Китайское упорство



По данным Arcelor Mittal, за первые пять месяцев текущего года в мировой металлургии было проведено 129 операций по слиянию и поглощению совокупным объемом 24,8 млрд. долларов. Сталелитейные компании явно идут с опережением прошлогоднего графика, когда состоялась 241 сделка такого рода.
Правда, в прошлом году совокупный объем приобретений достиг 82,3 млрд. долларов, из которых 38,3 млрд. долларов пришлись на объединение Mittal Steel и Arcelor. Кроме того, Arcelor Mittal, похоже, относит к прошлому году и покупку Corus индийской корпорацией Tata Steel за 12 млрд. долларов.
В текущем году столь крупных слияний пока не происходило, однако весь рынок наполнен слухами, в которых фигурируют несколько ведущих корпораций. В частности, по данным информационного агентства “Интерфакс”, германская Thyssen Krupp, второй по величине производитель стали в Европе, проявляет интерес к приобретению американской US Steel или же российской “Северстали”. Все фигуранты отрицают, что ведут переговоры на подобную тему, однако аналитики отмечают, что комбинация Thyssen Krupp с лидером американской либо российской металлургии имеет смысл. При таком объединении не только образуется второй по величине производитель стали в мире с годовым объемом выпуска более 40 млн. тонн, но и возникнет глобальная вертикально интегрированная корпорация с высоким уровнем эффективности.
Другие источники информации между тем анонсируют возможную сделку по покупке корейской корпорацией Posco австралийской BlueScope Steel, ведущей металлургической компании Австралии, имеющей также ряд дочерних предприятий по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью в Юго-Восточной Азии. Представители Posco пока что открещиваются от таких намерений, но аналитики и в этот раз считают, что подобный альянс принес бы пользу обоим его участникам, а заодно повысил устойчивость Posco на случай попытки враждебного поглощения со стороны Arcelor Mittal.
BlueScope, со своей стороны, сама занята слиянием с австралийскими компаниями Smorgon Steel и OneSteel. Антимонопольный комитет страны дал разрешение на проведение такой сделки, хотя в этом отношении могли возникнуть проблемы, так как тройственный альянс станет однозначно доминирующей силой на национальном рынке стали. Очевидно, правительство Австралии решило, что лучше будет дать возможность трем ведущим металлургическим компаниям страны соединиться друг с другом, пока их не купит по одиночке кто-нибудь помощнее.
Помимо возможных слияний, самой животрепещущей темой на мировом рынке стали были в последнее время объемы китайского экспорта и меры по его ограничению. В мае китайские компании отправили за границу 7,13 млн. тонн стали, их них 6,17 млн. тонн готовой продукции, в итоге общий объем поставок за пять месяцев достиг 31,05 млн. тонн. Китайская металлургическая ассоциация CISA пересмотрела свой прогноз национального экспорта стали на текущий год от прежних 43 млн. до 50 млн. тонн в год, но, с учетом последних данных, это все равно выглядит изрядным преуменьшением. Тем более, что цены на стальную продукцию на китайском рынке в июне пошли вниз, так что местным компаниям стало выгодно продавать продукцию за рубеж даже с уплатой пошлины.
В настоящее время китайские представители проводят переговоры по стали с правительствами США, Канады, Японии, Кореи, а также Европейской комиссией. Судя по всему, полумерами здесь китайцы не отделаются. Так, Еврокомиссия заявляет о готовности возбудить против китайских компаний антидемпинговые расследования, тогда как китайцы обещают добровольно установить экспортные квоты.
Крохи с чужого стола
Параллельно с разговорами об ограничении объемов экспорта китайские компании всеми силами стараются поднять цены, дабы компенсировать сокращение тоннажа увеличением его стоимости. Однако время для этого выбрано явно неудачное: практически по всему миру уровень спроса на стальную продукцию невысокий, а потребители имеют достаточные запасы и могут позволить себе выжидательную политику. По мнению многих аналитиков, ждать реального повышения цен следует не ранее четвертого квартала.
В этой связи стремление китайских компаний взвинтить цены на заготовки до 540-560 за тонн C&F при поставках в Юго-Восточную Азию, на арматуру для покупателей в Персидском заливе — до 590-600 долларов за тонну C&F и на горячекатаные рулоны в Азии — до 580-605 долларов за тонну C&F, судя по всему, обречено на неудачу. Потребители просто отказываются заключать сделки на подобных условиях.
Зато от подорожания китайской продукции выигрывают поставщики из других стран, предлагающих свой металл немного дешевле (либо с более благоприятным соотношением цена-качество). Так, в странах Юго-Восточной Азии в заметных количествах появились заготовки из Малайзии ценой в 540-550 долларов за тонну C&F. Металлургические компании из восточноазиатских стран определились со стоимостью горячекатаных рулонов в третьем квартале, установив ее на уровне 550-590 долларов за тонну FOB, китайцам же, похоже, придется удовлетвориться 530-550 долларов за тонну FOB. На Ближнем Востоке появление более дорогостоящей китайской продукции позволило компаниям из Турции и СНГ слегка прибавить цены на длинномерный прокат. В частности, украинская и российская катанка приподнялась до 545-560 долларов за тонну FOB. Даже в Европе в ответ на увеличение стоимости китайской толстолистовой стали на 20 евро за тонну по сравнению с маем (до 590-600 евро за тонну CIF ) дало повод местным производителям объявить о подорожании данной продукции на 20-30 евро за тонну с начала июля.
При этом нынешняя ситуация не слишком благоприятствует подъему цен в Европе. Местные компании вынуждены потихоньку снижать цены из-за дешевеющего импорта. Российские и украинские предприятия ограничивают стоимость горячего проката 580-590 долларами за тонну FOB , а при поставках в другие регионы цены могут быть ниже 540 долларов за тонну FOB. В целом горячекатаные рулоны поступают на европейский рынок по 480-500 евро за тонну CIF, холоднокатаные — по 520-550 евро за тонну, оцинкованная сталь — по 600-650 евро за тонну. Это на 20-50 евро за тонну ниже, чем цены ex-works у европейских компаний. Corus объяснила запланированный скачок цен на горячекатаные рулоны в Великобритании (на 45 фунтов стерлингов за тонну) тем, что в апреле-июне стоимость данной продукции была на 30 фунтов стерлингов за тонну ниже, чем на континенте. Тем не менее, в июле европейским производителям в любом случае будет трудно настоять на необходимости роста цен, пусть даже на умеренные 10-15 евро за тонну.
В США цены на листовую сталь стабилизировались после падения в начале июня. Крупнейшие компании предлагают горячекатаные рулоны по ценам до 540 за короткую тонну (907 кг) ex-works . Правда, по мнению аналитиков, AK Steel, анонсировавшая на июль рост цен на плоскокатаную продукцию на 20-30 долларов за короткую тонну, слишком торопится: рынок такого повышения, скорее всего, не воспримет.
Передышка на середине склона
Ажиотаж на международном спотовом рынке железной руды немного поутих с начала июня в связи с меньшими объемами закупок в Китае. Индийский концентрат подешевел с начала июня примерно на 2-3 долларов за тонну, хотя все равно его стоимость близка к 100 долларов за тонну CIF (для 63,5%-ного материала). Немного помогли успокоению рынка и последние данные по китайскому импорту руды. В мае его объем составил 27,62 млн. тонн, что является минимальным значением с октября прошлого года. По словам аналитиков, сокращение объема закупок вызвано растущей дороговизной руды и, особенно, увеличением затрат на доставку. Тарифы на фрахт для покупателей железной руды с начала текущего года поднялись более чем на треть.
Китайские компании лихорадочно ищут возможности снизить свою зависимость от импорта железорудного сырья. Уменьшение закупок — временный выход, так как металлургам взамен приходится интенсивнее использовать запасы руды, складированные в китайских портах. В конце мая их объем оценивался в 43-45 млн. тонн. Добыча железной руды в самом Китае расширяется, но, похоже, не так быстро, как потребности национальной металлургической отрасли в сырье.
Четыре ведущих сталелитейных компании страны — AnSteel, Baosteel, Shougang и Wuhan Iron and Steel — основали совместную инвестиционную компанию Beijing Steel Industry United Mining Resources для покупки разработки месторождений минеральных ресурсов за границей. Уже известно, что первым проектом новой фирмы станет строительство ГОКа на железорудных залежах Preah Vihear в Камбодже. Кроме того, сообщается, что объединенная инвестиционная компания ведут переговоры по приобретению долей в ряде австралийских месторождений.
Однако специалисты по-прежнему убеждены, что дефицит на мировом рынке железорудного сырья сохранится по меньшей мере до 2010 года. Аналитики американского банка Citigroup предполагают, что в течение 2008-2009 годов железная руда подорожает примерно на 20% по сравнению с текущим уровнем. При этом ее стоимость в 2009 году будет почти в четыре раза выше, чем 2002-ом, до начала подъема. Еще большие затраты покупатели будут нести из-за тарифов на фрахт: в ближайшие годы нехватка тоннажа останется серьезной проблемой для мирового рынка железной руды.
Цены на металлолом между тем пошли вверх, прежде всего в странах Восточной Азии. Американские трейдеры, воодушевленные прекращением спада на внутреннем рынке, предлагают материал HMS №1 с поставкой в сентябре по 360-365 долларов за тонну C&F. Корейская Hyundai Steel приобрела несколько десятков тысяч тонн лома с поставкой в сентябре по 348-350 долларов за тонну C&F и считает это удачной сделкой.

УкрРудПром
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_72.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru