Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу | Забыли пароль?
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Яндекс цитирования

Публикации

Станет ли гособоронзаказ-2009 локомотивом выхода из кризиса?



Масштабная программа перевооружения Российской армии, о которой на коллегии Минобороны заявил президент Дмитрий Медведев, реальна лишь в том случае, если уже на начальном этапе будут неукоснительно выдерживаться поставленные сроки. Кроме того, логично предположить: развитие оборонки поможет вытащить экономику страны из кризиса, поддержать рабочий класс в "рабочем состоянии". "Известия" выясняли, что происходит в недрах ВПК и получит ли Российская армия новое оружие и технику по графику.
"Оборонная десятина"
Несмотря на обещания правительства, российская оборонка получила в первом квартале текущего года лишь десятую часть обещанных миллиардов по гособоронзаказу-2009. Это, как говорят оборонщики, делает невозможным начало серийного производства многих десятков заказанных военными образцов вооружений и военной техники.
- Общая сумма гособоронзаказа на закупки, разработку и ремонт вооружений составляет в бюджете этого года около 520 млрд руб., - отмечает замминистра обороны по вооружению Владимир Поповкин. - На сегодняшний день мы заключили более 3,5 тысячи контрактов на 300 миллиардов рублей, что составляет 70% объема гособоронзаказа. Министерство обороны уже перечислило предприятиям 130 млрд руб. в рамках финансирования гособоронзаказа этого года.
Военные планируют получить более 30 ракет "Искандер", 48 боевых самолетов, шесть беспилотных аппаратов, более 60 вертолетов, 14 кораблей, 300 танков, а также 2 тыс. автотранспортных средств. По идее, как говорят военные, это "позволит обеспечить Вооруженные силы на уровне 100% и повысить оснащенность войск современной техникой". Однако оптимизму наших военных противоречат факты. Иначе бы по поводу ситуации вокруг гособоронзаказа-2009 не собиралась Военно-промышленная комиссия при правительстве, а президент Дмитрий Медведев не встречался с главой Минфина Алексеем Кудриным. Во время этой встречи Кудрину, в частности, было сказано: "Плохо, что произошла заминка. Эту инерцию нужно ломать. Она особенно опасна в период кризиса. Если в обычные годы все это легко наверстывается, то сегодня нет". Министр пообещал ситуацию исправить. Но до сих пор этого не произошло: денег у промышленности как не было, так и нет.
Виновата система или банки?
- Это старый порок нашей системы, - говорит "Известиям" главный редактор "Военно-промышленного курьера" Игорь Коротченко, - не изжитый еще с советских времен. Свидетельство неэффективности всей системы выделения средств по гособоронзаказу.
Задержка средств, как говорит эксперт, абсолютно обыденная вещь. Каждый год неумолимо повторяется одна и та же схема: в конце года предыдущего правительство клянется, что в первом квартале года начинающегося оборонка получит аванс на закупку материалов, оборудования и комплектующих. Приходит первый квартал нового года, а средств на счетах предприятий нет.
- Исправить положение можно только введя более жесткий контроль за выделением и расходованием средств, - считает Коротченко. - Нужно требовать регулярной отчетности от того же начальника управления вооружения Минобороны Владимира Поповкина, нового главного финансиста военного ведомства Веры Чистовой.
Один из представителей Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) высказал "Известиям" мнение, что все дело в позиции банков, через которые идет финансирование гособоронзаказа. Их три: Сбербанк, ВТБ и Внешэкономбанк. Контроль над ними хоть и принадлежит государству, но это не отменяет задачу любого банка вне зависимости от формы собственности - получать прибыль. Миллиарды "оборонных" средств - хороший тому источник.
- Поэтому-то никто под страхом смерти не расскажет вам, какие предприятия и из каких банков не получили выделенные средства, - просвещал нас эксперт из ОАК, разумеется, пожелавший остаться анонимным. - Ведь их получение напрямую связано с благосклонностью тех или иных чиновников по отношению к предприятию и его гендиректору. А если расположения нет, то клянчить будешь до последнего квартала - только как специалистам и рабочим в глаза смотреть? Но вы же понимаете, если деньги задерживаются, эта "заминка" между пунктами А и Б работает конкретно в чью-то пользу. Вот и приходится терпеть.
Раньше выход из этой ситуации был в кредитах. Соответственно их брали под будущие доходы. Однако финансовый кризис внес коррективы и в этот процесс. Банковские кредиты и раньше-то были недешевыми. Предприятиям их давали под 13-14% годовых. Теперь же, ссылаясь на кризис, просят все 20%. Глава компании "Ростехнологии" Сергей Чемезов назвал такое положение дел "нелепым". Все это делает производство сложной, наукоемкой продукции просто убыточным.
Коварные 40% инфляции
Вторая причина, напрямую влияющая на неисполнение гособоронзаказа, - инфляция. По словам курирующего оборонку вице-премьера Сергея Иванова, рост цен на продукцию военного назначения превышает среднестатистические прогнозы Минэкономразвития. Например, в 2008 году министерство рекомендовало Минобороны оценивать рост цен на металл в 8%, а к апрелю 2009-го продукция "Евраз Групп", "Северстали", "Мечела", Магнитогорского и Новолипецкого металлургических комбинатов подорожала на 40-45%. На этом фоне вряд ли и в мае предприятия ОПК начнут массово заключать контракты по предлагаемым Минобороны ценам. Пересматривать цены? Это новые переговоры, получается замкнутый круг.
- Только в прошлом году многие системы вооружения и военной техники подорожали на 40%, что потребовало выделения дополнительных 40 млрд рублей. В результате ежегодно правительство должно индексировать эти потери, выделяя дополнительные средства, - сетует зампред комитета Госдумы по обороне Михаил Бабич. - В 2009-м - 60 млрд, в 2010-м - 40 млрд, в 2011-м - снова 60 млрд рублей.
Собственно ситуация предсказуемая. Ведь государство само себя наказывает рублем, не соблюдая обязательства по своевременному перечислению средств на счета оборонных предприятий. Стало уже национальной традицией корректировать гособоронзаказ в сторону увеличения. И так из года в год! Принимаем одни цифры, потом корректируем, вытаскивая из бюджета дополнительные миллиарды. Особенность предстоящего года в том, что объем гособоронзаказа меняется буквально "с колес". С одной стороны, сделать это необходимо - под новые вызовы и угрозы нашей безопасности. Надо "залатать дыры", проявившиеся в ходе грузино-югоосетинского конфликта в августе прошлого года. Так, Минобороны в срочном порядке решило купить израильские беспилотные системы на сумму в $50 млн. Откуда взяли эти деньги? Осмелимся предположить: из гособоронзаказа. Значит, кто-то из своих в этом году их так и не дождется.
С другой стороны, никто не знает, как повернется кризис и прошли ли мы то самое пресловутое "дно". Вообще, в кризис логично поддерживать оборонку (это как минимум рабочие места и снижение социальных волнений), но в финансовый коллапс начинает действовать и другая логика: каждый спасается как может. Впрочем, сами оборонщики (да, те самые, которые предпочитают не говорить о проблемах) считают, что нужно учитывать все в комплексе.
Говорим - бюджет, подразумеваем - аванс
- Проблема и в том, что военные постоянно вносят коррективы в свои планы, - высказал свое мнение "Известиям" генеральный директор НПО "Сатурн" Юрий Ласточкин, - и в том, что есть проблемы с самим бюджетом в целом. Пришлось вернуться от трехлетнего к однолетнему бюджету. Переверстать его. Все это влияет в том числе и на авансирование.
В результате пересмотра бюджета, как говорят эксперты, до сих пор неясно, каковы будут конкретные объемы поддержки предприятий. Из-за этого с начала года вообще не финансировались научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, а те деньги, которые все же получили предприятия, выданы в основном в рамках ранее заключенных многолетних контрактов. Еще одна причина задержек - очередная реформа заказывающих служб Минобороны в феврале-марте, да и особенности законодательства: от проведения торгов по размещению заказа до заключения контракта проходит не менее двух месяцев, а почти по половине контрактов, которые надо заключить в этом году, даже не проведены торги. Поэтому до лета 2009 года финансирование нашей оборонки вряд ли станет ритмичным. А "просадка" в начале пути реформ может поставить под угрозу сроки перевооружения, которое жизненно необходимо не только армии - всей экономике страны.

Известия
Версия для печати: http://www.metalindex.ru/publications/publications_710.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2017
Рейтинг@Mail.ru