Минский автомобильный завод (МАЗ) привлек пристальное внимание сразу двух российских тяжеловесов машиностроения — «Ростехнологий» и группы ГАЗ. «Ростехнологии» хотят заполучить МАЗ в обмен на миноритарную долю в КамАЗе, а ГАЗ предложил взять минское предприятие в управление на три года. Белорусская сторона фаворита не называет, но уже набивает цену, оценивая весь МАЗ в 2,5 млрд долл., что на 25% выше текущей капитализации КамАЗа.
Вчера глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов рассказал журналистам, что госкорпорация предложила белорусскому правительству объединить КамАЗ и МАЗ. По его словам, компания готова предложить за весь МАЗ миноритарный пакет акций КамАЗа. «Это вряд ли будет блокпакет, — отметил Чемезов. — Точную долю можно будет назвать только после оценки МАЗа российской стороной». В рамках сделки планируется провести небольшую допэмиссию КамАЗа. По словам г-на Чемезова, другие два акционера КамАЗа — немецкий концерн Daimler и Европейский банк реконструкции и развития дали на это предварительное согласие.
Но белорусские власти хотят выторговать за МАЗ куда больше. Автозавод оценен в 2,5 млрд долл., отметил вчера глава госкомитета по имуществу Белоруссии Георгий Кузнецов. К тому же завод не включен в план приватизации на ближайшие годы. При этом капитализация КамАЗа вчера выросла на 6%, перевалив за 2 млрд долл.
Предложение «Ростехнологий» не единственное. Интерес к МАЗу давно проявляет и группа ГАЗ Олега Дерипаски. Как рассказали РБК daily в компании, группа предлагает взять МАЗ в долгосрочное управление на три года. «Это первый шаг в формировании долгосрочного стратегического альянса», — отметил глава дивизиона «Силовые агрегаты» группы Игорь Кульган. «Руководству МАЗа нужно определиться, каким они видят будущее данного предприятия. Если они отведут ему роль миноритарного участника альянса с неизбежным сворачиванием собственной программы развития, тогда стоит принять предложение КамАЗа. Если же они хотят быть полноправным членом альянса с развитием центра компетенции на территории МАЗа, это сценарий с группой ГАЗ», — отметил он. Сейчас МАЗ является одним из крупных покупателей у группы ГАЗ тяжелых дизельных двигателей ЯМЗ-650. Их поставки в 2010 году выросли более чем в семь раз, до 880 штук.
Кроме того, покупкой МАЗа интересуются китайские конкуренты КамАЗа, сообщил г-н Чемезов. Для КамАЗа их проникновение на российский рынок через МАЗ было бы нежелательно, отметил он.
По мнению аналитика «ВТБ-Капитал» Елены Сахновой, переговоры о судьбе МАЗа будут затяжными. «Белоруссия хочет продавать свои активы, но задорого, и небольшая доля акций КамАЗа их не устроит», — уверена эксперт. Но по мнению директора по развитию бизнеса Auto-Dealer.ru Олега Дацкива, МАЗу выгоднее сотрудничество с КамАЗом, так как оба выпускают тяжелую технику.
КамАЗ вел переговоры с МАЗом еще три года назад, но тогда стороны не смогли договориться. Об их возобновлении от лица «Ростехнологий» говорил в конце декабря 2010 года гендиректор КамАЗа Сергей Когогин. «Интересен либо контрольный пакет, либо 100% акций», — отмечал он тогда. Для КамАЗа минское предприятие интересно в первую очередь для увеличения собственной агрегатной базы, в том числе по производству двигателей, коробок передач и кабин.