Только без слез



Предприятия машиностроения, судостроительной промышленности, ВПК – далеко не самые жизнеспособные в российской индустрии. Однако финансовый кризис не нанесет им серьезного урона.
Очередь из представителей российских отраслей экономики, желающих получить от правительства помощь в преодолении финансового кризиса, растет с каждым днем. В основном просят прямые субсидии из федерального бюджета. С мольбами уже успели обратиться нефтяники, строители, банкиры, операторы розничной торговли. Одним из последних две недели назад это сделало некоммерческое партнерство «Совет производителей энергии и стратегических инвесторов электроэнергетики», попросив субсидированных кредитов на сумму около 50 млрд долларов.
Отметим, что среди просителей нет ни одной компании, представляющей такие отрасли индустрии, как машиностроение (за исключением производителей автомобилей), судостроение, а также военно-промышленный комплекс (ВПК). Это тем более удивительно, что «молчуны» – далеко не самые успешные в российской экономике. Спрос на их продукцию начал устойчиво расти не так давно, и для того чтобы его удовлетворить хотя бы частично, заводы несколько лет назад начали инвестировать в развитие производственных мощностей. К сожалению, большинство не успели «проскочить» наиболее затратный этап инвестиционных программ: кризис застал фирмы в середине созидательного процесса. В самый неподходящий момент.
Поэтому бюджетные инъекции были бы им как никогда кстати. Однако не просят. Ладно если бы федеральный бюджет денег не давал – так он готов давать, пусть не в тех объемах, как было объявлено. Также наивно объяснять пассивность машиностроителей, корабелов и оборонщиков тем, что кризисные явления обошли их стороной. Условия кредитования ухудшились для всех, при этом компании индустриальных секторов особенно остро нуждаются в длинных и недорогих кредитах: для них характерны продолжительные инвестиционные циклы и невысокая рентабельность бизнеса. К примеру, если в металлургии рентабельность доходит до 40%, в сырьевых отраслях – до 25%, то в машиностроении в лучшем случае она составляет 3−4%.
«Негативный эффект кризиса в следующие месяцы и годы будет достаточно ощутим. Затратные программы модернизации, расширения и реструктуризации производства спланированы исходя из параметров долгового рынка и прогнозов экономического роста, которые перестают быть актуальными, – уверен директор информационно-аналитического департамента инвестиционной компании „Энергокапитал“ Денис Демин. – Ухудшаются не только условия на кредитном рынке, но и перспективы роста экономики, что бьет по инвестиционным программам компаний с двух сторон, увеличивая их стоимость и снижая потенциальную отдачу».
Скорее всего, отсутствие массового порыва можно объяснить двумя причинами. Во-первых, активную кредитную политику ведут не так уж много фирм. Большинство собственников предприятий, переживших перестройку, став владельцами заводов, теперь боятся потерять свои активы. Потому и стараются ограничиваться инвестициями из собственной прибыли либо берут кредиты в крайних случаях. В условиях бурного развития рынка эта стратегия была вредна: чтобы сохранять рыночную долю, надо быстро развиваться, а без заемного капитала это сделать нереально. Напротив, в условиях кризиса такой осторожный подход к кредитам вполне оправдан, да и получить их без хорошей кредитной истории стало сложнее. Во-вторых, велика зависимость промышленников Северо-Запада, впрочем, как и России в целом, от бюджетных средств (государственного оборонного заказа, федеральных целевых программ), контрактов с окологосударственными компаниями и госконцернами. Поэтому предприниматели более чем уверены, что государство, которое стоит перед острой необходимостью решать множество задач оборонного и экономического характера (в частности, развития электроэнергетики), их в обиду не даст. Другими словами, государство в известной степени позаботится и о новых заказах, и о состоянии тех, кто эти заказы будет выполнять.
Туману напустили.
В первой половине 2008 года наиболее востребованные региональные представители машиностроения, судостроения, ВПК продолжали испытывать благоприятный эффект инвестиционного оживления прошлых лет, проявившегося в повышении спроса и цен на их продукцию. Так, в первом полугодии концерн «Силовые машины» (СМ) – крупнейший российский производитель турбин и оборудования к ним – увеличил свою выручку на 31% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 11,4 млрд рублей. Его чистая прибыль составила 34,5 млн рублей по сравнению с 590,8 млн рублей убытка в первом полугодии 2007 года.
Между тем росли издержки компаний, связанные с ростом цен на сырье и материалы, а также с модернизацией производств. Вторая половина года будет более тяжелой для промышленных производителей, не ориентированных на государственный спрос, считает Денис Демин. Почти очевидно, что первоначальные общеотраслевые прогнозы роста по итогам года не будут достигнуты, а 2009 год окажется еще более сложным.
Отраслевые эксперты не берутся оценивать результаты, с которыми крупнейшие северо-западные машиностроительные и оборонные заводы, а также верфи закончат 2008 год. Теперь, в отличие от прежних лет, дело это неблагодарное, так как на степень несовпадения плановых и фактических показателей фирм влияет большое количество факторов. От непредсказуемости темпов разрастания кризиса в мире и в России (для большинства компаний внутренний рынок – единственный, где находит спрос их продукция) до степени эффективности конкретных мер, принимаемых российскими властями для смягчения его негативного влияния на экономику.
В части прогнозов осторожничают и сами предприниматели – это отчетливо следует из результатов опроса в «ТОП-250». Максимум, на что они объективно способны, – подвести итоги первых шести месяцев. Заглядывать вперед никто не рискует. «Негативная ситуация на рынках капитала может существенно повлиять на корректировку первоначальных планов на 2008 год», – немногословно заявляет заместитель генерального директора по экономике и финансам Обуховского завода Денис Никитин.
Своя рубаха ближе к телу.
Большинство крупных региональных представителей машиностроения и судпрома активно участвуют в удовлетворении государственного спроса в рамках той специализации, которая заложена еще в советские годы. Так, на петербургском Балтийском заводе (одна из специализаций – производство атомных ледоколов) по контракту с госкорпорацией Росатом построят первую в мире плавучую атомную электростанцию. Первоначально Росатом доверил строительство станции северодвинскому «Севмашу» (Архангельская область). Однако затем контракт передали Балтзаводу с официальной мотивировкой – из-за необходимости сосредоточить усилия «Севмаша» на гособоронзаказе. В настоящее время северодвинские корабелы выполняют масштабный проект по строительству атомных подводных лодок стратегического назначения (проект 955 – «Борей») в интересах ВМФ России, а также продолжают модернизацию для ВМС Индии авианесущего крейсера «Викрамадитья» (ранее – «Адмирал Горшков»).
Военный бюджет России постоянно растет. Как следствие, по данным Министерства промышленности и торговли, за последние шесть лет объем выпуска продукции на оборонных предприятиях увеличился в два раза. И в будущем этот рост продолжится: в 2009 году гособоронзаказ вырастет еще на 26% и составит 1,3 трлн рублей. Долгие годы многие заводы ВПК ждали этого как манны небесной, но в то же время мало делали для диверсификации производства, освоения новых рынков и технологий, изменения структуры управления компаниями. К сожалению, чем дальше, тем сильнее они будут утверждаться в понимании того, что советские лекала производства вполне подходят и для рыночных условий. Ведь оборонный заказ им гарантирован.
Серьезные виды на региональную тяжелую индустрию, в частности судостроение (его костяк расположен на Северо-Западе), имеет «Газпром». В ближайшие 20 лет для разработки шельфовых месторождений нефти и газа этому государственному концерну потребуется 40 морских буровых платформ. Такую продукцию можно, к примеру, заказать в Норвегии, однако российское правительство и топ-менеджмент «Газпрома» поддерживают отечественных судостроителей, что вполне объяснимо.
Сегодня генподрядчиками по созданию морских платформ являются «Севмаш» и Выборгский судостроительный завод (ВСЗ, Ленинградская область). Причем другие индустриальные компании региона подключаются к такого рода проектам как субподрядчики, что повышает их загрузку. Например, Балтзавод приступил к обработке металла, из которого ВСЗ будет строить платформы, а одно из крупнейших российских энергомашиностроительных предприятий – Ижорские заводы – уже завершило изготовление первого корпуса реактора «КЛТ-40С» для плавучей АЭС.
Стратегическая энергетика.
Финансовый кризис может серьезно снизить темпы роста спроса на электроэнергию в стране. Однако проблему энергодефицита, который последние годы серьезно тормозил реализацию инвестиционных проектов во всех отраслях экономики, он не снимет. Страна нуждается в новых генерирующих активах, а это гарантирует загрузку энергомашиностроителей на многие годы вперед. Так, по данным СМ, объем ввода энергомощностей в России, необходимых для покрытия энергодефицита, должен составить к 2015 году 100 ГВт. Все упирается в возможности самих машиностроителей: их мощностей катастрофически не хватает, чтобы удовлетворять внутренний спрос.
Особых неожиданностей со стороны заказчиков энергетического оборудования – ОГК и ТГК – ждать не следует. «Российские энергетические компании не столкнутся с трудностями финансирования капвложений или рефинансирования долга в краткосрочной перспективе. Единственным исключением является ОГК-1, которая пока не была приватизирована, – считают аналитики „ЮниКредит Атон“. – В ходе приватизации генерирующих компаний новые владельцы принимали на себя ответственность за реализацию определенных государством инвестиционных программ. С целью их финансирования генерирующие компании выпускали и размещали акции новых эмиссий, которые во многих случаях приобретались самими стратегическими инвесторами».
На этом фоне желание энергетиков получить у правительства 50 млрд долларов выглядит нелогично: в ходе публичных размещений прошлого года генерирующие компании смогли привлечь половину средств, которые необходимы для финансирования их инвестпрограмм (39−42 млрд долларов). Впрочем, если помощь окажут, то это только улучшит перспективы машиностроителей.
Высокая взаимозависимость промышленных предприятий и государства позволит промышленникам пережить тяжелые времена без особых потерь. Впрочем, имея такую страховку, оздоровиться своими силами им тоже не помешает. «Мы начали оптимизацию штатов – измененяем соотношение между рабочими и инженерно-техническим персоналом, – рассказывают на одном крупном петербургском заводе. – Это позволит увеличить выпуск основной продукции и ускорить освоение новых изделий. Еще один шаг повышения эффективности – заключение договоров на поставку продукции в 2009 году с авансированием. Эта работа была активизирована и должна помочь сгладить последствия финансового кризиса».

Эксперт
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_572.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru