![](/images/emp.gif)
Масштабная программа перевооружения Российской армии, о которой на коллегии Минобороны заявил президент Дмитрий Медведев, реальна лишь в том случае, если уже на начальном этапе будут неукоснительно выдерживаться поставленные сроки. Кроме того, логично предположить: развитие оборонки поможет вытащить экономику страны из кризиса, поддержать рабочий класс в "рабочем состоянии". "Известия" выясняли, что происходит в недрах ВПК и получит ли Российская армия новое оружие и технику по графику.
"Оборонная десятина"![](/images/emp.gif)
Несмотря на обещания правительства, российская оборонка получила в первом квартале текущего года лишь десятую часть обещанных миллиардов по гособоронзаказу-2009. Это, как говорят оборонщики, делает невозможным начало серийного производства многих десятков заказанных военными образцов вооружений и военной техники.
![](/images/emp.gif)
- Общая сумма гособоронзаказа на закупки, разработку и ремонт вооружений составляет в бюджете этого года около 520 млрд руб., - отмечает замминистра обороны по вооружению Владимир Поповкин. - На сегодняшний день мы заключили более 3,5 тысячи контрактов на 300 миллиардов рублей, что составляет 70% объема гособоронзаказа. Министерство обороны уже перечислило предприятиям 130 млрд руб. в рамках финансирования гособоронзаказа этого года.
![](/images/emp.gif)
Военные планируют получить более 30 ракет "Искандер", 48 боевых самолетов, шесть беспилотных аппаратов, более 60 вертолетов, 14 кораблей, 300 танков, а также 2 тыс. автотранспортных средств. По идее, как говорят военные, это "позволит обеспечить Вооруженные силы на уровне 100% и повысить оснащенность войск современной техникой". Однако оптимизму наших военных противоречат факты. Иначе бы по поводу ситуации вокруг гособоронзаказа-2009 не собиралась Военно-промышленная комиссия при правительстве, а президент Дмитрий Медведев не встречался с главой Минфина Алексеем Кудриным. Во время этой встречи Кудрину, в частности, было сказано: "Плохо, что произошла заминка. Эту инерцию нужно ломать. Она особенно опасна в период кризиса. Если в обычные годы все это легко наверстывается, то сегодня нет". Министр пообещал ситуацию исправить. Но до сих пор этого не произошло: денег у промышленности как не было, так и нет.
Виновата система или банки?![](/images/emp.gif)
- Это старый порок нашей системы, - говорит "Известиям" главный редактор "Военно-промышленного курьера" Игорь Коротченко, - не изжитый еще с советских времен. Свидетельство неэффективности всей системы выделения средств по гособоронзаказу.
![](/images/emp.gif)
Задержка средств, как говорит эксперт, абсолютно обыденная вещь. Каждый год неумолимо повторяется одна и та же схема: в конце года предыдущего правительство клянется, что в первом квартале года начинающегося оборонка получит аванс на закупку материалов, оборудования и комплектующих. Приходит первый квартал нового года, а средств на счетах предприятий нет.
![](/images/emp.gif)
- Исправить положение можно только введя более жесткий контроль за выделением и расходованием средств, - считает Коротченко. - Нужно требовать регулярной отчетности от того же начальника управления вооружения Минобороны Владимира Поповкина, нового главного финансиста военного ведомства Веры Чистовой.
![](/images/emp.gif)
Один из представителей Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) высказал "Известиям" мнение, что все дело в позиции банков, через которые идет финансирование гособоронзаказа. Их три: Сбербанк, ВТБ и Внешэкономбанк. Контроль над ними хоть и принадлежит государству, но это не отменяет задачу любого банка вне зависимости от формы собственности - получать прибыль. Миллиарды "оборонных" средств - хороший тому источник.
![](/images/emp.gif)
- Поэтому-то никто под страхом смерти не расскажет вам, какие предприятия и из каких банков не получили выделенные средства, - просвещал нас эксперт из ОАК, разумеется, пожелавший остаться анонимным. - Ведь их получение напрямую связано с благосклонностью тех или иных чиновников по отношению к предприятию и его гендиректору. А если расположения нет, то клянчить будешь до последнего квартала - только как специалистам и рабочим в глаза смотреть? Но вы же понимаете, если деньги задерживаются, эта "заминка" между пунктами А и Б работает конкретно в чью-то пользу. Вот и приходится терпеть.
![](/images/emp.gif)
Раньше выход из этой ситуации был в кредитах. Соответственно их брали под будущие доходы. Однако финансовый кризис внес коррективы и в этот процесс. Банковские кредиты и раньше-то были недешевыми. Предприятиям их давали под 13-14% годовых. Теперь же, ссылаясь на кризис, просят все 20%. Глава компании "Ростехнологии" Сергей Чемезов назвал такое положение дел "нелепым". Все это делает производство сложной, наукоемкой продукции просто убыточным.
Коварные 40% инфляции![](/images/emp.gif)
Вторая причина, напрямую влияющая на неисполнение гособоронзаказа, - инфляция. По словам курирующего оборонку вице-премьера Сергея Иванова, рост цен на продукцию военного назначения превышает среднестатистические прогнозы Минэкономразвития. Например, в 2008 году министерство рекомендовало Минобороны оценивать рост цен на металл в 8%, а к апрелю 2009-го продукция "Евраз Групп", "Северстали", "Мечела", Магнитогорского и Новолипецкого металлургических комбинатов подорожала на 40-45%. На этом фоне вряд ли и в мае предприятия ОПК начнут массово заключать контракты по предлагаемым Минобороны ценам. Пересматривать цены? Это новые переговоры, получается замкнутый круг.
![](/images/emp.gif)
- Только в прошлом году многие системы вооружения и военной техники подорожали на 40%, что потребовало выделения дополнительных 40 млрд рублей. В результате ежегодно правительство должно индексировать эти потери, выделяя дополнительные средства, - сетует зампред комитета Госдумы по обороне Михаил Бабич. - В 2009-м - 60 млрд, в 2010-м - 40 млрд, в 2011-м - снова 60 млрд рублей.
![](/images/emp.gif)
Собственно ситуация предсказуемая. Ведь государство само себя наказывает рублем, не соблюдая обязательства по своевременному перечислению средств на счета оборонных предприятий. Стало уже национальной традицией корректировать гособоронзаказ в сторону увеличения. И так из года в год! Принимаем одни цифры, потом корректируем, вытаскивая из бюджета дополнительные миллиарды. Особенность предстоящего года в том, что объем гособоронзаказа меняется буквально "с колес". С одной стороны, сделать это необходимо - под новые вызовы и угрозы нашей безопасности. Надо "залатать дыры", проявившиеся в ходе грузино-югоосетинского конфликта в августе прошлого года. Так, Минобороны в срочном порядке решило купить израильские беспилотные системы на сумму в $50 млн. Откуда взяли эти деньги? Осмелимся предположить: из гособоронзаказа. Значит, кто-то из своих в этом году их так и не дождется.
![](/images/emp.gif)
С другой стороны, никто не знает, как повернется кризис и прошли ли мы то самое пресловутое "дно". Вообще, в кризис логично поддерживать оборонку (это как минимум рабочие места и снижение социальных волнений), но в финансовый коллапс начинает действовать и другая логика: каждый спасается как может. Впрочем, сами оборонщики (да, те самые, которые предпочитают не говорить о проблемах) считают, что нужно учитывать все в комплексе.
Говорим - бюджет, подразумеваем - аванс![](/images/emp.gif)
- Проблема и в том, что военные постоянно вносят коррективы в свои планы, - высказал свое мнение "Известиям" генеральный директор НПО "Сатурн" Юрий Ласточкин, - и в том, что есть проблемы с самим бюджетом в целом. Пришлось вернуться от трехлетнего к однолетнему бюджету. Переверстать его. Все это влияет в том числе и на авансирование.
![](/images/emp.gif)
В результате пересмотра бюджета, как говорят эксперты, до сих пор неясно, каковы будут конкретные объемы поддержки предприятий. Из-за этого с начала года вообще не финансировались научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, а те деньги, которые все же получили предприятия, выданы в основном в рамках ранее заключенных многолетних контрактов. Еще одна причина задержек - очередная реформа заказывающих служб Минобороны в феврале-марте, да и особенности законодательства: от проведения торгов по размещению заказа до заключения контракта проходит не менее двух месяцев, а почти по половине контрактов, которые надо заключить в этом году, даже не проведены торги. Поэтому до лета 2009 года финансирование нашей оборонки вряд ли станет ритмичным. А "просадка" в начале пути реформ может поставить под угрозу сроки перевооружения, которое жизненно необходимо не только армии - всей экономике страны.