![](/images/emp.gif)
В Москве состоялось заседание Правления ОАО "РЖД" под председательством президента ОАО "РЖД" Владимира Якунина. В заседании приняли участие представители органов власти, субъектов РФ, депутаты Государственной Думы и другие лица.
![](/images/emp.gif)
Правление рассмотрело Концепцию создания Второй грузовой компании.
![](/images/emp.gif)
"Правление ОАО "РЖД" единодушно одобрило вопрос о создании Второй грузовой компании. Дан "зеленый свет" разработке бизнес-плана и регистрации компании. Мы ставим себе жесткие рамки: все документы должны быть готовы к концу 2009 года, в крайнем случае – в начале 2010 г.
![](/images/emp.gif)
Создание ОАО "ВГК" призвано способствовать дальнейшему развитию рынка грузовых перевозок в РФ и повышению эффективности использования вагонов инвентарного парка ОАО "РЖД", - рассказал по итогам заседания Правления президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин.
![](/images/emp.gif)
В соответствии с Целевой моделью рынка, решение о дальнейшей либерализации рынка путем передачи оставшегося у ОАО "РЖД" вагонного парка во Вторую грузовую компанию должно было быть принятым в 2008-2009 годах.
![](/images/emp.gif)
Выбор сценария развития сегмента оперирования подвижным составом и реорганизации инвентарного парка ОАО "РЖД" должен учитывать необходимость обеспечения равных условий на рынке предоставления грузовых вагонов под перевозку, а также организации бесперебойных перевозок - в первую очередь, социально значимых грузов - на основе равной ответственности всех субъектов рынка.
![](/images/emp.gif)
Ключевой задачей, которая должна быть решена в ходе реформирования сектора предоставления грузовых вагонов для перевозок, является повышение полезной производительности парка грузовых вагонов. Это подразумевает выполнение всех предъявляемых объемов перевозок минимально возможным количеством парка вагонов с максимизацией доли груженого пробега на вагон в год.
![](/images/emp.gif)
Анализ всех возможных вариантов показал, что наиболее оптимальным, обеспечивающим достижение указанных выше целей реформирования, является создание ОАО "ВГК" в соответствие со схемой, определенной Целевой моделью рынка в качестве крупной компании - оператора с парком вагонов, сопоставимым по масштабам и структуре имущественному комплексу ОАО "ПГК".
![](/images/emp.gif)
Для решения целевых задач реформирования в сфере оперирования грузовыми вагонами и для реализации оптимального варианта реструктуризации в соответствии с Целевой моделью рынка железнодорожных транспортных услуг, а также создания Второй грузовой компании предлагается:
![](/images/emp.gif)
- передать в уставный капитал ОАО "Первая грузовая компания" 60 тысяч грузовых вагонов, в том числе 24,2 тысяч зерновозов и 35,8 тысяч полувагонов;
- списать на металлолом грузовые вагоны с истекшим сроком службы, фактически не пригодные к перевозкам, ремонт и восстановление которых экономически нецелесообразно (предварительно их количество оценено на уровне 32 тысяч (без учета вагонов, находящихся в запасе);
- передать в уставный капитал ОАО "Вторая грузовая компания" оставшийся парк грузовых вагонов. Рыночную стоимость передаваемых вагонов определить на основе независимой оценки. Предварительно количество передаваемых ОАО "РЖД" в капитал ОАО "ВГК" вагонов оценивается в 217 тысяч;
- в собственности ОАО "РЖД" оставить около 30 тысяч грузовых вагонов для обеспечения хозяйственных перевозок.
![](/images/emp.gif)
В целях формирования парка грузовых вагонов Второй грузовой компании, равноценного по объему и структуре парку вагонов ОАО "ПГК", в партнеры по созданию ВГК планируется пригласить, например, операторов, лизинговые компании, грузовладельцев с собственным подвижным составом. Они смогут внести в капитал компании на этапе ее создания находящиеся в собственности грузовые вагоны по рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком по той же методике, по которой будет осуществляться оценка стоимости вагонов ОАО "РЖД".
![](/images/emp.gif)
Таким образом, объем акционерного капитала ОАО "ВГК" будет определен с учетом объема вклада других участников рынка. При этом предполагается, что уже на этапе создания компании частный бизнес может получить в ее капитале не менее 25%+1 акций.
![](/images/emp.gif)
В перспективе, по завершению этапа становления хозяйственной деятельности ОАО "ВГК" и передачи в ее собственность всех грузовых вагонов с учетом конъюнктуры финансовых рынков, будет обеспечено размещение акций ОАО "ВГК" на рынке (IPO). Проведение IPO акций ОАО "ВГК" прогнозируется не ранее 2011 года. В результате этого вклад ОАО "РЖД" и иных акционеров компании будет капитализирован, а принадлежащие акционерам пакеты акций станут ликвидным активом, продажа которого позволит обеспечить инвестиционный эффект на осуществленные при создании компании вложения.
![](/images/emp.gif)
Реализация данной модели позволит создать сопоставимые по масштабам бизнеса Первую и Вторую грузовые компании, которые будут самостоятельно оперировать собственными вагонами и заключать договоры с клиентами. Несмотря на значительные масштабы бизнеса обеих компаний, они не будут занимать доминирующего положения и не создадут серьезных препятствий для развития других участников рынка. При этом появятся новые стимулы для консолидации других участников рынка, количество которых в настоящее время превышает две тысячи.
![](/images/emp.gif)
У ОАО "РЖД" сохранится возможность выступать агентом указанных компаний и на основе агентских соглашений привлекать их вагоны, наряду с вагонами других собственников, для обслуживания грузоотправителей.
![](/images/emp.gif)
Ориентировочно начало хозяйственной деятельности ОАО "ВГК" - 1 квартал 2010 года.
![](/images/emp.gif)
В результате будет завершено формирование конкурентного рынка оперирования грузовым подвижным составом, доля ПГК на котором составит около 27,5% (266 тыс. вагонов), ВГК – 27-29% (265-283 тыс. вагонов при условии привлечения в капитал 50-70 тыс. вагонов частных собственников), остальные собственники будут владеть 430-450 тыс. вагонов (44%).
![](/images/emp.gif)
Эффекты от реализации Целевой модели рынка и создания ОАО "Вторая грузовая компания":
![](/images/emp.gif)
- для грузовладельцев и грузоотправителей: повышение гибкости и качества услуг, снижение транспортной нагрузки по мере развития конкуренции, возможность заключать долгосрочные договоры для гарантированного обеспечения перевозок погрузочными ресурсами;
- для государства: реализация целей и задач структурной реформы; развитие конкуренции в операторском сегменте и завершение его реформирования; гарантированное обеспечение транспортной доступности пользователей не только к услугам железнодорожных перевозок, но и к услугам по предоставлению подвижного состава за счет создания крупных общесетевых конкурирующих компаний; сохранение механизмов контроля над частью парка для гарантированного решения государственных задач; стимулирование спроса на грузовые вагоны; формирование дополнительных источников для обновления и развития основных фондов ОАО "РЖД" за счет продажи акций Первой и Второй грузовых компаний;
- для ОАО "РЖД": создание равных условий для ведения бизнеса; сохранение технологической эффективности системы управления перевозками; реализация потенциала увеличения стоимости холдинга "РЖД" и формирования в перспективе источников для финансирования обновления и развития инфраструктуры за счет продажи пакетов акций ОАО "ПГК" и ОАО "ВГК".
![](/images/emp.gif)
- для других акционеров ВГК: возможность рынка инвестировать в конкурентоспособную компанию с высоким потенциалом развития и диверсифицированным бизнесом; капитализация имущественного вклада после выхода ВГК на IPO; повышение эффективности использования активов; равные условия оценки рыночной стоимости вагонов при внесении в капитал ВГК.
![](/images/emp.gif)
ОАО "РЖД" считает необходимым одновременно с созданием Второй грузовой компании обеспечить развитие нормативной базы, технологических стандартов и регламентов для эффективного функционирования рынка в новых условиях. Соответствующие инициативы будут в ближайшее время направлены в Минтранс России и причастные федеральные органы власти для подготовки согласованных решений. Предполагается, что совершенствование нормативной базы и регламентов работы будет завершено к моменту учреждения ОАО "Вторая грузовая компания".
![](/images/emp.gif)
На основе одобренной Концепции ОАО "РЖД" разработает бизнес-план ОАО "ВГК", который затем будет рассмотрен Советом директоров ОАО "РЖД".