![](/images/emp.gif)
В этом году продажи легковых автомобилей у нас в стране вырастут на 25-30% до 2,1-2,4 млн штук. В 2012 году рынок увеличится еще примерно на 10-12%, достигнув отметки в 2,5 млн шт., после чего рост существенно замедлится. На докризисный уровень продаж - 2,7 млн машин - мы выйдем в 2012-2013 гг. Пиковым уровнем для России считается 3 млн продаваемых машин в год, который мы достигнем примерно к 2014 году. Такой прогноз дали эксперты на конференции "Автомобильный рынок России - итоги, тенденции и прогнозы".
![](/images/emp.gif)
2010 год стал переломным для российского автомобильного рынка. С июня по декабрь ежемесячный прирост продаж превышал 50%, а в январе вырос до 71%. "В 2010 году динамика роста выглядела потрясающе. Если в январе было реализовано около 68,4 тыс. автомобилей, то в декабре этот показатель превысил отметку в 186,7 тыс. машин. Общее число реализованных автомобилей составило около 1,776 млн, что на 411 тыс. больше, чем в 2009 году, - отмечают в агентстве "Автостат". - Подавляющее большинство проданных автомобилей приходится на продукцию зарубежных брендов. По итогам 2010 года предпочтения покупателей распределились так: 68,6% (1219 тыс.) рынка принадлежит иномаркам, соответственно рынок отечественных авто составляет 31,4% (557 тыс.)".
![](/images/emp.gif)
Эффект импортозамещения (повышение пошлин на импортные автомобили) привел к существенному росту продаж иномарок российской сборки, сегодня каждая третья проданная иномарка - made in Russia. "Продажи традиционных российских брендов (LADA, UAZ) выросли за год на 46%. Самым динамичным сегментом были иномарки российского производства, продажи которых увеличились на 73%. В первом полугодии импорт новых автомобилей снизился на 20%, а во втором вырос на 23%, поэтому по итогам года объем продаж импортируемых иномарок изменился незначительно, - рассказывает Леонид Кострома, руководитель группы исследований PricewaterhouseCoopers. По его мнению, в 2011 г. продажи традиционных российских брендов вырастут на 0-5%, наиболее динамичным сегментом останутся иномарки российского производства (рост 40-80%), импорт автомобилей подрастет на 15-20%.
![](/images/emp.gif)
В этом году поддержку рынку окажут госпрограмма субсидирования ставок и растущее автокредитование в целом. А также нарастающий потребительский спрос. По программе госсубсидирования ставок в 2011 году планируется выдать около 150 тыс. льготных кредитов, на что в бюджете зарезервировано около 3 млрд руб. (на конец 2010 года принято около 355 тыс. заявок, 165 тыс. - одобрено, на компенсацию выплат из бюджета ушло около 6 млрд руб.). До кризиса автокредитование было одной из основных движущих сил нашего авторынка. В мае 2008 года был зафиксирован исторический максимум, когда из 264,3 тыс. машин 56% было продано в кредит. В кризис уровень кредитных автомобилей упал до 15%. В 2010 году рынок автокредитования активно восстанавливался, и в декабре в кредит было продано 41% машин (по году среднее значение 35,9% кредитных продаж). Росту способствует экспансия банков крупнейших мировых автопроизводителей (кэптивных банков), на долю которых к концу года приходилось уже 25% рынка автокредитования. По мнению Алексея Бессонова, начальника отдела разработки продуктов РусФинансБанка, к 2012 году у нас половина автокредитов будет выдаваться через кэптивные банки.
![](/images/emp.gif)
В агентстве "Автостат" считают, что лидером среди иномарок в 2011 году останется Chevrolet. На второе место может переместиться компания Hyundai, в основном за счет больших объемов продаж модели Solaris. На третьем месте по итогам года может оказаться KIA, немного опередив Renault. Пятерку, скорее всего, замкнет Ford, а в ТОП-10 войдут: Nissan, Toyota, Volkswagen, Daewoo и Mitsubishi. "В 2010 году объем продаж в 100 тыс. автомобилей на нашем рынке превзошли LADA,Chevrolet , KIA. По объему продаж наиболее динамичными брендами были LADA, Daewoo, KIA и Volkswagen. Первые две марки предлагают самые дешевые и не самые современные автомобили, и выросли благодаря программе утилизации, - считает Сергей Удалов, замгендиректора агентства "Автостат". - Renault и Ford также находятся в верхней части рейтинга наиболее продаваемых марок благодаря своим моделям-хитам: Logan и Focus, которые возглавляют рейтинг моделей-марок. Однако зависимость продаж от одной модели, пусть и лидера - потенциально опасная ситуация для марки в перспективе. Позиции Chevrolet и KIA с широкими модельными рядами хорошо продающихся моделей выглядят более стабильными и перспективными. Значительно могут усилить позиции Volkswagen и Hyundai с ростом продаж Polo sedan и Solaris соответственно, отобрав часть рынка у моделей-лидеров и, отчасти, последовав их примеру в развитии марки в наиболее растущем массовом сегменте".
![](/images/emp.gif)
В аутсайдерах года японские бренды Honda, Mazda, Subaru, Mitsubishi, а также итальянский FIAT. По мнению Сергея Удалова, рост их продаж будет зависеть во многом от того, будут ли меняться пошлины на ввозимые авто или нет.
![](/images/emp.gif)
До кризиса наиболее активно продавались авто в сегменте 10-20 тыс. долл. За время кризиса спрос сместился в нижний сегмент до 10 тыс. долл. В 2010 году вновь стали расти более высокие сегменты. Сейчас самая высокая доля по объему продаж в сегменте 10-15 тыс. долл., в котором находится большая часть продаж АВТОВАЗа. Также существенно выросли объемы продаж автомобилей от 30 тыс. долл. Они уже фактически превысили докризисный уровень. В этом ценовом сегменте лидеры продаж - Toyota Rav 4, Nissan New X-Trail и Toyota Camry. У внедорожников - LADA 4x4, Chevrolet Niva и KIA Sportage. "Сегмент внедорожников является наиболее значимым для России. Эти машины идеально подходят для разбитых российских дорог. В итоге наблюдается постоянный рост рыночной доли и вывод на наш рынок все новых и новых моделей. По нашим оценкам, этот сегмент в дальнейшем может занять около 25% рынка", - считает Сергей Удалов.
![](/images/emp.gif)
Практически весь рынок новых автомобилей сейчас сосредоточен в европейской части страны. На Центральный округ приходится 38,1% продаж, на Поволжье - 22,4%, Северо-Западный округ - 10,9% . Во время кризиса объемы продаж новых машин существенно упали в промышленных районах - в Поволжье и на Урале, где из-за проблем на предприятиях существенно снизилась зарплата. В 2010 году Приволжский округ практически восстановил свою долю, Уральский восстанавливает медленнее, а Сибирский даже сумел ее нарастить. В дальнейшем, по оценке экспертов, будут расти рынки восточных регионов, то есть значительно увеличатся объемы продаж в Сибири и на Дальнем Востоке.