Одиночество Posco



Корейской Posco определенно не везет с крупными проектами. Компания уже целых три года не может начать строительство меткомбината в Индии из-за проблем с выкупом земельных участков, а теперь корейцам не повезло и во Вьетнаме.
Напомним, во Вьетнаме Posco в партнерстве с местной судостроительной компанией Vinashin планировала построить меткомбинат мощностью 4 млн. тонн в год и даже получила все необходимые разрешения у местных властей.
В итоге Vinashin, которая должна была вложить в этот проект общей стоимостью около 5 млрд. долларов сумму в 1 млрд. долларов, отказалась от участия. Это решение было принято правительством Вьетнама в рамках программы ограничения государственных расходов с целью снижения инфляции. Правда, представители Posco заявляют, что компания не откажется от этого проекта, который выглядит и в самом деле весьма привлекательным, и построит меткомбинат самостоятельно.
Согласие правительства страны на строительство еще одного крупного меткомбината производительностью 10 млн. тонн в год получила и китайская компания Baosteel. Однако ей этот проект обойдется весьма дорого. Предварительно Baosteel заплатит около 4,2 млрд. долларов за приобретение двух крупнейших металлургических компаний в южной провинции Гуандун — Shaoguan Steel, чья мощность составляет около 5 млн. тонн в год, и Guangzhou Iron and Steel Group, выплавившую в прошлом году около 1,5 млн. тонн стали. Затем существующие устаревшие плавильные мощности Guangzhou Steel будут закрыты, а на заводе Shaoguan Steel предполагается провести коренную модернизацию или ликвидацию плавильного передела. Только после завершения этих мероприятий Baosteel сможет заняться строительством нового комбината, который будет снабжать своей продукцией юг страны, где до сих пор наблюдается дефицит стальной продукции.
Зато с поглощением двух компаний Baosteel вернет себе статус лидера китайской металлургической отрасли, который она утратила несколько недель назад в связи с созданием объединения Hebei Steel. Даже с учетом закрытия большей части плавильных мощностей Shaoguan Steel и Guangzhou Steel, которые организационно будут слиты в новую компанию Guangdong Iron and Steel Group Corp., совокупная производительность предприятий, относящихся к группе Baosteel, превысит 25 млн. тонн в год.
Еще один крупный проект в Китае хочет реализовать корпорация Arcelor Mittal , давно ищущая возможности выхода на этот перспективный рынок. Вместе со своим китайским партнером Hunan Valin Group транснациональная группа хочет построить завод по ежегодному выпуску 1,2 млн. тонн высококачественной листовой стали, предназначенной прежде всего для автомобильной промышленности. Доля Arcelor Mittal в этом совместном предприятии должна составить 33%.
В принципе, китайские власти отрицательно относятся к владению иностранными инвесторами более 20% акций национальных металлургических компаний, но для прямых инвестиций это ограничение действовать не должно.
Повышение в пользу Китая
От подъема цен на мировом рынке стали больше всех могут выиграть китайские металлургические компании. Из-за растущего разрыва между ценами на внутреннем рынке КНР и мировом для китайцев открываются достаточно широкие возможности для поставок за рубеж, несмотря на действующие в стране экспортные пошлины.
Стоимость арматуры и коммерческих горячекатаных рулонов на китайском рынке в настоящее время составляет, примерно, 780-820 долларов за тонн ex-works, экспортная пошлина составляет 15% для длинномерного и 10% — для плоского проката, кроме того, экспортерам не возвращается 17%-ный НДС. Однако это не мешает китайцам расширять объем поставок этой продукции.
Так, китайская арматура по ценам порядка 1100-1200 долларов за тонну C&F более чем конкурентоспособна в Персидском заливе, где стоимость данной продукции на местном рынке достигает 1400-1500 долларов за тонну с доставкой. Турецкие металлурги предлагают свою продукцию по ценам, близким к 1400 долларов за тонну FOB, а в июле рассчитывают довести их до 1420-1440 долларов за тонну FOB. Арматура и катанка из стран СНГ котируется на уровне 1250-1300 долларов за тонну FOB .
Что и говорить, если даже заготовки украинского или турецкого производства стоят дороже, чем китайская арматура. В СНГ цены на эту продукцию к концу июня вышли на отметку 1200-1220 долларов за тонну FOB, а турецкие компании просят с покупателей 1250 долларов за тонну FOB и более. Еще немного, и с этой продукцией смогут соперничать китайские полуфабрикаты, которые пока что практически не отправляются за рубеж из-за действующей 25%-ной пошлины.
Не менее выгодны для китайских экспортеров поставки плоского проката. Крупнейшие компании приблизили свои котировки на горячекатаные рулоны к отметке 1100 долларов за тонну FOB, производители “второго ранга”, чья продукция менее высокого качества, выставляют цены порядка 1050-1080 долларов за тонну FOB. В ЕС стоимость китайских горячекатаных рулонов достигает 720 евро за тонну CIF, в то время как у местных производителей — в среднем 740 евро за тонну ex-works. Впрочем, объем поставок горячего проката из Китая довольно мал, так как китайские металлурги опасаются ретроспективного введения антидемпинговых пошлин.
В целом китайская продукция котируется чуть дешевле российской или украинской, которая отправляется на экспорт в Турцию и страны Ближнего Востока по 1200-1250 долларов за тонну C&F. Холоднокатаные рулоны производства СНГ стоят в ближневосточном регионе до 1300 долларов за тонну C&F. Китайские компании продают за рубеж лишь небольшие объемы дефицитного в стране холодного проката, цены при этом составляют 1140-1170 долларов за тонну FOB или 1300-1350 долларов за тонну CIF США. Это примерно на 30-60 долларов за тонну выше, чем у американских компаний.
На третий квартал большинство участников рынка планируют достаточно умеренное повышение цен. Так, Arcelor Mittal заявила, что в июле увеличит стоимость горячекатаных рулонов в Европе на 50 евро, до около 770 евро за тонну ex-works. Более значительным будет рост цен по квартальным контрактам. В Европе немецкая Salzgitter собирается поднять цены на 150 евро за тонну, а в Азии тайванская China Steel и корейская Posco анонсировали повышения соответственно на 17,8 и 21% по сравнению со вторым кварталом.
По мнению аналитиков, в ближайшие месяцы стальная продукция продолжит подниматься в цене. Ставшее реальностью новое подорожание сырья, больше всего ударившее по азиатским металлургам, низкий уровень запасов и скромные объемы предложения на мировом рынке должны стать более весомыми факторами, чем относительно невысокий спрос в США и Европе. С учетом того, что в КНР в ближайшее время как раз намечается спад на внутреннем рынке, вызванный Олимпиадой, можно ожидать дальнейшего роста китайского экспорта проката.
Rio Tinto дожала китайцев
Буквально в последний момент перед завершением срока действия старых соглашений австралийская компания Rio Tinto подписала контракты на текущий год с китайскими металлургами. Корпорация Baosteel, представляющая на переговорах всю национальную сталелитейную отрасль, согласилась на увеличение стоимости мелкодробленой руды на 79,88% по сравнению с 2007-2008 финансовым годом, а на крупнокусковую — на 96,5%. При этом новая базовая цена при поставках мелочи достигла 1,4466 долларов за 1% содержания железа в сухой тонне руды, а для крупнокускового материала — 2,0169 долларов за 1% железа. Это, примерно, эквивалентно соответственно 90 и 130 долларов за тонну FOB. Китайским металлургам австралийская мелочь будет обходиться при нынешних ставках на фрахт в 119-120 долларов за тонну (сухую) CIF, что примерно на 50 долларов за тонну дешевле, чем стоит аналогичная продукция на спотовом рынке.
Ситуация в последние дни перед заключением контрактов была довольно напряженной. Rio Tinto, похоже, была готова исполнить свою угрозу о прекращении поставок по годовым контрактам и переходе к продаже на спотовом рынке. По некоторым данным, австралийцы даже перестали фрахтовать новые суда на июль, готовясь к бойкоту со стороны китайских потребителей.
Как заявила компания Baosteel, пытающаяся сохранить хорошую мину при плохой игре, заключение новых контрактов, условия которых отличаются от “базовых”, подписанных еще в феврале с бразильской компанией Vale, не нарушает существующей структуры мирового рынка железной руды, базирующегося на годовых соглашениях между экспортерами и потребителями данной продукции. Однако этим Baosteel, скорее, выдает желаемое за действительное: удавшийся демарш австралийцев изменил правила игры и, похоже, необратимо.
Так, не все участники рынка согласны считать условия договора между Rio Tinto и Baosteel обязывающими для себя. Об их непринятии, в частности, сообщила японская компания Nippon Steel, хотя она, по мнению аналитиков, скорее всего примет повышение цен на 80-96,5%, как это уже сделала корейская Posco. Намного серьезнее требование третьего по величине экспортера железной руды в мире, второй австралийской компании BHP Billiton о почти 100%-ном подъеме цен по сравнению с прошлым годом. Пока ни китайцы, ни японцы не согласились на такое повышение, так что BHP Billiton всерьез грозит бойкот.
Правда, в отличие от Rio Tinto, чьи контракты действовали только до 30 июня, большая часть соглашений, заключенных BHP Billiton, действительны до конца сентября, так что у заинтересованных сторон еще есть время на завершение переговоров.
Виталий Шимкович

УкрРудПром
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_465.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru