![](/images/emp.gif)
Мировой дефицит коксующихся углей создает серьезные проблемы сталелитейным компаниям. Более того, недостаток именно этого сырья будет тормозить расширение объемов производства стали, которое уже начинает отставать от растущего спроса.
![](/images/emp.gif)
Соответственно, продолжится и рост цен на сталь — эта тенденция имеет долгосрочный характер.
![](/images/emp.gif)
Аналитики предсказывают дальнейший рост цен на кокс, обусловленный острым дефицитом коксующихся углей. Зимние штормы в Австралии, снегопады в Китае и череда крупных аварий на шахтах в Казахстане, Украине, России и Польше привели к резкому сокращению мирового объема поставок, за которым последовало утроение цен на это сырье. Австралия — крупнейший в мире экспортер коксующихся углей, но шесть ее крупнейших угольных компаний объявили форс-мажор еще в январе и пока не отменили своих предупреждений об отсрочке поставок.
![](/images/emp.gif)
В сложившейся ситуации инвесторы продвигают серию новых угольных проектов. Однако наводнения в Квинсленде вынуждают отложить их реализацию, кроме того, увеличению австралийских угольных мощностей препятствует недостаточное развитие транспортной инфраструктуры. Квинсленд соединяют с побережьем всего две железнодорожные линии, которые принадлежат Rio Tinto и BHP Billiton и используются в первую очередь для перевозки железной руды. При этом правительство Квинсленда требует, чтобы эти горнорудные гиганты допустили к своим железнодорожным мощностям “юниоров” железорудной отрасли и, похоже, добьются поставленной цели. Однако пропускная способность этих линий ограничена, и перевозить еще и дополнительные объемы угля по этим железным дорогам просто невозможно. Кроме того, ограничена и пропускная способность австралийских грузовых портов.
![](/images/emp.gif)
Расширение же транспортных мощностей, в первую очередь железнодорожных, сопряжено с гигантскими затратами — прокладка линий через пустыни и полупустыни требует огромных расходов на материалы, технику, а главное — квалифицированного труда. Сырьевой бум и связанные с ним проекты расширения добычи руды и угля привел к острому дефициту квалифицированных работников, и стоимость их труда взлетела до небес. Найти же опытных менеджеров высшего звена, способных руководить реализацией крупных проектов, еще труднее. Поэтому на быстрый рост объема поставок австралийского угля рассчитывать не приходится.
![](/images/emp.gif)
Аналитики Macquarie Bank указывают в своем отчете: “Потеря для рынка австралийского угля вызвала серьезную панику. Из-за дефицита кокса сталелитейные компании вынуждены были сократить выпуск продукции. Отсрочки ввода в действие новых мощностей в комбинации с недавними разрушительными наводнениями в Квинсленде создают структурный дефицит металлургического угля, который будет сохраняться несколько лет”. По оценкам экспертов Macquarie, наводнения, которые привели к прекращению добычи угля на месторождениях BHP Billiton, Rio Tinto и Xstrata, могут сократить объем австралийских поставок на 12-15 млн. тонн.
![](/images/emp.gif)
В этой ситуации в ближайшие годы китайские производители стали будут испытывать острый дефицит коксующихся углей. Обычно китайцы экспортируют 14 млн. тонн кокса в год. Однако, по оценкам Джима Леннона, главного аналитика Macquarie Capital, производство стали в стране увеличивается на 18% в год, а это связано с непрерывным ростом потребления кокса. Леннон считает, что “хронический дефицит коксующегося угля в Китае может привести к запрету экспорта кокса”. Он заявил: “Уголь сейчас обогнал руду, с которой раньше была связана главная часть затрат на производство стали”. И действительно, цены в контрактах на поставки железной руды выросли на 65-71% (Vale) или до 80 долларов за тонну, исключая стоимость фрахта, и на 80-96,5% (Rio Tinto), а на коксующийся уголь — на 206%, до 300 долларов за тонну. По прогнозу Джерарда МакКлоски, основателя и главы агентства McCloskey, в 2009 году цены на кокс могут достичь уровня 650 долларов за тонну, в отличие от 220-450 долларов в 2007-м и начале 2008 года. Это и понятно — ведь за это же время цены на коксующийся уголь увеличились от 92-98 долларов до 300 долларов. “Тенденция значительного роста цен на кокс и коксующиеся угли будет сохраняться на протяжении ближайших трех-четырех лет. При этом Китай будет основным импортером коксующихся углей”, — уверен МакКлоски. По его мнению, ситуация усугубится еще и ажиотажным спросом, который будет связан с “реальным дефицитом, ожиданием дальнейшего роста цен, повышением затрат и сокращением ресурсов, в том числе трудовых”.
![](/images/emp.gif)
С точки зрения МакКлоски, рост цен на коксующиеся угли создаст стимулы для создания новых шахт в Германии, возобновления работы законсервированных шахт в Польше и других странах. Он полагает, что новые мощности по добычи углей появятся, в частности, в Мозамбике, Индонезии и Колумбии. Разумеется, будут реализованы и австралийские проекты. Эксперт предсказывает, что в результате, в 2012 году мировой объем продаж твердых коксующихся углей составит 178 млн. тонн. При этом поставки из Австралии увеличатся до 119 млн. тонн, из Канады они составят 22 млн. тонн, а из США — 22 млн. тонн. Прогноз МакКлоски на 2018 год: уровень продаж составит 202 млн. тонн, в том числе поставки из Австралии составят 149 млн. тонн, из Канады — 27 млн. тонн, из США — 15 млн. тонн.
![](/images/emp.gif)
В свою очередь Леннон указывает, что дефицит кокса приведет к дефициту стальной продукции. По его оценкам, за 2000-2007 годы мировой спрос на сталь увеличивался со средней скоростью 6,5% в год (разумеется, в первую очередь — за счет Китая). Объемы производства расширялись с отставанием — из-за длительности строительства новых мощностей, а также из-за дефицита железной руды и коксующихся углей. По данным МакКлоски, мировой выпуск стали составил в 2007 году 931 млн. тонн, и эксперт прогнозирует, что в 2012 году он увеличится до 1,221 млрд. тонн, а в 2018 году — до 1,626 млн. тонн.
![](/images/emp.gif)
Однако, по оценкам Леннона, для удовлетворения растущего спроса, к 2012 года в мире должно быть построено 500 млн. тонн новых сталелитейных мощностей. Тем не менее, с его точки зрения, единственная страна, которая способна своевременно увеличить объемы производства, — это Китай. Капитальные затраты на строительство завода в этой стране вдвое ниже, чем в остальной части мира. При этом само строительство интегрированного сталелитейного предприятия в Китае осуществляется за 12-18 месяцев, тогда как в других странах на это уходит 4-5 лет — из-за продолжительности проектирования, длительного процесса получения разрешений, более жестких экологических норм и более длительного процесса строительства. По прогнозу Леннона, новые (построенные после 2007 года) мощности вне Китая составят к 2012 году 175 млн. тонн, тогда как спрос увеличится к этому времени на 240 млн. тонн. Правда, если прогнозы Леннона основаны на простой (или непростой) экстраполяции на будущее тенденций, наблюдавшихся в период 2000-2007 годов, в них можно усомниться. Тем не менее, в своем выступлении на конференции Steel Business Briefing в Лондоне Леннон заявил: “Китай, на долю которого приходится более трети мирового спроса, должен будет увеличить экспорт, чтобы сократить размеры мирового дефицита. Эта страна — не разрушитель, а спаситель мирового рынка стальной продукции. Однако вряд ли Китай справится с этой задачей в полном объеме — этому воспрепятствует дефицит коксующихся углей”.