Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу | Забыли пароль?
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Яндекс цитирования

Публикации

Правительство определило, как потратить господдержку



Опубликованный правительством в пятницу антикризисный план действий частично легализовал экономический кризис, начавшийся в августе 2008 года как кризис банковской системы. "Оздоровление" финансов и ряда отраслей экономики, объявленное премьер-министром Владимиром Путиным, не предусматривает ни массовой национализации компаний, ни роста госрасходов на спасение экономики. Белый дом нашел "третий путь" — директивное указание того, как получателям господдержки нужно потратить уже полученные триллионы рублей.
Экономический кризис официально признан правительством. В пятницу Белый дом опубликовал "план действий, направленный на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики". Как следует из названия документа, проблемы российской экономики, которые премьер-министр Владимир Путин в октябре 2008 года настоятельно требовал не считать "кризисом", официально признаны затронувшими финансовый сектор экономики полностью, а остальную экономику — лишь частично.
Напомним, документ аппарат правительства начал разрабатывать 30 октября после совещания у Владимира Путина в Ново-Огареве и ряда предшествующих ему совещаний у вице-премьеров Игоря Шувалова, Алексея Кудрина и Игоря Сечина. До этого правительство не собирало формально "антикризисных" планов, ограничиваясь текущими совещаниями. Именно на них в сентябре-октябре 2008 года были приняты беспрецедентные решения о поддержке экономики Минфином, ЦБ и ВЭБом на общую сумму более 5,4 трлн руб. Они в плане не упоминаются.
План действий, опубликованный на интернет-сайте правительства, состоит из 55 задач, объединенных в десять блоков. Общеэкономическим мерам, финансовой системе, поддержке внутреннего спроса, рынку труда и малому бизнесу посвящено 36 пунктов плана, отраслевым мерам — 19. Для поддержки всего сырьевого сектора предназначен лишь один пункт плана: Белый дом до ноября 2008 года создаст законопроект, где изменит сроки определения цен на нефть, по которым высчитывается размер экспортной пошлины. Сейчас он составляет два месяца, новый срок неизвестен.
При разработке общеэкономических мер правительство в основном решилось в кратчайшие сроки реализовать многочисленные предложения лоббистов финансового и банковского рынка 2005-2007 годов, от изменения в пользу компаний баланса интересов акционеров и кредиторов компании при сделках слияний и поглощений до зачета обязательств в уставном капитале. Впрочем, в тексте есть сразу две новации, ставящие план в ряд антикризисных документов крупных стран. Прежде всего это подготовка к февралю 2009 года участников рынка ценных бумаг к рефинансированию ЦБ с передачей ЦБ прав регулятора по этим компаниям. Речь по сути идет о уже реализованном в США снятии барьеров между инвестиционным банкингом и банковской сферой (напомним, там она реализована после банкротства Lehman Brothers).
Вторая мера — подготовка с декабря 2008 года документов по расширению инвестирования средств "молчунов" в пенсионной системе, находящихся под управлением ВЭБа. Вместе с предполагаемым снятием барьеров с оборота закладных и секьюритизации кредитов происходящее — явное намерение правительства поддержать после завершения острой фазы кризиса быстрое восстановление финансовых рынков, в том числе за счет ослабления денежной политики и допуска инвестбанков к деньгам Банка России.
Еще одно подтверждение этому — правительство намерено в очередной раз рассмотреть возможность дополнительной капитализации ипотечного агентства АИЖК в декабре 2008 года. АИЖК уже получило в октябре 60 млрд руб. в капитал от правительства, речь идет о новых вливаниях.
В пунктах, посвященных "поддержке внутреннего спроса", Белый дом не скрывает: полудирективное распределение государственных денег станет основой поддержки экономики в 2009 году. В случае с банками надзором за распределением госсредств будут заниматься специальные уполномоченные ЦБ. Для госпоставщиков, в том числе поставщиков госмонополий ("Газпром", РЖД, "Транснефть", ФСК), будут введены "ценовые преференции" до конца 2010 года: при прочих равных российские товары могут закупаться на 5-25% дороже иностранных. Конкурсы по госзаказам на 2009-2010 годы могут быть объявлены в декабре 2008 года. Белый дом в плане впервые провозгласил, что в рамках массовых госзакупок товаров будет отдавать приоритет российским производителям.
Принципиальных изменений в практике отраслевой поддержки план не предусматривает. Так, правительство явно не намерено злоупотреблять национализацией предприятий, находящихся в кризисе. Хотя Белый дом в ноябре 2008 года разработает законы, позволяющие выкупать акции "стратегических" компаний, в том числе через конвертируемые облигации, мера упоминается лишь в главе, посвященной оборонной отрасли, для остальных она, видимо, не предусматривается. На строительном рынке государство намерено лишь выполнить обещание выкупать на сумму около 80 млрд руб. квартиры у стройкомпаний. А аграрии получат лишь возможность кредитовать крупные проекты в ВЭБе, получат субсидирование ставки рефинансирования ЦБ по банковским кредитам. Не собирается правительство отказываться и от протекционистской защиты отраслей — но довольно умеренной. Так, первый вице-премьер Виктор Зубков уже в субботу заявил о реализации пункта плана, предусматривающего сокращение квот на импорт мяса птицы на 300 тыс. тонн (аналогичного решения по свинине пока не принято). А российский автопром комиссия Белого дома поддержала уже в пятницу — пошлины на иномарки вырастут с 25% до 30% уже в 2009 году. Впрочем, пересмотр таможенных пошлин обещан по "широкому перечню товаров".
"Кризисной" компенсации потребителям, предпринимателям и гражданам план правительства не предусматривает. В связи с опасениями роста безработицы будет увеличено пособие по ней. Малому бизнесу, который быстрее всего понесет потери из-за сокращения внутреннего спроса, обещаны кредиты ВЭБа, поблажки по аренде госимущества и малоактуальный для него доступ к госзаказу. Отсрочку на два года от перевода с единого налога на вмененный доход, которой добивались предприниматели, получат лишь аптечные сети. Белый дом полностью проигнорировал и все их инициативы по снижению налогов, кроме идеи ускоренной амортизации ряда активов с 2010 года. При этом вопрос о сокращении госрасходов пока сведен к минимуму. В ноябре-декабре 2008 года госмонополии и госкорпорации проведут "уточнение" инвестпрограмм на 2009-2011 годы. А пересмотру расходов бюджета в рамках целевых программ, о чем Владимир Путин говорил неделю назад, в плане не уделено ни слова.
о и как будет оздоравливать правительство Владимира Путина
(Из "Плана действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики")
ансовая и банковская системы
— Исключение безусловного права кредиторов на досрочное погашение долга в случае реорганизации коммерческих организаций.
— Упрощение механизма обращения взыскивания и реализации заложенного имущества за счет введения внесудебного порядка и введения безусловного погашения требований залоговых кредиторов.
— Расширение возможностей инвестирования пенсионных накоплений лиц, не воспользовавшихся правом выбора управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда.
— Допуск профессиональных участников рынка ценных бумаг к операциям рефинансирования со стороны Банка России.
— Разработка механизмов снижения рисков злоупотреблений со стороны собственников и руководителей организаций в преддверии банкротства и в ходе банкротства.
— Введение института депозитарного учета закладных, снижающих издержки при их обращении.
— Введение института общего механизма владельцев облигаций как механизма консолидации мнений владельцев облигаций.
— Уточнение условий выпуска биржевых облигаций, в том числе разрешение выпуска биржевых облигаций сроком до трех лет.
— Усиление контроля со стороны Банка России за работой органов управления банков, получивших средства господдержки (назначение специального представителя Банка России).
Поддержка внутреннего спроса
— Обеспечение приоритетности закупки отечественных товаров по государственным и муниципальным программам.
— Установление ценовых преференций (от 5% до 25%) для поставщиков российских товаров при размещении государственного заказа.
— Установление преференций для поставщиков российских товаров в рамках закупок товаров субъектами естественных монополий и госкорпорациями.
— Поддержка инвестиционных программ субъектов естественных монополий и госкорпораций на 2009-2011 годы.
— Увеличение в 2008-2009 годах объемов субсидирования экспортеров промышленной продукции на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях для производства продукции на экспорт.
— Определение банками, использующими различные формы государственной поддержки, в том числе получившими субординированные кредиты, объемов кредитования предприятий оборонно-промышленного комплекса, сельского хозяйства, субъектов малого и среднего предпринимательства.
— Рекомендации банкам, использующим различные формы господдержки, в приоритетном порядке направлять средства на поддержку автомобилестроения, сельхозмашиностроения, авиационных перевозок, жилищного строительства.
— Проведение мониторинга объемов средств, направляемых банками на кредитование приоритетных секторов экономики.
— Упрощение процедуры предоставления госгарантий.
— Предоставление в 2009 году госгарантий по кредитам, привлекаемым предприятиями, выполняющими госзаказ.
—Проведение лизинговых операций при госзакупках.
— Обеспечение возможности объявления конкурсов по государственному заказу на 2009-2010 годы в декабре 2008 года.
— Развитие целевого кредитования предприятий под расчеты за поставленную продукцию (факторинг).
— Изменение условий авансирования мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами и гособоронзаказом.
— Осуществление с 1 января 2010 года переноса ряда основных средств в амортизационные группы с меньшим сроком полезного использования в целях стимулирования обновления соответствующего оборудования.
— Уточнение ставок ввозных таможенных пошлин по широкому перечню товаров.
Рынок труда и социальная поддержка граждан
— Проведение еженедельного мониторинга увольнения работников.
— Организация работы консультационных пунктов, "горячих линий" и предувольнительных консультаций для работников, издание информационных буклетов и брошюр.
— Увеличение объемов финансирования мероприятий активной политики занятости населения.
— Увеличение размера максимальной величины пособия по безработице.
Жилищное строительство
— Приобретение в 2008-2009 годах готового жилья экономкласса.
— Приобретение в 2008-2009 годах жилья экономкласса в многоквартирных домах с высокой степенью готовности, а также возводимых с привлечением средств граждан, субъектами РФ с использованием средств фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства при условии завершения строительства таких домов в срок не более шести месяцев со дня заключения соответствующего государственного контракта.
— Увеличение объемов рефинансирования ипотечных кредитов по линии ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" в 2009 году.
Cельское хозяйство
— Внесение изменений в Меморандум о финансовой политике Банка развития, предусматривающих возможность кредитования крупных проектов в агропромышленном комплексе.
— Рассмотрение возможности дополнительной капитализации ОАО "Россельхозбанк" и ОАО "Росагролизинг".
— Субсидирование процентной ставки по отдельным видам кредитов, привлекаемых в 2008-2009 годах организациями и предприятиями агропромышленного комплекса, в размере 100% ставки рефинансирования Банка России.
— Сокращение квот на импорт птицы и свинины в 2009 году.
Автомобилестроение и сельскохозяйственное машиностроение
— Предоставление субсидий организациям сельхозмашиностроения, автомобилестроения и транспортного машиностроения на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2008-2009 годах, направленным на технологическое перевооружение.
— Корректировка ввозных таможенных пошлин в отношении автомобильной техники.
— Внесение изменений в правовые акты, разрешающие ОАО "Росагролизинг" реализовывать проекты по лизингу техники, технологического оборудования и транспортных средств отечественного производства для российских потребителей.
Oборонно-промышленный комплекс
— Предоставление субсидий на погашение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2008-2009 годах, в том числе для пополнения оборотных средств.
— Расширение практики предоставления предприятиям инвестиционного налогового кредита.
— Проведение дополнительной эмиссии акций и облигаций отдельных стратегических предприятий с их последующим выкупом уполномоченными организациями.
— Расширение перечня товаров для переработки и внутреннего потребления на условиях помещения товаров под таможенные режимы в части продукции электронной промышленности.
— Увеличение объемов субсидий в 2008-2009 годах с целью предупреждения банкротства.
Сырьевой комплекс
— Сокращение сроков мониторинга и периода, на который устанавливается вывозная таможенная пошлина на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, а также возможность ее корректировки.
Транспортный комплекс
— Обеспечение выпуска инфраструктурных облигаций, в том числе под гарантии РФ или Внешэкономбанка, для финансирования инфраструктурных проектов, реализуемых на принципах частно-государственного партнерства.
— Обеспечение недискриминационного доступа топливных и авиационных компаний к объектам инфраструктуры топливозаправочных комплексов в аэропортах.
— Предоставление авиакомпаниям отсрочки уплаты таможенных платежей на срок до шести месяцев в отношении ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним (в том числе двигатели) с освобождением от необходимости внесения обеспечения по их уплате.
Малый бизнес
— Направление дополнительных ресурсов на кредитование малого бизнеса, включая предоставление займов до 1 млн руб. мелким заемщикам
— Увеличение в 2009 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства.
— Обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению заказов при размещении госзаказа и закупках товаров субъектами естественных монополий и госкорпораций.
- Разработка механизма рефинансирования кредитов предприятий малого и среднего бизнеса, сформированных российскими кредитными организациями.
— Формирование перечня федерального имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, установление льготного размера арендной платы, ограничение возможности его корректировки, закрепление минимального срока аренды — пять лет.
— Отсрочка на два года положений пункта 2.2 статьи 346.26 Налогового кодекса, предусматривающих ограничение на перевод организаций и индивидуальных предпринимателей на уплату единого налога на вмененный доход в отношении аптечных организаций.

Коммерсантъ
Версия для печати: http://www.metalindex.ru/publications/publications_585.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2017
Рейтинг@Mail.ru