Чтобы удержаться на высококонкурентном арматурном рынке, металлотрейдеры вкладываются в развитие сервисных услуг и совершенствуют качество менеджмента. Кроме того, уральские игроки начинают работать с зарубежными поставщиками (в том числе из Египта и Китая) и готовятся противостоять конкурентам федерального уровня.![](/images/emp.gif)
Первые итоги летнего сезона в металлоторговле показали: рынку удалось избежать повторения прошлогодней «арматурной лихорадки». Тогда галопирующий рост цен на арматуру, вызванный резким превышением спроса над предложением, поверг участников рынка в шок — они месяцами не могли выкупить заказанный товар, срывали сроки поставок сортового проката клиентам. В нынешнем году компании, наученные арматурным кризисом, заранее озаботились не только пополнением складов, но и развитием переребатывающих мощностей. О том, что происходит на арматурном рынке Урала, «Э-У» рассказал заместитель директора дивизиона «Сталепромышленная компания — Свердловская область» Алексей Букреев.
Эксперт: Алексей Вячеславович, какова конъюнктура рынка арматуры сегодня?
А. Букреев: Я практически на 100% уверен, что прошлогодняя ситуация не повторится. Мы уже входим в пик сезона, но цены стабильны, лихорадки на рынке нет, металл есть у всех трейдеров. Цена в среднем на 15% ниже, чем на пике прошлого года: тогда были моменты, когда арматура № 10 продавалась по 30 тыс. рублей за тонну. Сейчас 25 — 27 тыс. рублей.
Эксперт: Почему в прошлом году металла не было, а в этом есть?
А. Букреев: Производители и трейдеры неверно спрогнозировали спрос. Поэтому когда он начал расти взрывными темпами, рынок не смог перестроиться. В этом году компании подготовились основательнее. Трейдеры, и мы в том числе, тщательнее подошли к планированию, внимательно оценили потребности строителей, провели переговоры с крупными застройщиками Среднего Урала. Оценить металлоемкость региона в принципе несложно.
![](/images/emp.gif)
Производители арматуры, меткомбинаты, тоже заранее заложили большие объемы выпуска, чем год назад. Кроме того, на среднеуральском рынке наблюдается стабильный приток арматуры из других регионов и даже изза рубежа. А в европейской России появилась турецкая продукция. До нас она не доходит, но отчасти заполняет рынок центральной части страны, и от нас отправляется туда меньше арматуры, чем раньше.
Эксперт: Откуда идет импорт?
А. Букреев: Мы работаем с Китаем, Египтом, Белоруссией.
Эксперт: В прошлом году несколько компаний пытались закупать китайскую арматуру, но остались недовольны ее качеством. Вас оно устраивает?
А. Букреев: Сказать, что китайская арматура заметно уступает нашей по качеству, я не могу. То же — по поставкам из Египта. Вся продукция сертифицирована, внешние данные, геометрия зачастую лучше, чем у отечественных производителей. Скажем, на каждом китайском прутке стоит клеймо, торцы окрашены. Она просто эстетически привлекательнее. Если говорить о функциональных свойствах, то их арматура не хуже и не лучше нашей. Сертификация подтвердила соответствие качества нашему ГОСТу.
Эксперт: Есть ли какие-то серьезные конкурентные преимущества или недостатки у импортной арматуры?
А. Букреев: Я считаю, что главный минус — сроки поставок. Учитывая границы, таможню, заказ нужно делать за два-три месяца вперед. В России можно работать оперативнее, кроме того, если появляются какие-то проблемы со сроками, повлиять на поставщика.
Эксперт: Вы контактируете с зарубежными компаниями напрямую или через посредников?
А. Букреев: С Китаем напрямую. Иногда приходится работать с компаниями, аффилированными с производителями.
Эксперт: Условия сотрудничества с зарубежными компаниями отличаются?
А. Букреев: Особых отличий нет. Если партнеры еще плохо известны друг другу, то идет 100процентная предоплата. Если есть положительный опыт сотрудничества, то с европейскими компаниями действует такая схема: процентов 10 — предоплата, когда металл произведен — следующий платеж, а после его прихода оплачивается остаток.
Эксперт: Можно ли сказать, что именно импортная арматура «закрыла» неудовлетворенный спрос прошлого года и ликвидировала дефицит?
А. Букреев: Пожалуй, нет. В нашем объеме торгов импортный сортовой прокат составляет около 5%. А кроме СПК на среднеуральском рынке никто импортом на постоянной основе не торгует — есть единичные поставки, в основном через Москву. Роль импорта в другом — он позволяет закрывать отдельные бреши, не запускать эффект домино когда незначительный дефицит приводит к общей лихорадке рынка.
Эксперт: Есть ли разница по уровню цен?
А. Букреев: Цены, с учетом дороги, вполне адекватны и конкурентны. Не могу сказать, что китайская арматура, проехавшая в вагоне 5 тыс. км, дороже, чем местная. Думаю, тут сказывается ценовая политика отечественных производителей.
Эксперт: Насколько важна ценовая конкуренция на рынке?
А. Букреев: Фактор цены важный, но не самый главный. Строители не купят себе на склад вагон дешевой арматуры одного диаметра. Им нужен ассортимент, комплексный заказ, удобные условия поставки. Одним словом — сервис. Поэтому, кстати, меткомбинаты и их торговые дома не вытесняют с рынка независимых металлотрейдеров. Что может предложить завод покупателю? Самые низкие цены при прямых поставках. Но при условии покупки партии арматуры максимум двух диаметров объемом от вагона и больше через несколько недель. А строителям не нужен вагон завтра, им требуется 10 тонн арматуры разного диаметра, причем сегодня. Мы же можем скомплектовать до 30 позиций в рамках одной партии.
Эксперт: Значит, опасения, что торговые дома меткомбинатов вытеснят с рынка независимых металлотрейдеров, безосновательны?
А. Букреев: В целом, да. Хотя идет постепенное сокращение небольших компаний, торгующих мелкими партиями проката, в том числе арматуры, с наценкой 1 — 2%. Этим фирмам не хватает ресурсов, чтобы развивать сервисную составляющую.
Эксперт: Что вы вкладываете в это понятие?
А. Букреев: Мы максимально сокращаем время между возникновением потребности в металле и его поставкой. Создаем собственную транспортно-логистическую компанию. Ей уже сегодня принадлежит около 30 единиц транспорта, в основном длинномеры. Их услуги очень востребованы: в сумме они делают до 200 рейсов за день. Были случаи, когда автотранспортом до Красноярска довозили металл. Если надо, можем воспользоваться железной дорогой.
![](/images/emp.gif)
Если клиент приезжает к нам сам, мы до минимума сокращаем время его пребывания на складе. Для этого заранее просчитывается логистика, происходит предварительная комплектация заказов.
![](/images/emp.gif)
Не менее важно наличие широкого ассортимента, хорошая упаковка, предварительная обработка. Имеет значение, может ли фирма по заказу клиента сама порезать металл, сделать перфорацию, изготовить различные полуфабрикаты. Поэтому мы инвестируем именно в это направление развития бизнеса. Да и другие участники рынка собираются двигаться в этом направлении.
Эксперт: Вы планируете реализацию крупных инвестпроектов в области сервисных услуг?
А. Букреев: Мы уже реализовали один такой проект: год назад запустили производственный комплекс для переработки арматурного проката стоимостью около 3 млн евро. Его производительность — до 2,5 тыс. тонн арматуры в месяц. Пока перерабатываем 400 — 500 тонн ежемесячно, но объемы растут. Большинство строительных компаний пока используют ручной труд, а он однозначно проигрывает механизированному по точности изготовления и уровню издержек. По нашим подсчетам, автоматизация изготовления конструкций из арматуры экономит до 30% накладных расходов на этот вид продукции. Сегодня еще две-три компании предлагают подобные услуги.
Эксперт: Если говорить о перспективах развития сервисной составляющей, какие цели ставят перед собой компании?
А. Букреев: Мы планируем поставку готовых плоских и объемных пространственных каркасов непосредственно на стройку. Со временем заберем у строителей большую часть этой непрофильной, на наш взгляд, работы. Думаю, пока этим направление передела арматуры ограничится. Дальше уже идет монтаж. Но это — хлеб строителей. Мы на него не покушаемся.
Эксперт: Можно ли спрогнозировать ближайшее будущее рынка арматуры?
А. Букреев: На пять лет — оно безоблачно. Объемы продаж арматуры в Свердловской области сейчас составляют около 30 тыс. тонн ежемесячно, и в ближайшем будущем падения объемов не предвидится. Группа «Ренова» уже в нынешнем году приступает к застройке района Академический на 9 млн кв. метров, а «ИтераИнвест-Строй», девелоперское подразделение нефтегазовой компании «Итера», заявило о намерении построить жилой массив в районе ВИЗПравобережный. Уже разработан проект, предполагающий застройку 1 млн кв. метров, в том числе 820 тыс. метров жилья. УГМКХолдинг возводит деловой центр — Екатеринбург-Сити. Так что в ближайшие годы спрос на арматуру резко возрастет. Думаю, на рынок попытаются зайти металлотрейдеры федерального уровня, пока на Среднем Урале из федералов работают только торговый дом «Мечел» и Комтех. Правда, закрепиться на местном рынке новым игрокам будет непросто.
Эксперт: Почему?
А. Букреев: Свердловский рынок уступает московскому и по объемам продаж, и по уровню сервиса, но мы развиваемся в том же направлении, что и центр страны. Уже сегодня федеральные игроки не смогут предложить ничего такого, чего нет на местном рынке. Остается только ставка на низкие цены. Но, как я уже говорил, одной цены мало. Потребители будут требовать отсрочек платежа. И тут встанет вопрос, как долго новые участники рынка смогут работать, демпингуя и в долг.
![](/images/emp.gif)
Словом, выход очень непростой. С нуля построить компанию, которая бы занимала серьезное место на рынке, невозможно. Придется серьезно вложиться в оборудование, сервис. Могут возникнуть проблемы с площадками под склады и сервисные металлоцентры — в Екатеринбурге и окрестностях не хватает таких площадей.
Эксперт: По мере роста рынка и усиления конкуренции рентабельность будет расти или падать?
А. Букреев: Она уже сейчас неуклонно снижается.