![](/images/emp.gif)
Минфин признался, что три четверти приоритетных программ практически не финансируется.
![](/images/emp.gif)
Сегодня на заседании правительства глава Минфина, вице-премьер Алексей Кудрин, расскажет об итогах исполнения бюджета в первом квартале. Ему придется признать, что госрасходы по многим статьям оказались аномально низкими или даже нулевыми.
![](/images/emp.gif)
Гордость правительства – Резервный фонд и Фонд национального благосостояния – вообще не принесли стране пользы. Деньги из этих фондов пролежали мертвым грузом, поскольку чиновники никуда их не инвестировали. Этот финансовый ступор эксперты объясняют дезорганизацией ведомств из-за смены правительства. Однако в аппарате Белого дома считают непропорциональный вброс бюджетных средств в экономику обычной практикой, которая никак не меняется многие годы.
![](/images/emp.gif)
При равномерном финансировании квартальные показатели бюджетных расходов должны составлять около 25% годовых назначений. Однако в России другие правила финансовой жизни. Большую часть года Минфин держит казенные средства на счетах казначейства, а в последние дни декабря сбрасывает бюджетополучателям чуть ли не всю сумму их годового финансирования.
![](/images/emp.gif)
Так, например, бюджетные расходы по проекту «Доступное и комфортное жилье» в первом квартале выполнены меньше чем на 4%: всего около 3,1 млрд. руб., тогда как запланированный объем годового финансирования по этому проекту составляет 80,4 млрд. руб. По приоритетному проекту «Здоровье» в первом квартале израсходовано менее 11% годового объема: 11,9 млрд. из 109,9 млрд. руб. годового бюджета. По проекту «Образование» средства освоены в объеме 8,1 млрд. руб., а годовое финансирование составляет 45,5 млрд. руб.
![](/images/emp.gif)
Всего на четыре приоритетных нацпроекта («Жилье», «Здоровье», «Образование» и «Развитие аграрного сектора») в первом квартале расходы составили 23,1 млрд. руб. – это только 9,7% годового объема. При этом аграрный нацпроект, где основная сумма приходится на субсидии молодым семьям на селе для приобретения жилья, вообще не финансировался. Источник в правительстве предположил, что такая ситуация объясняется возможной ликвидацией этого нацпроекта в случае его объединения с профильной федеральной целевой программой (ФЦП).
![](/images/emp.gif)
Правда, ситуация с финансированием ФЦП выглядит сегодня еще более удручающей. Расходы по 27 из 47 федеральных целевых программ в первом квартале практически не осуществлялись. В целом кассовое исполнение ФЦП составило в первом квартале 44,3 млрд. руб., или 6,3% годового плана. Однако расходы на 16 ФЦП были равны нулю, а по 11 программам – менее 1%. Еще 13 программ израсходовали от 1 до 10% годового плана. И только у семи ФЦП расходы были выше 10% годового объема.
![](/images/emp.gif)
Причины таких низких бюджетных расходов на ФЦП, по словам источника в аппарате правительства, совпадают с общими причинами низкого кассового исполнения бюджета в целом. В начале года, как правило, задерживается подготовка правил финансирования расходов, затягиваются также конкурсные процедуры и оформление контрактов.
![](/images/emp.gif)
По данным правительства, в первом квартале абсолютно не финансировались расходы по таким программам, как «Социальное развитие села до 2012 года», «Преодоление последствий радиационных аварий до 2010 года», «Социально-экономическое развитие Забайкалья до 2013 года»,
Чиновники аппарата Белого дома сообщили, что операции со средствами Резервного фонда и ФНБ в первом квартале не проводились. При этом потеря средств из-за укрепления рубля, так называемая курсовая разница, за период с 31 января по 31 марта составила отрицательную величину – минус 29,2 млрд. руб. для Резервного фонда и минус 9,2 млрд. руб. для ФНБ. Как известно, в конце января Стабфонд был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ). На 31 января объем Резервного фонда составил 3,069 трлн. руб., а ФНБ – 782,2 млрд. руб. В первом квартале в Резервный фонд были зачислены доходы от размещения Стабфонда за период с 15 декабря 2007 года по 30 января 2008 года в размере 28,6 млрд. руб. Таким образом, на 1 апреля объем Резервного фонда составил 3,068 трлн. руб., объем ФНБ – 773,6 млрд. руб.
![](/images/emp.gif)
«Во многих странах есть мусоросжигательные заводы, а в России действует еще и большой завод по сжиганию денег. Реальные средства в виде налогов сначала изымаются из экономики в бюджет, а потом фактически пропадают из-за высокой инфляции и плохо отработанных процедур», – отмечает руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. По его словам, в аппарате нового правительства в последнее время благодаря жестким санкциям создана высокая исполнительская дисциплина. «Однако в начале года многие чиновники министерств, ведомств и аппарата Белого дома практически не работали в ожидании реформирования и инаугурации нового президента», – поясняет Делягин. Аномально низкое финансирование многих статей бюджета, по его словам, даже вынудило Минфин ограничить регулярные публикации текущего финансирования по основным статьям расходов.
![](/images/emp.gif)
По данным Минфина, кассовый профицит федерального бюджета по итогам первого квартала 2008 года, по уточненным данным, составил 600 млрд. руб., или 6,8% ВВП. Доходы федерального бюджета по итогам первого квартала составили 1 трлн. 932,7 млрд. руб., или 22% к предварительной оценке ВВП за первый квартал 2008 года. Расходы по кассовому исполнению составили 1 трлн. 332,7 млрд. руб., или 15,2% ВВП. При этом расходы исполнены на 18,3% к уточненной бюджетной росписи на 2008 год.
![](/images/emp.gif)
По словам источника в правительстве, объем поступлений доходов федерального бюджета оказался выше прогноза на первый квартал на 6,4%, или на 115,4 млрд. руб. При этом основными источниками доходов стали: вывозная таможенная пошлина (33,5% общего объема доходов), НДС (16,4%), НДПИ (19,1%) и налог на прибыль (8,7%).
![](/images/emp.gif)
Михаил Сергеев