Российским производителям автокомпонентов придется пожертвовать независимостью



Согласно исследованию Boston Consulting Group (BCG), российский автомобильный рынок ждет вторая волна глобализации. Вслед за зарубежными автоконцернами в Россию придут международные поставщики комплектующих. Минус в том, что российским производителям придется либо закрыть производство, либо искать возможность кооперации с более крупными конкурентами.
Автомобильный рынок России уверенно восстанавливается и в ближайшие десять лет не только войдет в шестерку мировых лидеров, но и станет одним из основных факторов роста глобального автопрома. Фактически с 2000 года объем продаж новых легковых автомобилей и легких грузовиков в России удвоился до 1,9 млн штук. Эксперты BCG ожидают сохранения темпов роста рынка и прогнозируют продажи на уровне 4 млн штук в 2020 году. В результате российский рынок обгонит германский (3,6 млн штук) и уступит только другим странам БРИК, а также США и Японии. Похожие выводы представила недавно и PricewaterhouseCoopers (PwC). Согласно ее прогнозу, вклад России в мировой рост производства в 2010—2017 годах составит около 7%, уступив только Китаю (34%), Индии (13%), США (11%) и Евросоюзу (10%).
Но для достижения подобного успеха необходимы значительные преобразования, считают в BCG. Речь идет о модернизации автокомпонентных производств, а также развитии технологий. Акцент в BCG делают и на поддержку со стороны государства, чтобы способствовать приходу в Россию международных производителей автокомпонентов. Для них Россия становится все более лакомым куском пирога. Среднегодовые темпы роста автокомпонентного рынка, по оценке BCG, составят 20% с 2010 года. В денежном выражении он более чем удвоится к 2015 году, достигнув 16 млрд евро. «Обновление правового пространства (ужесточение правил промсборки. — РБК daily) влечет за собой новую волну локализации и способствует образованию партнерств международных и российских компаний», — отмечает партнер BCG Эвальд Крайд.
Но есть и причина, тормозящая локализацию производства автокомпонентов мировых брендов, — более высокая стоимость производства в России, чем в той же Европе. По оценке BCG, местное производство на рабочей силе и логистике экономит 3 и 5% соответственно, но из-за недостаточного качества и масштабов теряет 5 и 15%. Об этом же говорил в прошлом году президент АвтоВАЗа Игорь Комаров. По его словам, чтобы привлечь в Россию иностранных производителей автокомплектующих, необходимо, чтобы их продукция здесь получалась на 5—10% дешевле импортной.
Но отечественных поставщиков это не защитит, им придется очень непросто. По оценке BCG, из 40 крупнейших российских производителей компонентов 80% находится в критическом состоянии. Им необходимо существенно повысить качество и провести фундаментальную реструктуризацию, считают в BCG. Сделать это можно, сформировав группы компаний, создав специализированные компании, либо за счет партнерства с иностранными производителями. Последние получат преимущество за счет разделения инвестиций и увеличения мощностей. И такие примеры уже есть. С 2003 года количество присутствующих в России крупнейших международных поставщиков (всего их около 40) выросло с 12 до 21. Среди них Cummins, создавшая в прошлом году СП с КамАЗом — «Камминз-Кама» (двигатели). Или Борский стекольный завод, приобретенный бельгийской стекольной группой Glaverbel.

РБК дейли
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_887.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru