Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу | Забыли пароль?
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Яндекс цитирования

Публикации

Кузбасс должен стать угольным "Сколково"



Кризис, падение спроса на уголь и кокс, страшная авария на шахте "Распадская" - мало кому из губернаторов приходилось одновременно разбираться с таким набором вызовов. Но глава Кемеровской области Аман Тулеев считает, что надо учиться на каждом таком примере: поощрять новые отрасли в области, например, нефтехимии, стимулировать новые технологии производства и охраны труда, строить наукограды и технопарки. К 2020 году область должна превратиться в крупнейший в мире метаноугольный регион со своей системой образования и новыми производствами. Об этом АМАН ТУЛЕЕВ рассказал РБК daily.
Рекорд столетия
- Аман Гумирович, как бы вы охарактеризовали экономическую ситуацию в Кемеровской области, меняется ли она к лучшему в последние годы?
- Последние годы ситуация менялась не единожды. Как известно, до 2008 года промышленность Кемеровской области была на подъеме, потом обвал, сейчас снова подъем. Валовой региональный продукт в 2010 году составил 603 млрд руб., рост к уровню 2009 года - 4,8%. Для сравнения: в целом по России прирост составит 4%.
По итогам 2009 года правительство РФ определило 20 регионов, которые имеют высокий уровень эффективности работы исполнительной власти. Кузбасс в этом списке по динамике показателей на пятом месте в России.
- Какие меры предприняли власти Кузбасса, чтобы смягчить последствия рецессии?
- Кемеровская область оказалась в числе регионов России, которые наиболее сильно пострадали от кризиса. И это объяснимо. Наши базовые отрасли - угольная, металлургическая - интегрированы в экономику 85 стран мира. Благодаря Кузбассу Россия занимает третье место в мире по экспорту угля (по энергетическим маркам). Естественно, это наложило свой отпечаток на всю экономику Кузбасса. Самый тяжелый для нас период был с октября 2008 года по апрель 2009 года. За это время сильно сократился спрос на нашу продукцию на внешнем и внутреннем рынках. Объем производства в угледобыче сократился на 12%. В металлургии - на 20%. Цены на уголь упали на 56%, на металл - на 38%.
Соответственно, начались проблемы и в других отраслях, таких как машиностроение, горнорудная промышленность, строительство и др. За этот же период объемы производства снизились в машиностроении - почти наполовину, в производстве стройматериалов - на 62%, в химической отрасли - на 16%.
В результате серьезно осложнилась ситуация на рынке труда. Численность безработных (зарегистрированных) в области увеличилась в два раза.
Только за первые месяцы 2009 года (январь-апрель) Кузбасс потерял 10 млрд руб. в доходной части бюджета.
В этой непростой ситуации мы совместно с нашим правительством, министерствами, депутатами, лидерами профсоюзных и общественных организаций приложили колоссальные усилия и разработали областную антикризисную программу. Напомню, что 12 марта 2009 года по моей просьбе у нас, в Новокузнецке, прошло выездное заседание Правительственной комиссии по вопросам регионального развития. И я очень благодарен председателю правительства России Владимиру Путину за то, что он лично приехал и провел это заседание. Были рассмотрены наши предложения по стабилизации ситуации в угольной и металлургической отраслях, и мы скорректировали свою антикризисную программу поддержки реального сектора экономики, малого бизнеса и населения.
С руководителями предприятий в течение этого года мы подписали соглашения, которые, считаю, являются настоящим сплавом интересов и трудовых коллективов, и собственников, и власти. В соглашениях мы договорились максимально сохранить рабочие места основных профессий в базовых отраслях, удержать основное ядро рабочих коллективов.
Считаю, наша совместная предметная работа по реализации антикризисных мер в Кузбассе позволила нам выстоять, избежать остановки ключевых предприятий области, не допустить массовых увольнений работников - сохранить экономическую и социальную стабильность.
- Кузбасс, как известно, много лет славится добычей "черного камня", или, как еще его называют, "черного янтаря". Какой этап переживает сейчас угольная промышленность?
- Несмотря на остановку крупнейшей в России шахты "Распадская", которая давала 6,5 млн т коксующегося угля в год, угольная отрасль одной из первых в Кузбассе вышла на докризисный уровень производства. По итогам 2010 года шахтеры добудут 185 млн т угля (в 2009 году - 181,3 млн т). Такой результат будет получен впервые за более чем 100-летнюю историю угледобычи в Кузбассе!
По моему личному мнению и полученному заключению экспертов, увеличение объемов добычи угля в Кузбассе без ущерба для природы и человека возможно до 200 млн т. Исходя из этого принято решение больше не разрешать выдачу лицензий на разработку новых угольных месторождений (кроме технологических разработок). Главная задача - восстановить то, что нарушено, и максимально сохранить природу.
Что конкретно сделано в угольной отрасли в 2010 году. Только за десять месяцев введены в эксплуатацию четыре разреза и одна обогатительная фабрика. До конца года будет введено еще одно угледобывающее предприятие - шахта-разрез "Инской".
Шахты и разрезы области переходят на новую, суперсовременную, мощную технику ведущих мировых производителей. И, как результат, растет производительность труда: в этом году она увеличилась на 4% в сравнении с 2009 годом.
Ключевым вопросом угольной отрасли остается безопасность шахтерского труда. В 2010 году после многолетней, упорной, целенаправленной работы Госдума приняла, наконец, закон о дегазации шахт. Главная его ценность в том, что устанавливается порог опасности, когда дегазация шахт становится обязательной.
В целом на дальнейшее развитие угольной отрасли, техническое перевооружение и безопасность шахтерского труда в 2010 году будет направлено 35,5 млрд руб. инвестиций. Будет создано 3400 новых рабочих мест. Средняя заработная плата работников угольной отрасли увеличится на 15% и к концу года достигнет 27 тыс. руб.
В бюджет области от угольной отрасли по итогам 2010 года поступит около 17,5 млрд руб. налогов, это на 2,7 млрд руб. больше, чем в 2009 году.
- А над чем придется работать в 2011 году?
- В угольной отрасли в рамках модернизации будет введено девять новых современных предприятий. Это четыре разреза: "Купринский", "Участок открытых горных работ "Верхне-Саландинский", "Майский" (Прокопьевский район), разрез "Бунгурский" (Новокузнецкий район) и одна шахта - "Распадская-Коксовая" (Междуреченск). Тем самым будут перекрыты потери из-за временной остановки шахты "Распадская".
В целом в развитие угольной отрасли планируется в 2011 году направить 38 млрд руб. инвестиций, что на 2,5 млрд руб. больше, чем в 2010 году. В основном средства пойдут на техническое перевооружение производства и на безопасность шахтерского труда.
Угольные предприятия перечислят в областной бюджет 18 млрд руб. налогов (в 2010 году - 17,5 млрд руб.). В отрасли будет создано 2185 новых рабочих мест.
Не только уголь
- В феврале этого года президент РФ Дмитрий Медведев назвал положительным примером стартовавший в Кемеровской области проект по промышленной добыче газа метана из угольных пластов. Не могли бы вы подробнее объяснить преимущество нового метода?
- Сегодня президент России Дмитрий Медведев определил главный вектор развития экономики страны - это модернизация всех отраслей и в первую очередь промышленности. Основные направления развития нашей главной, угольной отрасли - это внедрение новых, наиболее безопасных технологий добычи угля вплоть до безлюдных и глубокая переработка угля с получением из него бензола, метанола, полукокса, моторного топлива и строительных материалов.
Для продвижения новых перспективных проектов в производство мы создали технопарк в сфере высоких технологий. Сейчас в работе находится около 100 проектов. Совместно с ОАО "Газпром" первыми в России приступили к масштабной добыче газа метана из угольных пластов и его использованию. В феврале 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев лично принял участие в запуске этого прорывного проекта. На сегодняшний день мы пробурили семь скважин по добыче метана, установили газозаправочную станцию, котельную по переработке газа в тепловую энергию, модульную электростанцию. Только за два года (2008-2009) в проект инвестировано порядка 1 млрд руб., а общая стоимость проекта составит в целом более 80 млрд руб.
Сегодня добыча метана на Талдинском месторождении составляет 12 тыс. куб. м в сутки, а уже к 2015 году сможем выйти на промышленную добычу метана в объеме 1,5 млрд куб. м.
- Что дает внедрение новой, газовой отрасли региону?
- Первое - мы полностью обеспечим предприятия и население Кемеровской области новым видом топлива, новым энергоносителем - газом метаном, а значит, и электрической энергией.
Кроме того, промышленная добыча метана позволит нам к 2020 году не только удовлетворить собственные потребности в газе, но и поставлять его излишки нашим соседям в другие регионы.
Реализация программы "Метан Кузбасса" приведет к сокращению выбросов в атмосферу не только метана, но и продуктов сжигания угля. В результате значительно улучшится экология в Кузбассе.
Наша задача - превратить Кузбасс из региона угольного в метаноугольный.
- Все ограничивается углем?
- Нет, в 2008 году мы запустили еще одну принципиально новую для Кузбасса отрасль. Сегодня реализуется проект по строительству Яйского нефтеперерабатывающего завода. С вводом завода и развитием действующих предприятий мы сможем у себя в области перерабатывать до 4,5 млн т сырой нефти. Это позволит полностью обеспечить Кузбасс дизтопливом, мазутом и марками бензина с низким октановым числом, которые мы сейчас завозим из разных регионов России.
- Почему угольный регион решил стимулировать нефтепереработку?
- Кузбасс давно ощутил потребность в собственном нефтеперерабатывающем предприятии: в течение последних лет область стабильно потребляет около 3 млн т нефтепродуктов в год. Большая их часть завозится железнодорожным транспортом с Омского, Ачинского и Ангарского заводов. Потребление нефтеґпродуктов в Кемеровской области примерно на 30% выше, чем в соседних регионах. Это связано с развитой в Кузбассе горнодобывающей промышленностью, на долю которой приходится более 60% дизельного топлива от общеобластного объема потребления.
В марте 2004 года коллегия обладминистрации одобрила строительство нефтеперерабатывающих заводов для обеспечения предприятий Кузбасса горюче-смазочными материалами, создания конкуренции на рынке нефтепродуктов и организации рабочих мест. А в 2010 году в регионе открылся новый нефтеперерабатывающий завод "Анжерский" проектной мощностью 600 тыс. т в год, произведен пуск первой установки по атмосферной перегонке нефти производительностью 120 тыс. т в год.
На основании постановления коллегии администрации области Анжерская нефтегазовая компания включена в Перечень инвестиционных проектов, поэтому с 2011 года компания освобождается от уплаты налога на имущество и налоговая ставка на прибыль снижается на 4,5% до срока окупаемости, но не более чем на пять лет.
В состав холдинговой компании "Кем-Ойл" наряду с Анжерской нефтегазовой компанией входит нефтеперерабатывающий завод "Северный Кузбасс". Общая мощность двух заводов холдинга - "Анжерского" и строящегося "Северного Кузбасса" (пуск первой очереди намечен на 2011 год) рассчитана на переработку нефти до 2 млн т в год.
Как ожидается, в 2011 году компания доведет переработку нефти до 1 млн т с лишним в год, а в 2012-м - до 2 млн т в год. Общий объем инвестиций за четыре года строительства заводов составил около 8 млрд руб. До конца 2012 года компания вложит еще около 3,5 млрд руб.
Кроме того, наша задача - увеличить степень глубины переработки нефти до 90% путем усовершенствования технологии для выпуска продукции, соответствующей стандартам Евро-3 и Евро-4, а затем и Евро-5.
Проект, реализуемый холдинговой компанией "Кем-Ойл", не только коммерческий, но и социальный. Запуск второй очереди позволит создать около 500 рабочих мест, сегодня уже работают 350 человек. Благодаря вводу в промышленную эксплуатацию нефтеперерабатывающего комплекса бюджеты разных уровней получат дополнительно более 500 млн руб. налоговых поступлений в год.
- Как продвигается строительство Яйского НПЗ (когда его введут в эксплуатацию и сколько нефти он будет перерабатывать)? Удалось ли построить два мини-НПЗ в Анжеро-Судженске, которые когда-то грозилась запустить компания "Кем-Ойл"?
- В сентябре 2008 года мы начали строительство Яйского нефтеперерабатывающего завода мощностью 3 млн т нефти в год. Для бесперебойной работы разрезов и предприятий области нам требуется только дизельного топлива более 2 млн т в год. Сегодня мы завозим его из Омской области, Красноярского края. Плюс еще нам необходимо около 1 млн других нефтепродуктов: мазута, бензина, керосина.
И все это перевозится в железнодорожных цистернах. Тратится время, страдает экология, да и для Кузбасса это влетает в копеечку. К примеру, чтобы перевезти 1 т бензина или дизельного топлива из Омска в Кемерово, нужно заплатить почти 1400 руб. за тонну. А мы завозим, повторяю, до 3 млн т различных нефтепродуктов. Конечно, это накладно во всех отношениях.
Первая очередь Яйского НПЗ (ввод в конце 2011 года) - это производство качественного мазута (в объеме 45% от общей производственной мощности предприятия - 3 млн т), дизельного топлива (36%) и прямогонного бензина (17%).
На втором этапе (2012 - первая половина 2013 года) планируется освоить производство нового, уникального для Кузбасса, дефицитного на мировых рынках продукта - нефтяного кокса, который необходим для цветной металлургии, в основном для производства алюминия. К примеру, один только Новокузнецкий алюминиевый завод потребляет ежемесячно 10 тыс. т нефтяного кокса. Сегодня мы его завозим из Китая. А в целом по России его нехватка составляет более 1 млн т в год.
На третьем этапе (конец 2013 - вторая половина 2014 года) завод выйдет на углубленную переработку прямогонного бензина с получением высокооктанового бензина и авиационного керосина, которые соответствуют международному стандарту Евро-4.
В целом инвестиции на строительство Яйского НПЗ составят 37 млрд руб.
Пуск Яйского НПЗ в 2014 году позволит значительно сократить поставки нефтепродуктов из других регионов (Красноярского края, Омской области), на 60% обеспечить Кузбасс дизельным топливом собственного производства от сегодняшней потребности (2 млн т дизельного топлива в год).
Главное, мы будем производить дизельное топливо и бензин практически на месте их потребления. А это позволит сократить на 10% транспортную составляющую в цене ГСМ.
Угленаукоград
- Аман Гумирович, каким вы видите будущее Кузбасса? За счет каких стратегических экономических направлений регион будет развиваться и процветать?
- Если говорить об экономике Кузбасса в целом, главными направлениями работы остаются дальнейшая модернизация, техническое перевооружение, повышение производительности труда и энергоэффективности производства во всех отраслях и в первую очередь, конечно, в нашей ведущей угольной отрасли.
В последнее время мы тесно и согласованно работаем с президиумом Сибирского отделения Российской академии наук и Кемеровским научным центром. В настоящее время продолжается его реорганизация. Созданы институты угля и углехимии. Считаю, эти институты должны ежегодно разрабатывать по новому мощному проекту.
На очереди - создание Института металлургии и техногенных полезных ископаемых в Новокузнецке и в перспективе - Кемеровского филиала Института вычислительных технологий Сибирского отделения Российской академии наук (Новосибирск). Кемеровский научный центр должен стать центром науки мирового класса.
Сейчас создаем технопарк в сфере высоких технологий. Два года назад провели совместную коллегию администрации Кемеровской области и президиума Сибирского отделения Российской академии наук. Такого еще не было ни в истории Кузбасса, ни в истории Сибирского отделения Российской академии наук. На коллегии приняли Программу перевода экономики Кузбасса на инновационный путь развития. В нее вошли в общей сложности 118 прорывных проектов, каждый из которых будет возглавлять видный ученый с мировым именем.
Теперь для реализации наших инновационных проектов мы приглашаем ведущих, перспективных ученых из Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга, из других научных центров России, не только читать лекции, но и работать у нас в Кузбассе.
По нашей совместной инициативе администрацией области и СО РАН принято решение построить в столице Кузбасса академгородок. Кузбасс должен стать центром угольной науки в России - можно сказать, угольным "Сколково". Кстати, будущему академгородку уже и красивое название дали - Угленаукоград.
Считаю, новый центр науки Сибири должен отвечать самым высоким мировым стандартам. В перспективе Кузбасс должен стать не только промышленным регионом, но и крупным научным центром, территорией, на которой можно и трудиться, и учиться, и жить, и создавать семьи, и растить детей. Потому что здесь есть простор для социальных и личных перспектив.

РБК daily
Версия для печати: http://www.metalindex.ru/publications/publications_825.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2017
Рейтинг@Mail.ru