Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу | Забыли пароль?
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Яндекс цитирования

Публикации

Государев наказ




В середине ноября госкорпорация "Ростехнологии" обрела активы и свой товарный знак. Впереди самое сложное: собрать из разрозненных компаний работоспособные отраслевые холдинги.


Мелочиться "Ростехнологии" не стали: товарный знак зарегистрирован на весь спектр товаров и услуг, имеющихся в Роспатенте. Корпорация в будущем сможет производить не только сталь, истребители и пулеметы, но и такие необычные вещи, как губную помаду, инструменты для открывания устриц, шарманки, средства для лечения бородавок и многое-многое другое.

Глава юридического департамента "Ростехнологий" Владимир Кудашкин считает, что такая регистрация потребовалась компании, потому что неизвестно, какую еще задачу поставит перед ней государство. "Помаду, конечно, мы вряд ли будем производить, а вот средство от бородавок почему бы и нет, у нас есть несколько химических предприятий",— то ли в шутку, то ли всерьез говорит он.

Предугадать новые задачи действительно сложно. "Сейчас государство передает корпорации компании и отрасли, состояние которых, если использовать медицинскую терминологию, можно назвать комой. Задача на ближайшие годы — вывести их из комы и превратить в красавиц, которые смогут заинтересовать частных инвесторов",— говорит гендиректор "Финэкспертизы" Агван Микаелян. Подумав, он добавляет, что правильнее было бы сказать не "задача", а "сверхзадача".

В одну корзину
Премьер-министр Владимир Путин 24 ноября подписал постановление о передаче "Ростехнологиям" активов, список которых был утвержден президентом Дмитрием Медведевым еще в начале июля. Госкорпорация, возглавляемая Сергеем Чемезовым, стала владельцем долей в 246 акционерных обществах и собственником 180 ФГУПов. За пару лет "Ростехнологии" хотят сформировать из этих 426 компаний 23 холдинга по отраслевому принципу.

Большинство производств, переданных "Ростехнологиям", относятся к оборонному сектору. Специализация досталась по наследству от "Рособоронэкспорта". К сожалению, назвать российскую оборонку благополучной нельзя. Кредиторская задолженность предприятий ОПК, входящих в "Ростехнологии", составляет не менее 120 млрд руб. "По данным Роспрома, 35-40% предприятий вообще не имеют оборотных средств, то есть балансируют на грани банкротства",— рассказывал еще в сентябре заместитель гендиректора корпорации Алексей Алешин.

В этой груде предприятий есть, правда, и свои "бриллианты". Флагманом остается "Рособоронэкспорт". В 2000-2007 годах общий объем продаж российского оружия вырос с $3,68 млрд до $7,5 млрд, 80% из которых приходится на эту компанию. Другие успешные проекты: холдинг по выпуску военной авиации "Оборонпром" и производитель броневой стали "Русспецсталь". Их совокупная чистая прибыль в прошлом году — $17,4 млн. Но эти компании скорее редкое исключение. "Мы вышли почти на $7 млрд экспорта в год. Эта наша планка, после которой отрасль может уйти в пике",— говорит директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. Основные проблемы отрасли: кадровый голод, старое оборудование, рост накладных расходов из-за пренебрежения энергосберегающими технологиями.

Первоначальный план "Ростехнологий" предполагал модернизацию производств, формирование холдингов и дальнейший их вывод на IPO. Все это корпорация обещала совершить на собственные средства. Сейчас реализация плана передвинута на неопределенный срок: успешное размещение на рынке в нынешних условиях вряд ли возможно. Зато деньги на развитие нужны уже сейчас. Путин уже пообещал 50 млрд руб. для спасения оборонных заводов от банкротства. Но этого явно мало. Сегодня перед корпорацией стоит непростая задача — научиться зарабатывать. Начать решили с самых старых "невоенных" активов корпорации.

Автопрорыв
В первый раз руководство страны заявило, что автопром может стать реальным лидером экономического подъема всей страны еще в 2005 году. Тогда, напомним, "Рособоронэкспорт" стал новым владельцем АвтоВАЗа. В этом году волжский завод по наследству перешел в собственность "Ростехнологий". К нему прибавился еще один госактив — КамАЗ.

Изначально план спасения отечественных производств был прост: привести западных стратегических инвесторов и поставить с их помощью на конвейер более современные модели.

В конце прошлого года "Ростехнологии" нашли партнера для АвтоВАЗа. Группа Renault стала владельцем 25% акций волжского завода. Уже к августу ВАЗ опубликовал план запуска новых моделей. Машина на базе Logan должны была заменить вечную "классику", выпускающуюся с 1980-х годов. Кроме того, АвтоВАЗ обещал закончить разработку более крупного автомобиля с использованием французских технологий.

"Вывод на рынок моделей, которые заменят "классику", позволил бы сократить темпы снижения рыночной доли",— говорит аналитик ИК "Финам" Константин Романов. Рыночная доля АвтоВАЗа с начала 2000-х ежегодно падала на 3-4% под натиском иномарок, чье производство налаживалось в России. В 2007 году вазовские продажи выросли только на 5,7% по сравнению с предыдущим годом. Средний показатель по рынку — 61%. Сотрудничество с французами, казалось, может спасти ситуацию.

По тому же пути пошел и КамАЗ. В августе стало известно, что на 42% акций завода претендует Daimler. Немцы даже провели due diligence и назвали сумму сделки: $2 млрд, оценив, таким образом, всю компанию в $4,7 млрд. Сумасшедшие деньги, особенно если учесть, что на момент сделки капитализация всего КамАЗа, 3% акций которого торгуются на бирже, оценивалась в $3,9 млрд. После сделки КамАЗ обещал начать разработку принципиально новой модели грузовика.

В общем, все шло как по накатанной. Но успешное развитие автопрома от "Ростехнологий" подкосил кризис. Первым отпал Daimler. Его перестала устраивать цена. Понять немцев несложно: в ноябре завод встал на две недели, а его капитализация рухнула до $1,7 млрд. Генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин заявил, что завод выпустит в 2008 году всего 50 тыс. машин — на 5% меньше, чем в прошлом. Проблемы возникли и у АвтоВАЗа: тот официально заявил, что выпуск новинок откладывается как минимум до 2011 года. Средств у АвтоВАЗа нет, а Renault помочь не может: французы сами только что отложили развитие своей дилерской сети в России.

Впрочем, на рынке в российский автопром верят. "Перебоев в поставках сырья у КамАЗа нет, равно как и проблем с краткосрочным финансированием — кредитные линии в трех госбанках были расширены,— рассказывает аналитик ФК "Открытие" Кирилл Таченников.— Если через год спрос на грузовики восстановится, то для КамАЗа текущие неприятности обернутся незначительными потерями". Главное же — Чемезову удалось сохранить интерес Daimler. По его словам, пакет в КамАЗе иностранцы все-таки купят. Правда, не 42%, а максимум 10% и по цене значительно меньшей, чем планировалось. Но лучше так, чем совсем потерять стратегического инвестора.

На АвтоВАЗе, судя по всему, надежды, напротив, связывают с продолжением кризисных явлений. На заводе вспоминают, что единственный случай в современной истории, когда доля "Жигулей" на рынке росла, пришелся на 1998 год. В октябре 2008-го спрос на автомобили Lada уже вырос на 16% по сравнению с сентябрем. "При отсутствии дешевых кредитов население вспомнило о существовании собственного автопрома",— говорит аналитик ИК "Проспект" Дмитрий Кипа. Еще одним фактором стало то, что из-за роста курса доллара иномарки начали расти в цене. Например, Mazda в начале ноября подняла цены на 8-10%. АвтоВАЗ, напротив, снизил цены на 15 тыс. руб.

Но если одни проекты "Ростехнологий" всплывут в эпоху кризиса, то другие, напротив, имеют все шансы пойти ко дну.

Сносим и строим
В начале года на вопрос, как именно "Ростехнологии" будут зарабатывать деньги в ближайшее время, Чемезов отвечал твердо и неоригинально: "девелопмент". Тогда уточняющих вопросов от журналистов не последовало.

"Ростехнологии" получили много недвижимости от государства. Например, объект культурного наследия по адресу Софийская набережная, 22, стр. 1 (сейчас там расположен московский офис АвтоВАЗа), комплекс госдач "Сосновка-5" в Троице-Лыкове и несколько объектов в районе Пушкинской площади.

Земельный участок "Сосновки-5", по подсчетам гендиректора компании "Гео девелопмент" Максима Лещева, может стоить примерно $42 млн. Стоимость особняка на Софийской набережной директор по развитию Swiss Realty Group Илья Шершнев оценивает в $35 млн. Объекты в районе Пушкинской площади риэлтеры оценивают в $150 млн. Правда, делают оговорку: продать или использовать их сейчас будет крайне непросто. Рынок девелопмента стоит, новые объекты строить или даже модернизировать никто не решается. Да и в самих "Ростехнологиях" о девелоперских инициативах с сентября предпочитают не вспоминать: девелопмент перестал быть банальным и твердым источником доходов.

Сейчас Чемезов пытается найти новые, уже совсем не такие "банальные" источники денег.

Деньги на воздух
В начале сентября Сергей Чемезов, как истый коммивояжер, отправился в Венесуэлу продавать новый продукт. "Технологический и программный продукт, полностью созданный в России, прекрасно передающий мобильную картинку",— заинтриговал он правительственную делегацию на представлении объекта. В ноябре стало понятно, о чем именно идет речь. "Ростехнологии" стали владельцами 25,1% кипрского фонда WiMax Holding Ltd., контролирующего оператора нового поколения связи WiMax — компании "Скартел".

Создана "Скартел" всего год назад. В октябре 2008-го она запустила в тестовую эксплуатацию сеть WiMax в Москве и Санкт-Петербурге. Коммерческое использование намечено на 2009 год. На покрытие сетями Москвы и Петербурга акционеры фонда выделили $300 млн, из которых более $250 млн уже потрачено. Но планы у "Скартел" наполеоновские: на покрытие WiMax еще 40 российских городов будет потрачен $1 млрд. При этом гендиректор "Скартел" Денис Свердлов говорит, что никаких денег от "Ростехнологий" он не ждет, у компании достаточно своих ресурсов. Но надеется, что усилия Чемезова позволят выйти предприятию на рынки Азии и Латинской Америки. Так что Венесуэла — только первый пробный шар, точка входа.

Несмотря на всю перспективность WiMax, ждать быстрой отдачи от вложений "Ростехнологиям" тут не стоит. Американская компания In-Stat прогнозирует, что мобильный WiMax даже через пять лет будет занимать не более 2% рынка беспроводного доступа — слишком уж новая эта технология. По собственному бизнес-плану "Скартел" должна выйти на операционную прибыль через три года. Для этого, по расчетам компании, WiMax должны использовать не менее 2% населения Москвы старше 10 лет (около 250 тыс. человек). Удастся ли это, неизвестно. Точно так же туманны перспективы WiMax и в развивающихся странах. Но Чемезов в новые технологии, похоже, верит.

Второй его проект оказался более понятным. В середине сентября "Ростехнологии" и московское правительство объявили о создании авиаперевозчика, который по их замыслу должен существенно подвинуть на рынке нынешнего лидера — "Аэрофлот". Новая компания получила название "Росавиа". Она объединит 11 компаний: "Атлант-Союз", ГТК "Россия", три компании из AiRUnion и др. Алексей Алешин уже пообещал, что к 2014-му "Росавиа" будут перевозить 20 млн человек в год. Для сравнения: "Аэрофлот" сейчас перевозит 10 млн. Впрочем, национальный перевозчик в светлое будущее нового игрока не верит. У авиационной "дочки" "Ростехнологий" слишком много проблем: 70% самолетов новой авиакомпании требуют списания, а на операционные нужды ей срочно нужно несколько десятков миллиардов рублей.

Сдаваться Чемезов не намерен. В условиях кризиса он активизировал свои лоббистские усилия. Чемезов предложил предоставить АвтоВАЗу и связанным с ним предприятиям статус особой экономической зоны. Это даст заводу налоговые льготы. Кроме того, Сергей Чемезов и столичный мэр Юрий Лужков направили в ФАС письмо с предложением проверить "Аэрофлот", которому сейчас идут все роялти от иностранных перевозчиков за пролет их самолетов над Россией. Чемезов предлагает лишить его этого права.

Несмотря на лоббистские усилия, все гражданские проекты Чемезова можно поделить на две группы: испытывающие трудности сейчас и перспективные "когда-нибудь". Но стоит помнить, что основу корпорации составляют оборонные предприятия: 330 из 426 компаний корпорации относятся к ОПК. Стратегически важному конгломерату государство в любом случае не позволит обанкротиться. Такая подушка безопасности позволяет "Ростехнологиям" не торопясь экспериментировать в гражданских отраслях. Проекты с туманными перспективами говорят лишь о том, что "Ростехнологии" — это очень надолго.







50 млрд руб. предложил выделить Владимир Путин на предотвращение банкротства предприятий ОПК в следующем году

5,7% составил в 2007 году рост продаж АвтоВАЗа по сравнению с предыдущим годом, тогда как весь рынок легковых автомобилей прибавил 61%


Коммерсантъ
Версия для печати: http://www.metalindex.ru/publications/publications_595.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2017
Рейтинг@Mail.ru