Дефицит на рынке железной руды толкает цены к новым максимумам



С октября 2010 г. цены на железную руду неуклонно идут вверх, повысившись за этот период более чем на 25% примерно до $190/т CIF Китай /по спотовым поставкам из Индии с содержанием железа в руде на уровне 63.5%/.
Таким образом, цены находятся буквально в шаге от абсолютных максимумов в районе $200/т, установленных во II кв. 2008 г. /рис. 1/. Мы полагаем, что возобновление китайских покупок после новогодних праздников /трейдеры должны вернуться на рабочие места 9 февраля/ обеспечит спотовым ценам новые абсолютные максимумы, т.к. ускорение темпов роста китайского спроса, помноженное на целый ряд проблем с поставками, привело к очень значительному дефициту предложения на рынке, который может еще увеличиться в этом и следующем кварталах, учитывая разгар сезона циклонов в Западной Австралии.
Экспорт железной руды из Бразилии, второго по величине в мире экспортера с долей рынка в 31%, в январе резко снизился из-за сильного наводнения, которое, похоже, оказалось столь же разрушительным, как и в австралийском штате Квинсленд. Суммарный объем поставок в январе упал на 29% к декабрю до 22.74 млн т /с 32.18 млн т. – рис. 2/ – самого низкого уровня с апреля 2010 г., и мы полагаем, что пониженным объем экспорта останется и в феврале из-за сохраняющихся проблем, в частности с железнодорожным сообщением.
Между тем, несмотря на небольшое сокращение китайского импорта в 2010 /-1.5% год к году/, январское восстановление производства стали в Китае /связанное с окончанием периода ограничений в энергоснабжении, действовавших последние четыре месяца 2010 г./ вместе с пополнением запасов сырья меткомбинатами после затянувшегося периода их расходования во втором-третьем кварталах 2010 г., а также увеличение объемов выплавки стали в странах ОЭСР в IV кв. 2010 г. в комплексе привели к резкому скачку спроса на железную руду. На наш взгляд, сочетание данных факторов, скорее всего, приведет к сохранению ограниченной доступности руды и в начале II кв. 2011 г.
Кроме того, объем поставок железной руды из Индии остается примерно на 15-20% ниже уровня годичной давности из-за запрета на экспорт из штата Карнатака /правда, он может быть отменен в ближайшее время – рис. 3/, тогда как власти штата Орисса /в котором производится больше всего железной руды в Индии/ обратились к Дели за разрешением ввести аналогичный запрет на экспорт, а также недавно закрыли ряд шахт, которые якобы работали нелегально.
Вдобавок порт Вишакхапатнам в штате Андхра-Прадеш запретил производителям перевозить отправляемую на экспорт железную руду грузовым автотранспортом /из-за пробок и экологических соображений/, что затронуло использующих данный порт производителей в штатах Орисса и Чхаттисгарх, тогда как тарифы на железнодорожные перевозки железной руды, идущей на экспорт, выросли на 50% /$11-12/т/.
Все это усиливает неопределенность относительно уровня индийского экспорта и, скорее всего, окажет мощную поддержку котировкам железной руды в ближайшей перспективе.
Как следствие, контрактные цены во II кв. 2011 г. должны резко вырасти, поскольку теперь они устанавливаются на основе среднего значения ценового индекса за трехмесячный период, оканчивающийся за месяц до начала нового квартала, т.е. за период с 1 декабря по 28 февраля. Исходя из уровня цен декабря-января, мы ожидаем повышения контрактных цен на 20-25% до $165-170/т /FOB Австралия/, что станет рекордным уровнем для контрактных цен /прежний максимум в $147/т FOB Австралия был достигнут в III кв. 2010 г. – рис. 4/.
В результате наш прогноз среднегодовой контрактной цены железной руды на 2011 г. в $150/т выглядит крайне консервативным и может быть превышен примерно на $10-15/т.

Прайм-тасс
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_863.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru