, еще не открытые, месторождения Дальнего Востока - потому что здесь основной продукт медь. Так вот, мы на этот объект смотрим как на один из объектов Медного пояса, который, в целом, может стать новым крупным национальным проектом России.
У России есть доля в монгольском Эрдэнэте, который производит медный концентрат и продает его в Китай, здесь - читинские месторождения можно объединить с Удоканом. Весь их концентрат можно использовать как основу для создания металлургических мощностей по меди. Вот при такой сырьевой базе уже можно подумать о национальном проекте и тогда это будет большой проект - эффективный и окупаемый.
ПРАЙМ-ТАСС: Да, идея впечатляющая. Но вы пока остановились на концентратах, рынок уже изучали?
М.Финский: Конечно. Колоссальный рынок - сырья не хватает. Я не ошибусь, если скажу, что это может быть вся Юго-Восточная Азия, а также наш Урал. К примеру, УГМК имеет плавильные мощности, которые недозагружены. Мы проводили испытания нашего концентрата на Уральских предприятиях - очень хорошо перерабатывается.
Юго-Восточная Азия – это в первую очередь Китай, Япония, Северная Корея. Это растущие экономики, особенно Китай, тем более у нас 90 км до границы.
ПРАЙМ-ТАСС: Насколько вам интересен Удокан? Что вам ответили на комиссии по поводу Удокана?
М.Финский: Ничего, вопрос остался без ответа. На сегодня Удокан стал фетишем, на самом деле, это очень тяжелый проект. Во-первых, месторождение находится в сейсмическом районе. Во-вторых, горно-геологические условия крайне тяжелые. Третье, там три типа руд, соответственно, нужны три разные технологические цепочки. Кроме всего, там полностью отсутствуют рабочие руки. Да, это большое месторождение, но осваивать его будет крайне тяжело.
Мы сейчас с институтом Гипроцветмет выиграли тендер на переоценку запасов Удоканского месторождения. И, делая эту работу для государства, мы пытаемся понять, насколько вообще технологичны эти руды, насколько эффективно можно отработать весь этот двадцатимиллионный медный запас - с какой годовой производительностью и с какими затратами. Государство хочет понять, сколько у него там запасов, а недропользователь должен четко представлять, на что ему рассчитывать, потому что предстоят миллиардные инвестиции. И далеко не каждая компания сможет это месторождение отработать.
ПРАЙМ-ТАСС: А Тувинское месторождение меди, насколько оно сложное?
М.Финский: Это отдельный проект. Тувинское месторождение меди Ак-Суг было разведано еще в советский период. Месторождение очень большое, даже по тому контуру, который оно имеет сейчас, оно содержит 4,5 млн т меди. То есть, потенциально это месторождение может быть эквивалентно нашему Читинскому проекту – еще, как минимум, половина Удокана.
По разным причинам это месторождение тогда не было поставлено на государственный баланс: сложные горно-геологические условия, труднодоступные районы, полное отсутствие дорог.
Сейчас мы построили там базу, начинаем бурение для оконтуривания месторождения и подсчета запасов, а также отбор проб для проведения технологических испытаний по руде. Мы считаем, что это месторождение перспективное и мы сможем его забалансовые запасы не только поставить на баланс, но еще и нарастить их объем в полтора-два раза.
ПРАЙМ-ТАСС: Ваши планы по поводу этого месторождения?
М.Финский: Я думаю, что мы в течение двух лет закончим его разведку и в 2009 г примем решение по дальнейшему развитию этого месторождения. Объект тоже очень непростой и без поддержки государства в части инфраструктуры его развивать будет крайне трудно.
Железная дорога Кызыл-Курагино, которую планируют построить для освоения угольных месторождений, находится слишком далеко на Западе. Даже если по прямой, а там Саяны, это 140 км до возможной точки примыкания. Это очень большое расстояние, тем более, что по прямой, через горы, дорога не пойдет. Но пока о том, нужна или не нужна дорога - говорить преждевременно. Все будет зависеть от объемов проекта, возможно, для освоения месторождения будет достаточно автомобильной дороги.
В Туве располагается еще одно перспективное, месторождение, которое мы будем доразведывать – Кызык-Чадрское. Я уже говорил, что у нас есть понимание того, что тувинские месторождения, читинские, Удокан являются частью единого Медного пояса, который проходит по территориям Камчатки, Амурской и Читинской областей, Бурятии, Тувы и уходит в Монголию. Мы считаем, что в этих районах могут быть еще открыты крупные месторождения. Вот почему мы так активно сконцентрировали свои поиски здесь, нам кажется, что Удокан и Эрдэнэт – это не единичные случаи, и что можно еще найти объекты мирового масштаба на территории России.
ПРАЙМ-ТАСС: Какие ваши планы на Кингашском месторождении?
М.Финский: Кингашское медно-никелевое месторождение /Саянский район/ является частью Кингашского рудного узла, в состав которого входит также Верхнекингашское месторождение и ряд перспективных рудопроявлений.
Наша дочерняя компания - ООО «Кингашская ГРК» имеет совмещенную, в том числе с правом добычи, лицензию на Кингашское месторождение и две лицензии на геологическое изучение примыкающих к нему площадей.
В этом году на Верхнекингашском месторождении мы планируем закончить оценочные работы, и начать разведку Кингашского месторождения. На других перспективных участках сейчас проводится поисковое бурение. Запасы руды Кингашского месторождения по категории С2 составляют 219 млн т с содержанием никеля – 849,5 тыс т, меди – 362,4 тыс т. Суммарный ресурсный потенциал объектов Кингашского рудного узла оценивается в 5,5 млн т никеля и 2,3 млн т меди.
Отличительная особенность рудных объектов - их расположение на расстоянии 2-4 км друг от друга, что позволит нам обеспечить транспортировку /перекачку/ руды и концентратов в район Кингашского месторождения, использовать обогатительные мощности для смежных рудных объектов - иметь объединенную инфраструктуру. Руда располагается очень близко к поверхности, так что отрабатываться будет открытым способом при минимальной вскрыше.
На базе этих месторождений возможно формирование в регионе крупнейшего минерально-сырьевого центра мирового уровня по добыче и переработке медно-никелевых руд, с ежегодным производством никеля не менее 100 тыс т, меди 50 тыс т, благородных металлов от 10 до 15 т.
ПРАЙМ-ТАСС: Когда планируете начать промышленное освоение? Это профильные металлы для компании, и месторождение находится в Красноярском крае, таким образом, по Енисею можно доставлять концентрат для переработки на норильских мощностях?
М.Финский: Планируем к 2011 г приступить к первой очереди эксплуатации этих месторождений.
Строительство инфраструктуры начали уже в этом году: создается крупная полевая производственная база для геологоразведки, планируем начать строительство автодороги: Орье – Кингаш и моста через реку Канн. Сейчас ведем переговоры с администрацией края по привлечению для строительства моста инвестиционных средств краевого бюджета.
С потребителями и транспортировкой концентрата необходимо будет определяться дополнительно - нужно выполнить соответствующие расчеты и оценки. Перевозка концентрата в Норильск по Енисею ограничена сезонным характером, и в то же время недозагружены плавильные мощности нашей Кольской ГМК – посмотрим.
ПРАЙМ-ТАСС: В какой стадии развития находятся ваши титановые проекты?
М.Финский: Мы являемся владельцами лицензий на два титановых месторождения, это Центральное в Тамбовской области и месторождение Юго-Восточная Гремяха в Мурманской области.
Центральное - это одно из крупнейших месторождений в России и в мире. Его запасы мы оцениваем в 1,6 млрд т рудных песков с содержанием в них ильменита 27 млн т, рутила – 5,5 млн т, циркония – 4,9 млн т, окиси титана – 20 млн т. Совместно с целым рядом научно-исследовательских институтов и инжиниринговых компаний, таких как российские «Механобр», «Гиредмет», «ИМГРЭ» и южноафриканская Bateman, мы разработали специальную технологию добычи и обогащения этих песков и последующего производства из них концентратов. Мы предполагаем организовать производство конечных продуктов, таких как кондиционные титановые шлаки, стальной полупродукт, ферротитан, искусственный рутил и титановый пигмент.
Проект большой, и мы его ведем уже достаточно давно, потратили значительные средства. В этом году будет принято окончательное решение, как дальше мы будем его развивать. Да, это не совсем наш металл, пока не наш, поэтому вопрос о начале производства остается не решенным. Возможно, мы будем самостоятельно его осваивать, либо с каким-нибудь стратегическим партнером. Например, с ВСМПО-АВИСМА мы проводили ряд консультаций, обменивались информацией по этому поводу - я думаю, что до конца года будет принято решение.
ПРАЙМ-ТАСС: А Гремяха?
М.Финский: Юго-Восточная Гремяха /в Мурманской области в 30 км на юг от поселка Мурмаши/ также укладывается в эту схему. Мы также провели испытания, утвердили параметры кондиций месторождения.
Это коренное ильменит-титаномагнетитовое месторождение. Его запасы составляют 318 млн т руды с содержанием оксида титана 31,7 млн т и железа 66,3 млн т. В процессе обогащения возможно получить ильменитовый и титаномагнетитовый концентраты. Титаномагнетитовый концентрат, помимо железа, содержит такой ценный элемент как ванадий. И что очень важно - месторождение можно отрабатывать открытым способом.
Оба месторождения находятся в инфраструктурно развитых районах, поэтому с их освоением никаких проблем не будет.
ПРАЙМ-ТАСС: В России в настоящее время отсутствует минерально-сырьевая база титана, с освоением этих месторождений вы ликвидируете этот «недостаток»?
М.Финский: Да, сегодня весь объем титановых и цирконовых концентратов мы импортируем. Суммарные запасы титана в месторождениях Центральное и Юго-Восточная Гремяха составляют около 10 проц мировых. Эти запасы позволят войти «Норникелю» в пятерку мировых производителей титана.
У нас есть еще один титановый проект, разрабатываемый совместно с компанией Aricom Plc, находится на начальной стадии геологоразведочных работ - это ильменит-титаномагнетит-апатитовое месторождение Большой Сэйим в Тындинском районе Амурской области. Месторождение расположено в 27 км от амурского участка БАМа и также пригодно для открытой отработки. Запасы руды там 260 млн т с содержанием оксида титана 30 млн т, железа 61 млн т и ванадия 0,4 млн т. Товарная продукция, которая будет получена при переработке руды этого месторождения, хорошо вписывается в остродефицитный по титану и железу рынок Китая.
ПРАЙМ-ТАСС: Какая динамика развития и финансирования геологоразведочных работ в компании?
М.Финский: Геологоразведочное направление выделено в компании в самостоятельное отраслевое подразделение – геологический комплекс, в составе которого действуют операционные /юниорские/ компании по поискам, оценке и разведке месторождений цветных и благородных металлов как в традиционных регионах – Норильском и Кольском, так и в новых районах на юге Красноярского края, Забайкалье, Туве, Амурской и Магаданской областях.
В предыдущие годы компания выделяла на геологоразведочные работы порядка 1,2 млрд руб ежегодно, я считаю, что это было крайне недостаточно. В 2006 г уже было выделено 2,5 млрд руб, а на 2007 г инвестиции в геологоразведку увеличены до 4,5 млрд руб. Сюда входят средства на изучение не только новых объектов, но и на воспроизводство минерально-сырьевой базы Таймыра и Колы /Норильский промрегион и Кольская ГМК в Мурманской области/ - 680 млн руб и 400 млн руб, соответственно.
И результат - прирост запасов руды и металлов. В 2005 - 2006 гг в 2 раза возросли запасы Быстринского рудного поля в медном эквиваленте, в 2007 г будет получен существенный прирост запасов никеля, меди, молибдена на Верхнекингашском, Бугдаинском, Култуминском месторождениях.
За счет применения современной высокопроизводительной буровой и горной техники сроки разведки и подготовки к освоению горнорудных объектов сокращаются с привычных 5-8 лет до 2-3 лет.
ПРАЙМ-ТАСС: Насколько успешно ваше сотрудничество с Rio Tinto и BHP Billiton?
М.Финский: Как раз сейчас Rio Tinto изучает результаты исследований по ряду месторождений и должно до конца года определиться, какие из них готово развивать в рамках СП «РиоНор-Геологоразведка». Это месторождения Читинской области, Тувы, Амурской области.
ПРАЙМ-ТАСС: Какого характера могут быть совместные проекты?
М.Финский: Совместная разведка новых месторождений и строительство горно-обогатительных комбинатов для отработки уже имеющихся на балансе месторождений. «Норильский никель» в начале следующего года внесет эти проекты в СП, предварительно рассмотрев предложения Rio Tinto.
ПРАЙМ-ТАСС: А с BHP Billiton?
М.Финский: С BНP мы уже достаточно продвинулись по ряду проектов. В частности, мы приобретаем право пользования на угольное месторождение на Таймыре - в западной части Таймырского полуострова. Месторождение еще не разведано, это предстоит сделать в рамках дочернего СП ООО «Северная звезда». И точно такой же венчурный проект у нас в пределах Тимано-Канинского региона, там основные перспективы площадей связаны с платиноидно-медно-никелевым оруденением.
Кроме этого, совместно с ВНР изучаем Мурманский, Архангельский и Карельский проекты по алмазам, возможно, будем участвовать в аукционах на приобретение лицензий на поиски алмазных месторождений на этих территориях.
Буквально на днях закончился прием заявок на получение прав пользования недрами с целью геологического изучения - поисков и оценки месторождений алмазов на 2-х участках недр в Мурманской области - Харловской и Хибинской площадях. Кроме нашей других заявок нет, так что в начале сентября надеемся, что лицензии на право пользования недрами будут оформлены.

ПРАЙМ-ТАСС
Версия для печати: http://www.metalindex.ru/publications/publications_92.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2017
Рейтинг@Mail.ru