"Русал" попал в транспортную блокаду



Конкуренция между транспортными компаниями может лишить ОК "Русал" сырья. Вчера на Ачинский глиноземный комбинат перестала поставляться руда. Причиной стало нежелание частной компании "Востоксибпромтранс" (ВСПТ) осуществлять погрузку в вагоны принадлежащей ОАО РЖД Первой грузовой компании (ПГК). Если ситуацию не удастся урегулировать за три дня, комбинат может быть остановлен.
ОК "Русал" сообщила о прекращении поставок руды на принадлежащий ей Ачинский глиноземный комбинат. Виновником "Русал" называет красноярскую транспортную компанию ВСПТ, которая 13 апреля прекратила погрузку руды в вагоны на Кия-Шалтырьском руднике. Дело в том, что, хотя рудником владеет "Русал", железнодорожная ветка необщего пользования длиной 30 км к руднику от станции Кия-Шалтырь в Кемеровской области вместе с погрузочно-разгрузочными мощностями принадлежит ВСПТ. Рудник отгружает комбинату 2 млн тонн руды в год. Предприятие снабжает сырьем Красноярский алюминиевый завод (тоже получает глинозем с зарубежных комбинатов "Русала"). Также ВСПТ принадлежат подъездные пути к Ачинскому глиноземному комбинату от станции Ачинск-2 и соответствующий погрузочно-разгрузочный комплекс.
В "Русале" отказ ВСПТ в погрузке руды связывают со сменой оператора перевозок. Срок действия договора с прежним оператором, "Красопергрузом" (на 76% принадлежит ВСПТ), истек вчера. "Русал" еще месяц назад уведомил оператора, что продлевать договор не планирует. Новый договор был заключен с ПГК, принадлежащей ОАО РЖД. Смену оператора в "Русале" объясняют более дешевыми (на 15%) тарифами. Являются ли эти тарифы заниженными, сейчас по заявлению "Красопергруза" расследует управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю.
В пресс-службе ПГК "Ъ" подтвердили, что 220 полувагонов компании прошли специализированную подготовку на станции Дубинино (100 км от станции Кия-Шалтырь), но по вине ВСПТ так и не были поданы под погрузку. В ОАО РЖД заверяют, что не могут повлиять на движение по железнодорожным путям необщего пользования. В ПГК поясняют, что договор с владельцем инфраструктуры должен заключать грузоотправитель. В "Русале" подтверждают, что у компании есть действующий договор с ВСПТ на перевозку грузов по принадлежащим ей веткам. Именно этот договор, отмечают в "Русале", нарушает сейчас ВСПТ. Телефоны ВСПТ вчера вечером не отвечали.
По мнению главы исследовательского агентства Infranews Алексея Безбородова, резкое снижение из-за кризиса объемов железнодорожных перевозок заставляет операторов бороться "буквально за каждую тонну груза". Пять лет назад в аналогичной ситуации оказалась Сибирская угольно-энергетическая компания (СУЭК). В ответ на попытку СУЭК отказаться от услуг "Красопергруза" и перейти на перевозку угля собственными вагонами, ВСТП остановила разгрузку. Как удалось договориться, в СУЭК не поясняют, но сейчас уголь компании возится вагонами ОАО РЖД, ПГК и собственного парка. Николай Сосновский из "Уралсиба" отмечает, что "Русалу" тоже придется договариваться с ВСТП, потому что "альтернативы нет".
Однако пока стороны не склонны к компромиссам. Запасов руды на комбинате осталось на три дня. Руководство предприятия направило телеграммы о создавшейся ситуации властям Красноярского края и Кемеровской области (там располагает рудник), в МЧС и транспортную прокуратуру. Сегодня представители комбината будут обсуждать проблему с министром промышленности и энергетики края Денисом Пашковым.

Коммерсантъ
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_694.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru