Проект освоения одного из крупнейших в стране Эльгинского угольного месторождения оказался под угрозой. Владелец месторождения "Мечел" из-за долгов перед строителями железной дороги к Эльге рискует сорвать сроки начала добычи угля. Разрешить проблему "Мечел" надеется в том числе за счет бартерных расчетов с подрядчиками металлом.
С 1 апреля частично приостановлено строительство железной дороги Улак—Эльга, ведущей к Эльгинскому угольному месторождению "Мечела". Как рассказали "Ъ" субподрядчики строительства, большинство из них заморозило работу до полного погашения задолженности заказчика в размере 4 млрд руб.
Строительство дороги протяженностью 315 км началось в 2000 году. Заказчиком тогда выступало МПС. Через два года работы остановились из-за прекращения финансирования. Построено было только 60 км. В октябре 2007 года "Мечел" приобрел 68,8% акций ОАО "Эльгауголь". Одним из условий аукциона была достройка ветки Улак—Эльга. В ее строительство, возобновившееся в феврале 2008 года, инвестор предполагал вложить 45 млрд руб., из которых в первый год было освоено более 7 млрд руб. Генподрядчиком выступает "Трансстрой", подконтрольный Олегу Дерипаске. Планируемый ввод линии в эксплуатацию — декабрь 2011 года.
Субподрядчики говорят, что неплатежи по проекту начались еще в ноябре 2008 года. В середине марта руководители 16 субподрядчиков направили письмо гендиректору "Трансстроя" Ивану Кузнецову и главе "Мечела" Игорю Зюзину, в котором обвинили эти компании в нарушении обязательств по финансированию строительства железнодорожной линии.
Вчера гендиректор ООО "Проектно-строительная компания "Трансстрой"" (входит в "Трансстрой") Иван Кузнецов уточнил "Ъ", что долг "Мечела" перед генподрядчиком составляет 2,6 млрд руб. По словам топ-менеджера, средств, которые начали поступать только с февраля 2009 года, хватало лишь на закупку строительных и горюче-смазочных материалов, поэтому для обеспечения строительно-монтажных работ субподрядных организаций "Трансстрой" вынужден был привлекать кредиты.
"По состоянию на начало четвертого квартала 2008 года неиспользованная предоплата в адрес генподрядчика составляла около 2,2 млрд руб.,— уточнил представитель "Мечела" Илья Житомирский.— В четвертом квартале в связи с разыгравшимся экономическим кризисом, снижением спроса на производимую продукцию и, соответственно, замедлением денежных потоков финансирование строительства начало носить нерегулярный характер, однако с февраля 2009 года "Мечел" изыскал возможность перечислить генподрядчику около 1,5 млрд руб. в счет погашения задолженности". Другой источник в компании уточнил "Ъ", что задолженность на апрель действительно существует, но "намного ниже суммы, озвученной подрядчиками".
При этом представители обеих сторон говорят, что уже достигнута предварительная договоренность о погашении долга как деньгами, так и поставками продукции "Мечела" для других объектов "Трансстроя". Источник, знакомый с ситуацией, утверждает, что "при возобновлении своевременного финансирования" трехмесячное отставание от графика работ удастся ликвидировать до конца года.
В то же время аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Олег Петропавловский считает, что перенос сроков запуска Эльги для "Мечела" не опасен, так как спрос на уголь упал на 30-40%. Зато бартерная схема, по словам старшего аналитика Банка Москвы Юрия Волова, в условиях сокращения спроса на внутреннем рынке будет выгодна прежде всего "Мечелу". Заместитель директора аналитического отдела ЗАО "Пиоглобал Эссет Менеджмент" Евгений Рябков уточняет, что "Трансстрой" тоже заинтересован в компромиссе, потому что иначе у "Мечела" могут появиться основания для обращения в суд по факту расхождения размера долга компании перед "Трансстроем" и объема средств, недополученных субподрядчиками.