![](/images/emp.gif)
Сегодня наблюдательный совет некоммерческого партнерства "Национальный центр авиастроения" рассмотрит проект концепции создания центра авиастроения в подмосковном Жуковском стоимостью $4,396 млрд. Предполагается, что туда из Москвы будут переведены все авиационные конструкторские бюро и опытные производства. Финансирование проекта должно осуществляться в том числе за счет продажи инвесторам освобождающихся площадок в престижных районах.
Однако пока авиастроителям не удалось найти покупателя ни на один из земельных участков. ![](/images/emp.gif)
Указ о создании в Жуковском Национального центра авиастроения был подписан президентом Владимиром Путиным в феврале прошлого года. Для реализации проекта в июле 2008 года было создано некоммерческое партнерство "Национальный центр авиастроения" (НЦА), учредителями которого стали Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), госкорпорация "Ростехнологии" и правительство Московской области. В состав центра, куда планируется перевести из Москвы все авиастроительные КБ и их опытные производства, также войдет создаваемый госкорпорацией "Ростехнологии" транспортно-выставочный комплекс "Россия", который с этого года будет организатором авиасалона МАКС.
![](/images/emp.gif)
Согласно концепции создания Национального центра авиастроения, в ближайшие четыре года в Жуковском планируется построить первые очереди жилья для размещения сотрудников и запустить ряд первоочередных объектов инфраструктуры. Речь идет о двух офисных зданиях — класса "А" площадью 36,89 тыс. кв. метров (там разместится штаб-квартира НЦА, корпоративный центр ОАК и административный центр "Ростехнологий") и класса "С" площадью 61,634 тыс. кв. метров (инженерный центр ОАК). Проект предусматривает строительство многофункционального комплекса общей площадью 33,67 тыс. кв. метров, где разместятся четырехзвездная гостиница на 90 номеров и пятизвездная — на 14 номеров. Кроме того, запланировано строительство выставочного комплекса общей площадью 106 тыс. кв. метров и логистического комплекса площадью 179 тыс. кв. метров.
![](/images/emp.gif)
Завершение строительства центра намечено на 2017 год и потребует инвестиций в размере $4,396 млрд, говорится в документе. В качестве основных источников финансирования в нем указаны федеральный бюджет ($1,234 млрд, или 28% общего объема инвестиций) и институциональные инвесторы ($1,553 млрд, 35%). "Ростехнологии" готовы предоставить $503 млн (12%), ОАК — $237 млн (5%), еще $399 млн (9%) приходится на федеральную целевую программу, за счет которой должно финансироваться строительство трассы М5—Жуковский. Также запланировано, что $470 млн (11%) выделит правительство Московской области. Однако один из бывших чиновников в областном правительстве говорит, что пока не определено, в каком объеме подмосковный бюджет может выделить средства на реализацию проекта. Сейчас, по его словам, казна испытывает трудности даже со строительством социального жилья, финансирование которого в бюджете-2009 сокращено с первоначальных 2,6 млрд до 1,13 млрд руб.
![](/images/emp.gif)
В самом НЦА говорят, что "проект будет реализован в виде государственно-частного партнерства". Глава некоммерческого партнерства "Национальный центр авиастроения" Тигран Алексанян вчера отказался уточнить, кто из частных инвесторов дал согласие участвовать в проекте. "Пока рано говорить о конкретных инвесторах, интерес проявляют и банки, и крупные компании",— сообщил он "Ъ". Однако источник "Ъ" в "Ростехнологиях" утверждает, что одним из частных инвесторов проекта может стать компания "Интеко" Елены Батуриной, которая заинтересована в приобретении ряда участков в Москве, освобождающихся после переезда в Жуковский ряда КБ. Источник "Ъ", близкий к ОАК, подтвердил, что летом
представители "Интеко" вели переговоры о приобретении одного из земельного участков в районе Ходынки. Впрочем, в пресс-службе "Интеко" интерес к покупке земель авиастроителей отрицают.
![](/images/emp.gif)
В Москве расположены ОКБ Сухого (улица Поликарпова), инженерный центр корпорации МиГ (Ленинградское шоссе), АК Ильюшина, ОКБ Яковлева, принадлежащее корпорации "Иркут" (оба на Ленинградском проспекте), а также ОАО "Туполев" (набережная Академика Туполева) — 7 га. Площади каждого из них составляют в среднем 20-100 тыс. кв. метров, а опытных производств — 100-200 тыс. кв. метров. Кроме того, между Беговой улицей и проспектом Авиаконструктора Сухого расположена производственная площадка корпорации МиГ (около 60 га) и опытный завод ОКБ Сухого (около 16 га).
![](/images/emp.gif)
В настоящее время ОАК ведет переговоры с потенциальными покупателями освобождающихся площадей. Первой под продажу, по словам источника "Ъ", близкого к корпорации, идет площадка АК Ильюшина (20 га в районе Ходынки), второй — производственная площадка корпорации МиГ (около 60 га на Ленинградском шоссе). Официально в ОАК "Ъ" вчера подтвердили, что готовят к продаже площадку АК Ильюшина. "В конце декабря мы дали объявление в прессе о продаже площадки, но из-за кризиса ни одной заявки так и не получили. Мы планируем провести еще один конкурс по реализации всей или части площадки",— сообщил "Ъ" директор департамента управления собственности ОАК Александр Туляков.
![](/images/emp.gif)
Эксперты соглашаются, что сейчас такая сделка была бы рискованной. "Если покупатель захочет построить на месте бывших промплощадок жилую или коммерческую недвижимость, то по закону ему придется доплатить в бюджет 80% от кадастровой стоимости участков, что достаточно накладно",— говорит управляющий партнер "Нового качества" Михаил Гец. По его оценкам, еще в докризисные времена стоимость таких земель составляла бы не менее $500 млн, но сейчас цена этих участков колеблется от $100 млн до $150 млн.