Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу | Забыли пароль?
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Яндекс цитирования

Публикации

У российских металлургов есть шанс потеснить привозной металлопрокат на внутреннем рынке



Исключение — сегмент продукции с высокой добавленной стоимостью: импорт будет превалировать в силу технической отсталости отечественных компаний.
Если наши металлурги продолжат поднимать цены на продукцию, нам придется переориентироваться на более дешевый металл из Китая», — так рассуждал один из машиностроителей весной этого года, когда российские цены на сталь взлетели на 70 — 80%. До этого, правда, не дошло. В ситуацию вмешалось государство: оно посоветовало металлургам, чтобы сдержать рост цен, переходить на долгосрочные контракты. До конца года стоимость стали может снизиться на 5 — 10%. Сыграет роль и сезонный фактор — осенью традиционно падает спрос со стороны строителей: по прогнозу аналитиков, на горячекатаный и сортовой прокат цены могут снизиться на 10% по сравнению с летним уровнем в 1,2 тыс. долларов за тонну.
Вместе с тем уже можно предположить, что ввоз металла в Россию в этом году будет несколько ниже, чем в прошлом. По данным федеральной таможенной службы, в первом полугодии доля импорта металлопродукции составила 4,9% против 5,8% за аналогичный период 2007 года. При этом физические объемы закупок черных металлов и изделий из них сократились на 13%, а стоимостные — увеличились на 15,7%. Основной причиной спада импорта стало вытеснение зарубежных поставщиков российскими производителями за счет выравнивания внутренних и мировых цен.
В условиях наращивания отечественными меткомпаниями отгрузок на внутренний рынок плавное снижение импорта по ряду позиций будет продолжаться. Однако это произойдет далеко не во всех сегментах.
Наши начинают….
Поток импортного металла в Россию можно условно разделить на две части: первая — относительно дешевая продукция, закупаемая в странах СНГ и Китае (оцинковка, листовой и сортовой прокат, арматура, трубы), вторая — дорогой сортамент из нержавеющих и специальных сталей, поставляемая из европейских стран (Германия, Финляндия) и Японии.
В 2006 — 2007 годах импорт продукции черной металлургии на российский рынок устойчиво рос. Так, в 2007−м ввоз сортового проката составил порядка 2,15 млн тонн, что вдвое выше уровня 2004 года. Это связано с бурным развитием строительства в стране и реализацией крупных инфраструктурных проектов. Поставки длинномерного и сортового проката из-за рубежа составляют около 40% в структуре импорта, остальное — прокат плоский.
Большая часть металлопродукции ввозится из стран СНГ (Украины, Казахстана, Беларуси, Молдовы): в 2007 году импорт вырос на 17% до 4,3 млн тонн. Долгое время лидирующие позиции по поставкам листового, сортового проката и труб из-за рубежа занимала Украина, однако в последние годы серьезную конкуренцию ей начал составлять Китай, в результате в суммарном импорте доля Поднебесной существенно выросла. Если по каждому из видов проката в 2006 году она составляла менее 1%, то по итогам первого полугодия-2008 достигла 15% по плоскому прокату, 8% по сортовому прокату, 14,7% по стальным трубам.
Основное конкурентное преимущество китайских и украинских производителей — цены. Наличие собственной сырьевой базы, относительно дешевая рабочая сила и низкие затраты на передел позволяют им добиваться лучшей себестоимости продукции, чем в России. Российские меткомпании поддерживают довольно высокий уровень рентабельности. Китайские, продавая продукцию на нашем рынке по более низким ценам, имеют меньшую. Однако даже с учетом транспортных и таможенных затрат она делает поставки экономически выгодными, обеспечивая достаточный уровень прибыли. Зафиксированы со стороны Китая и случаи демпинга (когда металлопрокат поставлялся по ценам не просто ниже рыночных, но явно ниже себестоимости), однако они не носили системного характера и были скорее исключением из правил.
Для потребителей цена — аргумент весомый, однако он постепенно начинает нивелироваться мировым ростом цен. Кроме того, металлотрейдеры подтверждают: если сравнивать качество китайской и российской продукции, то последняя выигрывает. «Строительные компании готовы закупать металлопрокат иностранного производства, но недоверие к китайскому прокату у них остается. Он не всегда согласуется с ГОСТами РФ, поэтому приходится проводить анализ на соответствие. Так, по отзывам потребителей, китайская балка не очень высокого качества», — отмечает генеральный директор Уральской промышленной компании Владимир Сотонин. А с учетом транспортных расходов цены начинают выравниваться. По словам Сотонина, в результате китайская балка часто оказывается не дешевле, чем аналогичная производства НТМК.
Это увеличивает шансы отечественных металлургов потеснить импорт в относительно дешевых сегментах. Евраз Групп, Мечел, ММК и НЛМК начинают наращивать поставки на внутренний рынок, делая акцент на арматуру и оцинкованный прокат для строительства.
… и проигрывают.
В дорогом сегменте ситуация не столь радужная: доля импорта во внутреннем потреблении проката из нержавеющих сталей достигает 70%, а проката с полимерным покрытием — 40%. По данным Минпромэнерго, в 2007 году производство нержавейки в России составило 106 тыс. тонн, внутренние потребности — 226 тыс. тонн. По прогнозам, к 2015 году объем потребления этой продукции вырастет до 600 тыс. тонн.
По словам президента компании УТК-Сталь Виктора Селиванова, ежемесячно компания продает по 300 тонн нержавеющего импортного проката, основные покупатели — предприятия химической и горно-металлургической отраслей, специального и пищевого машиностроения. При этом металлотрейдер отмечает рост спроса в строительстве (лифтовые группы, входные группы в основном производятся из качественных нержавеющих сталей. — Ред.) и пищевой отрасли. «Отечественным производителям пока сложно конкурировать с зарубежными. Нужна серьезная реконструкция и модернизация производства. Наши заводы работают на оборудовании, выпущенном в 40 — 60−х годах прошлого века, оно технически изношено и морально устарело, вследствие чего продукция, выпущенная на нем, не отвечает современным стандартам качества и имеет высокую себестоимость. Кроме того, ряд востребованных рынком продуктов, таких как нержавеющие трубы большого диаметра, толстые «гостовские» листы и листы полированные, российские заводы вообще не производят», — отмечает Виктор Селиванов.
Ввоз дорогой продукции будет нарастать. Недавно стало известно о том, что дальневосточный трейдер компания «Рустил-Трейд» ведет переговоры об аренде складских площадей логистического металлоцентра «Урал», расположенного в поселке Исеть (около 20 км от Екатеринбурга). В компании подтвердили желание выйти на уральский рынок и сообщили, что будут поставлять сюда качественную японскую оцинковку.
По мнению аналитика ИК «Проспект» Дмитрия Парфенова, ожидать увеличения присутствия отечественных производителей в дорогих сегментах можно только по окончании модернизации: «После 2013 года, когда многие меткомпании подойдут к завершению реконструкции мощностей, они смогут закрыть рынок от импорта по некоторым позициям. Хорошие перспективы есть у Магнитки, которая строит стан 5000, а также новый агрегат для нанесения полимерных покрытий».
Занять доминирующее положение на рынке — вполне нормальное желание российских меткомпаний. Но приходится признать, что доля импорта отдельных видов продукции с высокой добавленной стоимостью останется высокой, во всяком случае, до тех пор, пока наши металлурги не преодолеют техническую отсталость.

Эксперт
Версия для печати: http://www.metalindex.ru/publications/publications_528.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2017
Рейтинг@Mail.ru