Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу | Забыли пароль?
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Яндекс цитирования

Публикации

Таможня затягивает пояса на участниках ВЭД



В борьбе за рост сборов, объемы которых серьезно снизились, Федеральная таможенная служба России резко ужесточила правила игры, повысив размер финансовых гарантий для брокерских компаний. В результате за несколько месяцев количество брокеров сократилось примерно на треть, а участники рынка уверены, что на достигнутом таможня не остановится.
Платить или банкротить?
До середины января финансовые отношения между Федеральной таможенной службой России (ФТС) и таможенными брокерами, которые выступали основными посредниками между государственным органом и грузовладельцами, складывались относительно просто. Брокерская компания в качестве гарантии добросовестного исполнения своих обязательств перед бюджетом могла выбрать один из трех способов: внести 50 млн рублей на счет самой ФТС, получить банковскую гарантию — своего рода страховку — или же поручительство третьей стороны. Подавляющее большинство посредников, более 80%, прибегало к третьему варианту. Поручителями могли выступать ООО "Таможенная карта", некоммерческая организация "Совет ветеранов таможенной службы" и ФГУП "Ростэк", входящее в структуру ФТС.
В конце 2008 года таможенники известили участников ВЭД о том, что с середины января механизм поручительства будет изменен: отныне внешней стороной может выступать только "Ростэк". Остальные два варианта — внесение суммы на счет ФТС и получение банковской гарантии — остаются в силе. Как рассказал один из брокеров, если услуги, к примеру, "Таможенной карты" не превышали примерно 35 тыс. рублей в год, то поручительство банка стоит около 3% в год и 10 тыс. рублей за оформление сделки, что в итоге составляет не менее 1,5 млн рублей.
Логика действий ФТС в общем-то понятна. Даже если предположить кристальную честность брокерских компаний, нельзя исключать случаев банкротства импортеров. Более того, подобную тенденцию таможенники, исходя из соображений служебного долга, даже обязаны прогнозировать. Если предположить сколько-нибудь массовое разорение участников ВЭД, в результате чего брокеры не смогут исполнить свои обязательства перед ФТС, то становится очевидно, что организации-поручители не смогут расплатиться за своих клиентов. "Различные ассоциации в случае, например, форс-мажора, который вызвал бы проблемы сразу у нескольких брокерских компаний, были бы не в состоянии выплатить возможные штрафы и возместить убытки бюджета",— говорит генеральный директор ООО "Международный таможенный брокер" Валерий Светлов. В такой ситуации ФТС, видимо, и решила выбрать более надежные способы защиты бюджетных интересов. К слову, за первый квартал таможенными органами в федеральный бюджет было перечислено всего 655 млрд рублей, в то время как за аналогичный период прошлого года — 1,3 трлн рублей. Таким образом, уменьшение поступлений составило 33,5%.
Бывшие поручители видят ситуацию несколько иначе. "Новая редакция Таможенного кодекса, принятая пять лет назад, предусмотрела увеличение размера обеспечения и внесение таких его видов, как денежный залог, банковская гарантия, поручительство и залог товаров в обороте. Законодатель вносил эту норму, предполагая, что ФТС сможет сделать деятельность брокера более эффективной, позволив использовать внесенное обеспечение в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом в процессе своей деятельности. Очевидно, что отвлечение 50 млн рублей и тогда, и сейчас задача, посильная лишь единицам и довольно бессмысленная, так как все расходы, связанные с этим, приводят к удорожанию конечного продукта и в итоге ложатся на покупателя. К сожалению, инструмент в виде обеспечения, полученный таможней для упрощения деятельности брокеров, так и не был использован, и в итоге брокер был поставлен в заведомо неравные условия ведения хозяйственной деятельности по отношению к обычным участникам ВЭД",— считает генеральный директор ООО "Таможенная карта" Андрей Баринов. А председатель Ассоциации таможенных брокеров северо-запада Роман Козлов пояснил, что реформа приведет к отрицательному результату: вырастет число недостоверных сделок, а ушедшие из легального сегмента структуры начнут, естественно, работать по "серым" схемам.
Массовый исход
Для того чтобы представить, как нововведение отразилось на рынке брокерских услуг, достаточно ознакомиться с вывешенным на сайте ФТС длинным списком решений службы о лишении той или иной компании брокерской лицензии и исключении ее из соответствующего реестра. По оценке генерального директора холдинговой компании "Гринвэй" Андрея Савельева, на настоящий момент права на ведение подобной деятельности лишились уже около 200 структур, что составляет примерно треть от их общего числа. Это неудивительно: в условиях сжатия ликвидности заручиться поддержкой банка даже за указанные проценты весьма сложно, особенно небольшим компаниям, на которых, собственно говоря, и был нацелен удар ФТС. "Не так-то просто получить гарантию в банке, особенно сейчас, а 50 млн рублей, которые надо просто заморозить,— это существенная сумма для любой фирмы,— объясняет господин Савельев массовый исход своих коллег.— Всех, конечно, предупредили еще в конце прошлого года, но времени-то все равно осталось мало".
Советник генерального директора группы компаний "Евросиб" генерал-майор таможенной службы Александр Пучков уверен в том, что значительная часть исключенных из реестра компаний ушла либо в "серые" схемы, либо к конкурентам, которые смогли в новых условиях выжить. "Они со своей клиентурой теперь работают за печатью более крупного таможенного брокера, занимаясь тем же самым, только уже в другой структуре. Логично предположить, что стоимость брокерских услуг для участников ВЭД в будущем вырастет",— полагает Александр Пучков. С ним согласен и господин Светлов из "Международного таможенного брокера": "Конечно, произойдет укрупнение рынка — те, кто не сможет предоставить финансовое обеспечение, будут вынуждены войти в состав компаний, которые в состоянии играть по новым правилам, или же найдут какие-то другие способы сотрудничества с ними. Из-за сокращения количества брокеров могут повыситься цены на услуги по таможенному оформлению".
Кроме того, отмечает Андрей Савельев, инновации в отношениях ФТС и брокеров пришлись на тот самый период, когда большинство посредников не располагает оборотными средствами даже для поддержания текущей деятельности. Дело не столько в падении спроса, сколько в девальвации рубля, которая привела к неопределенности в экономике. "С кризисом люди заняли выжидательные позиции: никто не хочет ничего покупать за границей, потому что не знает, сколько товар будет стоить спустя некоторое время, ведь приобретенную, например, в Китае партию можно будет продать только через два месяца, затратив время на доставку, растаможку и на путь до прилавка. А какая у нее будет цена к этому моменту? Снижение доходов таможенных брокеров в этом году я бы оценил примерно в 30%",— говорит представитель "Гринвэя".
Кризис как средство борьбы с коррупцией
Вне всякого сомнения, ФТС продолжит свое активное наступление на участников ВЭД и таможенных брокеров в борьбе за повышение сборов. Глава ФТС Андрей Бельянинов на состоявшейся недавно коллегии поручил своим подчиненным усилить контроль над таможенной стоимостью перемещаемых товаров. Воплощение намерений в жизнь можно проследить по активизировавшемуся сотрудничеству между таможенными службами России и Китая. В январе они подписали Меморандум о методологическом и информационном сотрудничестве в области таможенной статистики внешней торговли, в котором детализирована процедура обмена данными, а также их формат и перечень. "Данные будут предоставляться ежеквартально, как правило, с детализацией до шести знаков ТН ВЭД",— было сообщено по итогам подписания. Также была достигнута договоренность об усилении взаимодействия в рамках выполнения "Протокола о сотрудничестве в области контроля таможенной стоимости товаров, перемещаемых через российско-китайскую границу либо через территорию третьих стран". Протокол, собственно, был подписан в 2001 году, но активное применение получил почему-то только сейчас.
"Таможня, столкнувшись с тем, что плановые показатели сборов снизились вслед за снижением грузопотоков, пытается из оставшихся потоков выдавить максимум сборов. В результате ужесточения контроля и замедления скорости оперативности оформления грузов на границе и в портах грузовладельцам и участникам ВЭД достаточно сложно сохранять хрупкий баланс прибыльности бизнеса. Такая ситуация может иметь серьезные и губительные последствия для экономики в целом. В условиях когда кредиты или дороги, или не доступны, когда валютные курсы выросли, когда предпринимаются попытки повысить устоявшиеся таможенные сборы, а более жесткий контроль тормозит выпуск грузов в портах и на погранпереходах, может оказаться, что попытки собрать дополнительные платежи на границе нанесут серьезный удар по всей экономике",— предостерегает генеральный директор Arivist Logistics Overseas GmbH Дмитрий Васильев.
Такая точка зрения, безусловно, оправданна, однако стоит отметить, что многие бизнесмены в душе надеются на то, что кризис и вызванные им действия ФТС хотя бы немного очистят таможенную систему от коррупционных элементов. Так, комментируя известную скандальную ситуацию, сложившуюся в начале марта в Москве и Московской области в связи с ликвидацией ряда таможен, господин Пучков, отмечая всю несуразицу принятых решений, говорит о том, что ФТС нанесла "сильнейший удар по коррупционным связям, сложившимся за последние годы".
«Недобросовестные операторы предлагают низкие ставки и льготные условия»
Если говорить о положении в железнодорожных перевозках со времени начала кризиса в реальном секторе — примерно с октября 2008 года, то пик спада пришелся на январь 2009 года. Это подтверждает и статистика ОАО РЖД. А в феврале и марте у "Трансгаранта" уже был небольшой рост перевозок — примерно по 2% в месяц.
Сейчас на рынке сложилась непростая ситуация, которая тормозит выход из кризиса. Появились операторы, которые приобрели в лизинг большое количество подвижного состава и сейчас не могут его оплачивать. В свою очередь, лизинговые структуры не готовы забрать такой парк, так как не представляют, куда его можно определить в условиях профицита вагонов на рынке. Находясь на грани банкротства, недобросовестные операторы предлагают клиентам заведомо низкие ставки и льготные условия перевозки (например, рассрочку платежей), чтобы уйти не с пустыми руками. Демпинг со стороны таких компаний негативно сказывается на работе операторов, которые, несмотря на сложности, продолжают честно вести бизнес, платить налоги государству и заработную плату своим сотрудникам, а также исполнять взятые на себя кредитные и лизинговые обязательства.
Грузооборот железнодорожных перевозок "Трансгаранта" с учетом дочерних компаний в 2008 году составил 34,6 млрд ткм и увеличился по сравнению с 2007 годом на 6,8%
Объем перевозок вырос на 17,3% и составил 24,8 млн тонн. "Трансгарантом" было перевезено на 70% больше угля, на 170% — цемента, на 80% — минерально-строительных грузов. Объем перевозок грузов рудно-металлургической отрасли снизился на 10%.
Выручка ООО "Фирма "Трансгарант"", рассчитанная по российским стандартам бухгалтерского учета, за 2008 год увеличилась на 46% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 5,4 млрд рублей. Чистая прибыль компании по сравнению с прошлым годом снизилась на 8% и составила 411 млн рублей. Стоимость активов увеличилась на 55% и составила 10 млрд рублей.
Учитывая экономические условия, сложившиеся в четвертом квартале, мы считаем, что компании удалось в 2008 году достичь хороших результатов. Выручка увеличилась, а чистая прибыль уменьшилась только из-за переоценки кредитных обязательств. Но несмотря на объективные сложности — падение объемов грузовых железнодорожных перевозок, рост курсов иностранных валют по отношению к рублю, "Трансгарант" продолжает работать и вовремя исполнять все кредитные и лизинговые обязательства, В качестве антикризисной программы "Трансгарант" сосредоточится на основном бизнесе — грузовых ж/д перевозках. В 2009-м не планируется закупать новый подвижной состав. С начала года из управления выведено 2,2 тыс. арендованных вагонов.
Российские брокеры пока отстают от зарубежных коллег
Российский институт таможенных брокеров (представителей) имеет почти 20-летнюю историю и насчитывает, по данным ФТС России, 438 таможенных брокеров. Именно такое количество юридических лиц было фактически внесено в реестр таможенных брокеров (представителей) по состоянию на 23 декабря 2008 года.
В 2008 году таможенными брокерами (представителями) производилось декларирование товаров по более чем 37% грузовых таможенных деклараций (ГТД). В том числе за период с 1 января по 30 сентября 2008 года ими был оформлен 1 240 199 ГТД, по которым сумма таможенных платежей, полученных федеральным бюджетом, составила 2921,8575 млрд рублей.
За рубежом данный институт посредников более многочислен и имеет долголетнюю историю. В Европе, например, если рассмотреть только пять государств—членов ЕС (Италия, Греция, Бельгия, Испания и Франция), таможенных брокеров насчитывается более 5200 организаций. А если добавить сюда еще другие 22 государства ЕС, то их количество существенно превысит количество профессиональных таможенных представителей, действующих в других странах мира. (Во Франции — 825, в Бельгии — 766, в Греции — 2500, в Испании в данной сфере работает около 770 таможенных брокеров и таможенных маклерских компаний.)
В США действует около 7900 таможенных брокеров, что позволяет таможенной службе США, насчитывающей около 40 тыс. сотрудников и входящей в структуру министерства национальной безопасности, ежегодно оформлять 15-17 млн деклараций по импорту (97% ГТД оформляется в электронном виде, а также таможенными брокерами), в том числе еженедельно — около 20 тыс. железнодорожных вагонов, 200 тыс. контейнеров, перевозимых морским путем; ежегодно — около 10 млн единиц автотранспорта и более 500 тыс. воздушных судов.
В европейском сообществе — аналогичная ситуация. Она позволяет таможенным службам этих стран оформлять без какого-либо контроля, полагаясь на благонадежность таможенных брокеров, а также за счет использования системы управления рисками около 85-90% товарных партий. Еще 10% подвергаются проверке по документам, представленным перевозчиками, экспедиторами или таможенными брокерами, и только малая часть товаров (в пределах 2-5%) подвергается фактической проверке. Без таможенных брокеров таких результатов таможенным службам этих стран не удалось бы достичь.
Таможенный брокер за рубежом отвечает не только за правильность оформления грузовой таможенной декларации, но и обеспечивает "правильную оплату пошлин и других налогов на товары". Аналогичная норма прописана и в Таможенном кодексе Российской Федерации. Однако на практике, учитывая тот факт, что статус таможенного брокера не определен с точки зрения налоговых правоотношений, у декларанта возникают большие проблемы по совершаемым с участием таможенного брокера операциям таможенного оформления, особенно при процедуре возмещения налога на добавленную стоимость.

Коммерсантъ
Версия для печати: http://www.metalindex.ru/publications/publications_700.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2017
Рейтинг@Mail.ru