![](/images/emp.gif)
Минпромторг РФ одобрил антикризисную программу «Моторостроителя» и СНТК. На следующей неделе Межведомственная комиссия по поддержке стратегических предприятий и организаций ОПК при Минфине рассмотрит вопрос о выделении «Моторостроителю» 2,82 млрд рублей на увеличение уставного капитала и 3,5 млрд рублей госгарантий на получение кредитов. При существующем одобрении Минпромторга средства, скорее всего, будут выделены. Эксперты полагают, что при отсутствии заказов от Минобороны и «Газпрома» предприятия не смогут выбраться из финансового кризиса и потребуют новых вложений от государства.
![](/images/emp.gif)
Во вторник рабочая группа при Минпромторге одобрила увеличение уставного капитала «Моторостроителя» на 2,82 млрд рублей, сообщил источник, близкий к Оборонпрому. Это предполагается сделать за счет выпуска допэмиссии акций предприятия, которые выкупит Оборонпром на средства, выделенные правительством РФ на поддержку всех стратегических предприятий. Источник в Минпромторге РФ подтвердил эту информацию. Напомним, эта сумма была заложена в антикризисную программу Оборонпрома по выводу самарских заводов из кризиса. По словам представителя Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), в которую входят «Моторостроитель» и СНТК, за счет этих средств предполагается погасить задолженность, которая не подлежит реструктуризации — 176 млн рублей долгов СНТК и 1,09 млрд рублей долгов «Моторостроителя». «Также на них предполагается провести реконфигурацию производства и модернизацию оборудования», — говорит представитель ОДК.
![](/images/emp.gif)
На том же заседании рабочая группа при Минпромторге одобрила предоставление СНТК и «Моторостроителю» госгарантии в объеме 3,5 млрд рублей на срок до пяти лет. Это позволит предприятию привлечь кредиты в объеме 5 млрд рублей (объем госгарантий покрывает 70% тела кредита). Отметим, эти средства также были заложены в антикризисную программу Оборонпрома. По словам представителя ОДК, они пойдут на пополнение оборотных средств и на погашение кредиторской задолженности коммерческим структурам, рефинансирование кредитного портфеля. По данным ОДК, действующий кредитный портфель СНТК равен 1,047 млрд рублей, «Моторостроителя» — 2,851 млрд рублей. Отметим, совокупный объем всех долгов двух предприятий превышает 7 млрд руб. при реальном годовом объеме продаж на уровне 3,5 млрд руб.
![](/images/emp.gif)
Самарские ОАО «Моторостроитель», ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова» и ОАО «СКБМ» согласно указу Президента РФ входят в создаваемый двигателестроительный холдинг Оборонпрома — «Объединенную двигателестроительную корпорацию». Оборонпрому принадлежит 63% голосующих акций «Моторостроителя». По данным общества, в 2008 году выручка — 2,6 млрд руб., чистый убыток — 200 млн руб. 80% акций СНТК владеет Оборонпром, остальные акции распределены между частными лицами. По итогам 2008 года выручка СНТК составила 650 млн рублей, чистый убыток — 150 млн рублей (данные ОПК «Оборонпром»).
![](/images/emp.gif)
По данным „Ъ“, вопрос непосредственного выделения средств на увеличение уставного капитала и госгарантий на следующей неделе рассмотрит Межведомственная комиссия по поддержке стратегических предприятий и организаций ОПК при Минфине РФ. Источник в Минпромторге говорит, что одобрение рабочей группы позволяет с большой вероятностью говорить о том, что деньги предприятиям будут выделены.
![](/images/emp.gif)
Отметим, по сути, рабочая группа одобрила антикризисную программу «Моторостроителя» и СНТК, разработанную менеджментом заводов и Оборонпрома. В частности, она предполагает сокращение персонала заводов (на 10% в 2009-2010 годах) и реструктуризацию производства. Речь идет о том, чтобы объединить «Моторостроитель», СНТК и еще один самарский завод — ОАО «СКБМ» — в единое предприятие. Фактически оба завода будут переведены под управление «Моторостроителя». На производственной площадке «Моторостроителя» планируется создать научно-производственный комплекс по разработке, производству и ремонту двигателей для стратегической авиации и Роскосмоса и гражданской продукции для «Газпрома» (газоперекачивающие агрегаты). На площадке СНТК останется испытательный комплекс.
![](/images/emp.gif)
Между тем в финансовом кризисе самарские двигательные заводы оказались из-за длительного отсутствия заказов. С 1991 года государство не разместило на самарских предприятиях ни одного заказа на серийное производство двигателей для стратегической авиации. Эти годы они делили между собой рынок ремонта и сопровождения выпущенных в советское время двигателей. По данным представителя ОДК, сейчас «Моторостроитель» выполняет заказы от «ЦСКБ-Прогресс» по космической линии. Их объемы не раскрываются. По его словам, сейчас ведутся переговоры с Минобороны РФ на получение заказов. Источник, близкий к «Моторостроителю», говорит, что на 2009 год у завода заключен контракт с «Газпромом» на ремонтно-эксплуатационные работы. В рамках этих договоренностей «Моторостроитель» ожидает получить заказ на ремонт порядка 60 изделий на сумму 1,5 млрд руб. Между тем, по данным „Ъ“, у «Моторостроителя» перед «Газпромом» есть долг в размере 250 млн рублей и поэтому делать более серьезные заказы на производство газоперекачивающих агрегатов монополист не спешит.
![](/images/emp.gif)
Министр промышленности, энергетики и технологий Самарской области Владислав Капустин верит, что если господдержка предприятиям будет оказана, то их финансовое положение стабилизируется. При этом, по его словам, он пока не видел проект антикризисной программы заводов и поэтому обсуждать его не может. Между тем, ранее господин Капустин заявлял СМИ, что облправительство не одобряет действий руководства предприятий по сокращению сотрудников.
![](/images/emp.gif)
«При таком финансировании говорить об инновационном развитии не приходится — это очевидно для всех, — говорит глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. — Так что вслед за этими вложениями должны последовать новые». Он полагает, что при отсутствии заказов Минобороны и «Газпрома» говорить о развитии предприятий не приходится. «Тем более что «Газпрому» при сокращении доходов от поставок газа тратиться на новые агрегаты будет сложно, — говорит он. — СНТК необходимо включиться в программу по гражданскому двигателю пятого поколения для МС-21, это может дать определенный объем оплачиваемых работ. У «Моторостроителя» в принципе товарный ряд довольно большой, если бы еще удалось вернуть «Газпром» в число крупных клиентов — это было бы спасением.
![](/images/emp.gif)
Аналитик ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» Роман Ткачук добавляет, что при проведении допэмиссии остальные акционеры «Моторостроителя» (ГК «Каскол» Сергея Недорослева) в кризисных условиях, скорее всего, откажутся выкупать акции и соответственно уменьшат пакет в ОАО.