Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу | Забыли пароль?
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Яндекс цитирования

Публикации

Правление ОАО "РЖД" рассмотрело вопрос создания новой системы управления вагонным парком разных собственников



Правление ОАО "РЖД" рассмотрело вопрос создания новой системы управления вагонным парком разных собственников.
Этот вопрос является важнейшим для дальнейшего реформирования железнодорожной отрасли страны.
В настоящее время услуги по предоставлению вагонов под перевозку выполняют более 2 200 собственников, в том числе дочерние общества ОАО "РЖД". После создания ОАО "Вторая грузовая компания" (этот вопрос также рассматривался сегодня Правлением ОАО "РЖД") из оставшегося инвентарного парка ОАО "РЖД", практически весь парк российских грузовых вагонов станет приватным (у ОАО "РЖД" останется около 30 тыс. вагонов для собственных, в основном хозяйственных, нужд).
В связи с этим в настоящее время ОАО "РЖД" ведет активную работу, направленную на формирование набора технологических инструментов, необходимых для осуществления управления движением в условиях полностью приватного парка грузовых вагонов (напомним, их около 1 миллиона).
Одной из основных задач в области управления движением является организация эффективного перевозочного процесса с использованием пропускных и перерабатывающих способностей инфраструктуры для обеспечения предъявляемых объемов грузов погрузочными ресурсами.
Анализ существующей технологии позволяет сделать вывод, что при переходе всего вагонного парка в категорию "приватный" изменения в организации перевозочного процесса будут касаться только блока вопросов, связанных с перемещением порожних вагонов. Сложившиеся принципы и технологии перемещения груженых вагонов не претерпят кардинальных изменений.
Необходимо отметить, что основная часть функций по управлению перевозочным процессом, даже при полном отсутствии инвентарного парка, остается в сфере ответственности ОАО "РЖД" - как перевозчика и владельца инфраструктуры общего пользования. Это функции:
* обеспечение технической и участковой скорости продвижения вагона;
* управление простоем на промежуточных, технических станциях;
* формирование, расформирование и переформирование составов;
* простой на станциях погрузки и выгрузки.
При этом собственники подвижного состава (операторы) будут управлять следующими элементами рабочего цикла или оборота вагона:
* определение станций отправления и назначения как груженого, так и порожнего вагона;
* нахождение порожнего собственного подвижного состава на инфраструктуре ОАО "РЖД";
* обеспечение планового и внепланового ремонта вагонов и их соответствия техническим требованиям, нормативам и регламентам.
При организации перевозочного процесса ОАО "РЖД" будет руководствоваться:
* указанными в перевозочных документах станциями отправления и назначения;
* данными о пропускной способности;
* планом формирования поездов;
* графиком движения;
* нормативами технического плана эксплуатационной работы;
* нормативными сроками доставки.
Таким образом, при переходе всех грузовых вагонов в технологическую категорию приватных существенная часть технологических элементов управления движением, связанных с перемещением подвижного состава по инфраструктуре, будет находиться в сфере ответственности ОАО "РЖД" - как общесетевого перевозчика грузов и собственника инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Участие приватного подвижного состава в перевозочном процессе должно быть напрямую связано с наличием договора между собственником подвижного состава (оператором) и перевозчиком, в котором должны быть предусмотрены:
* условия участия собственного подвижного состава в перевозочном процессе;
* условия использования собственного подвижного состава перевозчиком;
* ответственность сторон за неисполнение условий договора.
Грузоотправитель имеет право подать заявку на перевозку в собственном подвижном составе, на основе этого права именно с грузовладельцем выстраивают правовые отношения операторы (собственники) подвижного состава.
При этом за грузоотправителем сохраняется также право обратиться за оказанием комплексной услуги по перевозке грузов, включающей предоставление подвижного состава, в ОАО "РЖД". При такой схеме перевозчик будет выступать в качестве "агента оператора железнодорожного подвижного состава" и предоставлять грузоотправителю приватные вагоны оператора.
В этих целях разрабатываются проекты типового агентского договора между ОАО "РЖД" и оператором (собственником) железнодорожного подвижного состава и типового договора между ОАО "РЖД" и грузоотправителем на предоставление вагонов оператора для перевозки грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с предлагаемой схемой:
* перевозчик предоставляет вагоны по рыночным ценам, получая вознаграждение за свои услуги;
* у грузоотправителя сохраняется возможность самостоятельного поиска вагона, если его не устраивают условия, предлагаемые ОАО "РЖД";
* у грузоотправителя сохраняется возможность не выполнять дополнительные функции по поиску вагонов, данная функция выполняется перевозчиком.
Для эффективного обеспечения реализации каждым из участников перевозочного процесса своих прав и обязанностей должны быть созданы необходимые и достаточные технологические и экономические механизмы и условия.
В новых условиях необходимо создание соответствующих экономических стимулов, обеспечивающих мотивацию к сокращению времени простоя грузовых вагонов, не занятых в перевозках, и сокращение доли порожнего пробега.
За ОАО "РЖД" должны быть закреплены на основе соответствующей нормативной базы права осуществления технического нормирования продвижения вагонопотоков по сети, определения возможностей по отстою грузовых вагонов на путях общего пользования, отказа в перевозке порожних грузовых вагонов при отсутствии технических и технологических возможностей (в силу ремонта инфраструктуры, занятия станционных путей порожними и гружеными вагонами и т.д.). При этом реализовываться указанные права будут на недискриминационной по отношению к другим участникам перевозочного процесса принципах.
Помимо прочего в целях совершенствования технологии управления перевозочным процессом в новых условиях целесообразно проработать возможность передислокации перевозчиком парков грузовых вагонов собственников (обладающим достаточно крупным парком для реализации данной технологии) на основе заключенного между перевозчиком и собственником подвижного состава (оператором) договора.
В целях реализации новой системы управления вагонным парком различных собственников ОАО "РЖД" разработало "Механизм создания пула собственников приватных вагонов с участием дочерних обществ компании, в первую очередь – универсальных, и системы централизованного их использования".
В документе предлагается ввести понятие "объединенный парк вагонов собственников" (ОПВС), подразумевающее совокупность вагонов приватного парка, в отношении которых их собственники заключили с перевозчиком договоры на условиях, позволяющих перевозчику на основе общих принципов работы предоставлять такие вагоны грузоотправителям под использование для перевозки грузов. ОПВС – одна из возможных форм консолидации приватных парков на договорной основе.
Инициатором создания и функционирования ОПВС может выступить перевозчик либо собственник подвижного состава. При согласовании принципов работы ОПВС между сторонами (перевозчиком и собственниками подвижного состава) заключаются соответствующие договоры.
Взаимоотношения перевозчика с участниками ОПВС по управлению приватным парком, входящим в ОПВС, имеет следующие юридические формы:
* передача собственником приватного парка в аренду перевозчику (заключение договора аренды между собственником и перевозчиком);
* передача собственником перевозчику права на предоставление от имени собственника или от собственного имени вагонов приватного парка грузоотправителям (на основании заключенного агентского договора между собственником и перевозчиком).
Основной задачей системы централизованного планирования использования вагонов, входящих в ОПВС, является формирование потребности в погрузочных ресурсах по станциям и по датам погрузки.
Предоставление, рассмотрение и согласование заявок на перевозку в вагонах ОПВС может осуществляться в соответствии со статьей 11 Федерального закона – Устава железнодорожного транспорта РФ и Правил приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом.
На основании поданных грузоотправителем заявок в системе "ЭТРАН" формируется грузовая база перевозок в вагонах ОПВС.
Управление парком ОПВС ведется диспетчерским аппаратом ОАО "РЖД".
Подобная схема управления приватным вагонным парком обеспечит:
* повышение эффективности управления перевозочным процессом;
* сокращение расходов владельцев подвижного состава на организацию бизнеса;
* гарантированное обеспечение перевозок грузов погрузочными ресурсами как ДЗО ОАО "РЖД", так и других собственников;
* сокращение времени прохождения вагонов под грузовыми операциями;
* повышение эффективности работы подвижного состава вследствие приобретения им свойства универсальности;
* снижение тарифной нагрузки на пользователей услуг железнодорожного транспорта.
Для более четкой и окончательной проработки механизма работы приватного парка Правлением ОАО "РЖД" было принято решение провести научно-технический совет по этому вопросу с привлечением представителей научных институтов. Затем этот механизм как один из вариантов взаимодействия перевозчиков и операторов в новых условиях будет обсуждаться между участниками рынка, представителями отрасли и различных ведомств.

Гудок
Версия для печати: http://www.metalindex.ru/publications/publications_720.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2017
Рейтинг@Mail.ru