Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу | Забыли пароль?
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Яндекс цитирования

Публикации

Стальные нервы



Российские металлургические комбинаты в большинстве своем решили проблемы с обеспеченностью сырьем, выстроили бизнес и на фоне мирового роста цен на свою продукцию начали диктовать условия своим покупателям, чем вызвали бурное негодование последних. Впрочем, скорее всего, протесты не приведут к каким-либо серьезным изменениям правил игры.
Всем миром
Недовольство потребителей металлургической продукции ценами на нее — не новость, тем более что подорожание металла происходит далеко не в первый раз и не только в России. Однако с апреля 2008 года увеличение стоимости различных видов металлургической продукции составило 30-55% единоразово, что вызвало особо сильную волну протеста среди потребителей. При этом автопроизводители выступили против металлургов консолидированно — через "Объединение автопроизводителей России", куда входят ОАО "АвтоВАЗ", ОАО "КамАЗ", ОАО "Русские машины", ОАО "Северсталь-авто" и ряд других компаний. Свое недовольство они выразили в обращении к прежнему министру промышленности и энергетики РФ с просьбой рассмотреть неоправданное, как полагают авторы обращения, повышение металлургами цен на свою продукцию. По их словам, сложившаяся ситуация тормозит развитие российского автомобилестроения.
В свою очередь, представители трубной и нефтяной отраслей выступили менее публично, хотя и более решительно. В апреле "Газпромнефть", Фонд развития трубной промышленности (ФРТП) и "Сургутнефтегаз" обратились в Федеральную антимонопольную службу РФ (ФАС), которая начала проверку соблюдения антимонопольного законодательства металлургами в части установления цен на металлопродукцию, используемую при производстве труб нефтегазового сортамента крупнейшими металлургическими компаниями. Сейчас служба пытается найти в действиях металлургов ценовой сговор.
В конце апреля к "пострадавшим" коллегам присоединились энергетики, которые тоже направили обращение Виктору Христенко. В своем письме "Ассоциация энергоменеджеров России" (АСЭМ) обратила внимание министра на крайне сложную ситуацию, сложившуюся в сфере энергетического строительства из-за резкого увеличения отечественными металлургическими предприятиями отпускных цен на продукцию, которое привело к резкому росту стоимости строительства энергообъектов.
Пострадавшая сторона
Хоть это и не очевидно, но от повышения цен на металлопродукцию в первую очередь пострадали предприятия отечественного машиностроения. Их продукция в большинстве случаев несопоставима по качеству с зарубежными аналогами и была конкурентоспособна только за счет более низкой цены. "Например, для того же "АвтоВАЗа" удорожание конечной продукции всего на пару процентов способно серьезно снизить на нее спрос со стороны покупателей",— отмечает руководитель аналитического отдела ИК "Вика" Алексей Павлов. Кроме производителей транспорта, в минусе окажутся и остальные игроки машиностроительного рынка. Если у отечественных сталеваров рентабельность находится на уровне 35-40% по EBITDA, то у предприятий машиностроения она в 3-5 раз ниже. "Стоимость автомобиля в результате повышения цен на металл может вырасти на сумму до 10%, что делает его уже неконкурентоспособным и заставляет ее регулировать. Поэтому если сегодня прибыль составляет 4-6%, то она уменьшится практически в два раза",— жалуется исполнительный директор ОАР Игорь Коровкин.
Трубная промышленность еще больше зависима от сырья: стоимость металла составляет до 85% от себестоимости продукции. Так, из-за повышения отпускных цен на металл во втором квартале, трубники готовы повысить цены на 15-17%, хотя даже такое намерение вызвало противодействие потребителей. В частности, с повышением цен пока согласился только "Газпром", в то время как нефтяные компании напротив пригрозили сменить российские трубы на более дешевые украинские или азиатские. Из-за этого, по подсчетам аналитиков, в 2008 году предприятия трубной промышленности сократят производство почти на миллион тонн. Правда, нынешний высокий спрос на нефтегазовое оборудование еще позволяет трубникам регулировать убытки и даже пытаться решить проблему нехватки сырья самостоятельно. Например, ТМК строит два электросталеплавильных цеха суммарной мощностью около 2 млн тонн с машинами непрерывного литья заготовок для производства бесшовных труб. В этом же направлении развивается и группа ЧТПЗ, сооружая электросталеплавильный цех на Первоуральском новотрубном заводе.
Стоит отметить, что опосредованно удорожание металла отразится практически на всех отраслях промышленности страны. Так, в стоимости строительства электроэнергетических мощностей металл составляет до 50%, включая общее строительство и стоимость энергетического оборудования. Поэтому участники рынка ожидают резкого роста затрат при возведении энергообъектов под ключ и, как следствие, роста стоимости 1 кВт энергии, что превращает ситуацию с ростом цен в сказку про белого бычка — увеличение стоимости электроэнергии снова приведет к удорожанию себестоимости металла.
Виноватых нет
Сами металлурги ситуацию не комментируют, по крайней мере, официально. А неофициально высказывают недоумение поведением партнеров. "Крупнейшие трубные и автомобилестроительные концерны находятся в таких же условиях роста цен на штрипс. Нигде в мире подобных призывов нет",— негодует представитель крупной металлургической компании, отмечая при этом, что те же трубники в своих ценах не учитывали снижение стоимости штрипса, отмечавшееся в конце прошлого года, получая тем самым повышенную прибыль, а в этом году не заложили в цены повышение стоимости металла, хотя были предупреждены о нем. Международный союз металлургов решил бороться с "жалобщиками" их же методами — направил обращение к прежнему премьер-министру РФ Виктору Зубкову, предложив уменьшить давление естественных монополий на черную металлургию, что могло бы уменьшить рост цен на продукцию и улучшить положение всех участников цепочки.
Основная причина роста цен, которую называют российские металлурги — это удорожание сырья, которое, по словам представителей "Мечела", занимает около или более 50% от стоимости продукции. Сырье дорожает во всем мире: с начала 2007 года коксующийся уголь и ЖРС подорожали примерно в два раза. Помимо этого нефть зашкалила за $120 за баррель, вследствие чего раскручивается спираль мировой инфляции. Поэтому, даже несмотря на достаточно низкую консолидацию мирового стального рынка, с начала 2008 года цены на прокат стремительно поползли вверх на всех мировых рынках одновременно.
Представители смежных областей аргументируют несправедливость повышения цен тем, что российские сталевары находятся в несколько иных условиях по сравнению с зарубежными конкурентами. Ведь основное конкурентное преимущество крупнейших отечественных металлургов — практически 100-процентная обеспеченность собственным сырьем, которая позволяет более эффективно управлять издержками. И рост цен, например, на коксующийся уголь и ЖРС в меньшей степени снижает рентабельность их бизнеса.
Заграница не помогает
Осложняет ситуацию и расклад сил на мировом металлургическом рынке. "Российский рынок металлопроката является одним из наиболее открытых в мире. Отечественным компаниям приходится конкурировать с импортом из более чем 70 стран мира, бороться с недобросовестной конкуренцией при демпинговых поставках из стран Юго-восточной Азии, и это при том, что объем производства металлопроката российскими предприятиями превышает объем российского потребления",— жалуются металлурги.
Кроме того, к повышению цен приводит постоянное повышение тарифов естественными монополиями. Так, по подсчетам МСМ, в 2008 году тарифы ОАО РЖД вырастут более чем на 17%. Согласно последним планам железнодорожников, грузоперевозки продолжат дорожать и в 2009-2010 годах, поэтому следует признать, что увеличение себестоимости металла за счет этой составляющей в ближайшие годы не прекратится. К тому же обычно РЖД корректирует свои планы по динамике тарифов в сторону дальнейшего увеличения. Тарифы на электроэнергию тоже дорожают быстрее, чем раньше. Так, на 2008 год запланировано их увеличение в целом на 23% вместо 18% как объявлялось ранее. Планируется и увеличение стоимости газа на 25%. Рост тарифов на газ вынуждает металлургические предприятия переходить на альтернативные виды топлива, но этот процесс сопряжен со значительными затратами. Вклад удорожания газа за 2007 год в рост себестоимости российской стали оценивается в дополнительные 15-20%, так как за предыдущий период этот энергоноситель подорожал на 30%. "Учитывая все эти факторы, повышение цен, которое объявили металлурги, даже несколько меньше, чем могло бы быть в текущих рыночных условиях",— полагает аналитик ИК "Проспект" Дмитрий Парфенов.

Решение конфликта
Каждая сторона надеется разрешить конфликт мирным путем, но не каждая к этому готова. Например, металлурги, отчитавшись в мае перед ФАС по апрельскому повышению, в середине мая уведомили трубопроизводителей о желании с июня еще на 35% поднять цены на отгружаемую в их адрес металлопродукцию. Не смутил металлургов и тот факт, что с трубниками ранее были заключены контракты на весь второй квартал. Эта инициатива вызвала бурю негодования в отрасли, а глава ФРТП Александр Дейнеко прямым текстом предупредил, что в случае дальнейшего повышения цен металлургами в решение конфликта вмешается правительство, которое не будет разбираться, кто виноват, а применит универсальные государственные рычаги для урегулирования ситуации. Вот только вряд ли такое "урегулирование" придется по душе противоборствующим сторонам.
Аналитики уверены, что из этой ситуации возможны и другие выходы. "Например, введение экспортных пошлин на стальную продукцию. Однако данная мера окажется неэффективной, если мировой рост цен на сталь продолжится,— рассуждает Алексей Павлов.— В то же время, если пошлины установить слишком высокими, то это сильно снизит финансовые показатели сталеваров". Второй вариант — введение регулирования внутренних цен со стороны ФАС, но такая мера может привести к дефициту по ряду товарных позиций на внутреннем рынке. Поэтому не исключено, что наиболее действенным в данной ситуации будет не ограничение металлургов, а субсидирование потребителей — общепринятая на Западе практика по отношению к проблемным отраслям.
Но наиболее реалистичен другой, компромиссный вариант, тем более что базово доказать, что металлурги повышают цены неоправданно, невозможно. "Я думаю, никаких мер принято не будет. В конце концов, с металлургами договорятся, как бывало уже не раз,— полагает заместитель директора аналитического управления ИГ "АнтантаПиоглобал" Евгений Рябков.— Это не означает, что металлурги будут продавать прокат ниже рыночных цен, но и слишком сильно "задирать" цены они не будут". Правда, такое развитие событий в очередной раз не решит проблему, а временно снизит напряженность и отодвинет ее разрешение на будущее.

Коммерсантъ
Версия для печати: http://www.metalindex.ru/publications/publications_442.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2017
Рейтинг@Mail.ru