Ford «объехал» Fiat в гонке за право стать партнером Sollers



Еще год назад Sollers заручилась поддержкой на уровне премьеров России и Италии по созданию совместного предприятия с Fiat в России. Но оказалось, что переговоры зашли в тупик. Новый партнер для Sollers не заставил себя ждать — им станет американская Ford Motor Company, уже имеющая собственный завод в России. Стороны объединят активы, что позволит им получить льготы по новым правилам промсборки.
В минувшую пятницу Ford и Sollers объявили о подписании меморандума о намерениях по созданию СП в России на паритетных началах. Новая компания Ford Sollers займется производ­ством и продажей автомобилей Ford в России. Источники РБК daily в обеих компаниях отметили, что переговоры с Ford начались достаточно давно, после того как у Sollers юридически истекло соглашение об эксклюзивности с другим возможным иностранным партнером — Fiat. Переговоры о создании СП Sollers и Fiat начались год назад, но теперь прекращены.
Концерн Ford первым из иностранных производителей запустил собственный завод в России еще в 2002 году. Уже в 2004 году модель Ford Focus стала самой популярной иномаркой на отечественном рынке, а продажи самого концерна росли быстрее рынка. Самым удачным стал 2006 год, когда продажи Ford удвоились до 116 тыс. машин, а рынок вырос только на 65%. Доля продаж Ford среди всех иномарок достигла 11,5%.
Но в 2007 году наметился перелом: концерн прибавил в продажах 52%, тогда как весь рынок — 61%, доля продаж Ford среди иномарок снизилась до 10,7%. А в 2009 году удача и вовсе отвернулась от американского концерна: Focus уступил лавры самой популярной иномаркеRenault Logan , а при падении рынка на 49% продажи концерна упали на 56% (до 82 тыс. машин). Зато на мировом поприще Ford первым вышел на прибыль и в отличие от конкурентов-соотечественников General Motors и Chrysler обошелся без госпомощи. Феноменальное восстановление российского рынка в 2010 году вернуло Ford Focus на вершину пьедестала (67 тыс. штук), но в целом продажи концерна выросли лишь на 10% (до 90 тыс.), тогда как рынок прибавил 30% (1,91 млн автомобилей).
Всего российские мощности Ford по­зволяют выпускать около 125 тыс. машин в год, в них инвестировано 330 млн долл. Их Ford внесет в СП с Sollers.
Российская компания свою долю обеспечит площадками в Набережных Челнах и на территории особой экономической зоны «Алабуга» (Республика Татарстан), где будут производиться пассажирские автомобили и легкие коммерческие автомобили Ford. Сейчас там собираются модели Fiat. В целом мощности Sollers (с учетом УАЗ и «Соллерс — Дальний Восток», которые в СП не войдут) позволяют выпускать 300 тыс. машин в год. Кто возглавит СП, еще не оговорено. Но источник РБК daily на авто­мобильном рынке говорит, что управление Ford Sollers возьмет на себя американский концерн.
Ford и Sollers уже сообщили, что обратились в правительство за разрешением работать по новым условиям режима промсборки (предполагает объем производства от 300 тыс. автомобилей в год). Партнеры говорят, что СП может заработать уже к концу этого года. Получается, что по новому режиму промсборки будет выпускаться Focus нового поколения, производство которого стартует летом 2011 года. Также Ford Sollers займется производством двигателей и организацией штамповочных операций, что должно значительно увеличить общий уровень локализации автомобилей Ford, производимых в России.
Как теперь сложится судьба Fiat в России, неясно. Sollers останется эксклюзивным дистрибьютором марки в России и продолжит выполнять свои обязатель­ства перед итальянским партнером, говорят официальные представители компаний. Но источники РБК daily, знакомые с ситуацией, отмечают, что в течение нескольких недель будет сформирован переходный план, так как Fiat планирует самостоятельно развивать дистрибуцию на российском рынке. При этом Fiat хоть и является одной из самых узнаваемых марок в России, большими продажами похвастаться не может. В 2010 году продано 22 тыс. машин (рост на 21%), а в предкризисном 2008 году — 33,3 тыс. штук (рост на 118%).
При этом планы у Fiat и Sollers были амбициозными. В 2016 году они планировали запустить производство мощностью до 500 тыс. машин в год (девять новых авто класса C и D) с прицелом в том числе на экспорт. Инвестиции предполагались в объеме 2,4 млрд евро. Причем всячески помогать партнерам взялся сам премьер Владимир Путин, обещав господдержку в виде 15-летнего кредита на 2,1 млрд евро. Источник РБК daily, знакомый с ситуацией, говорит, что в конечном итоге Sollers посчитала риски проекта слишком высокими. «За время переговоров итальянцы не предоставили Sollers достаточных подтверждений реализуемости планов продавать 300 тыс. машин Fiat в России», — подчеркнул собеседник. По его словам, Sollers ждала четкого агрессивного продуманного плана действий по годам, однако так и не получила его. В Sollers отметили, что стороны разошлись безо всяких материальных претензий друг к другу.
Как отмечают эксперты, создание подобных СП — прямое следствие анонсированных правительством новых правил промсборки. Ни один из иностранных производителей не мог бы удовлетворить им без существенных инвестиций в расширение мощностей. «В этом же случае Ford может быстро и без значительных вложений получить льготы в составе консорциума, а Sollers де-факто сдает свои активы под управление Ford. Очень хорошее вложение», — считает руководитель направления машиностроения и транспорта по России и СНГ A.T. Kearney Moscow Евгений Богданов.
По этому же пути, похоже, решили пойти и Volkswagen с группой ГАЗ. Как передало в пятницу агентство Reuters, они также планируют создание СП, в которое внесут свои производственные активы. Немцы — завод в Калуге (мощность до 180 тыс. машин в год), а ГАЗ — конвейер дляVolga Siber в Нижнем Новгороде (120 тыс. машин в год). Ранее стороны говорили, что планируют наладить выпуск моделей Volkswagen в Нижнем.

РБК дейли
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_896.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru