Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу | Забыли пароль?
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Яндекс цитирования

Публикации

Венеция в пустыне



В Объединенных Арабских Эмиратах прошла церемония закладки первого камня в рамках начала строительства нового города, который должен стать первым автономным и экологически чистым населенным пунктом планеты. Впрочем, авторы проекта, на который планируется потратить $22 млрд, и эксперты расходятся в оценке его перспектив.
Закладка первого камня прошла 9 февраля в условиях, которые могут многое рассказать о том, что будет представлять собой город Масдар ("источник" на арабском языке). Все электричество, необходимое для церемонии, было произведено с использованием солнечных батарей на тестовой электростанции, которая начала работать в декабре прошлого года и уже успела произвести 5500 кВт ч электроэнергии. Впоследствии она станет частью энергосистемы города. А первый камень в строительстве Масдара оказался виртуальным — наследный принц Абу-Даби шейх Мохаммед бин Зайед аль-Нахайан "заложил" его прикосновением ладони к сенсорному экрану. То есть церемония вполне соответствовала духу будущего города, где современные технологии послужат делу защиты окружающей среды. Масдар, по заявлениям его создателей, сможет похвастаться нулевым уровнем выбросов углеводородов в атмосферу, отсутствием каких бы то ни было отходов и полным отказом от автомобилей.
Тем не менее противники проекта иронизируют по поводу того, сколько Эмиратам придется добыть и продать нефти, использование которой играет не последнюю роль в загрязнении планеты, чтобы построить экологический оазис у себя в стране.
Заказчиком проекта выступает эмират Абу-Даби, где находится одноименная столица государства. Это самый большой из семи эмиратов ОАЭ, ответственный за 60% ВВП всей страны. Его правительство объявило о планах вложить в строительство Масдара около $4 млрд. По словам султана Аль-Джабера, исполнительного директора проекта, остальные $18 млрд поступят в виде инвестиций со стороны крупных финансовых учреждений и банков. Назвать их поименно он, впрочем, пока не смог.
Составление концепции и плана города было поручено команде архитекторов под руководством британца лорда Нормана Фостера. На счету этого архитектора такие громкие проекты, как реконструкция здания Рейхстага в Берлине, строительство нового офиса лондонской мэрии и еще десятки других зданий, мостов и транспортных систем. Теперь еще и взялся за первый экологически чистый и автономный город на планете. Город, конечно, будет небольшим — его площадь составит всего около 7 кв. км, и в нем будут проживать 50 тыс. человек. Однако его с полным правом можно назвать наиболее амбициозным проектом последних лет.
План Масдара напоминает о старинных европейских городах. Сами проектировщики говорят, что город похож на центр Венеции (только без каналов). В Масдаре большинство улиц будут шириной всего 3 м и протяженностью не более 70 м, они соединят многочисленные площади, украшенные колоннадами и фонтанами. В высоту дома не превысят пяти этажей.
Движение по городу планируется распределить на трех уровнях. Поезда легкой железной дороги, расположенной на первом уровне, соединят Масдар и Абу-Даби. Второй уровень выделен для пешеходов. А на третьем будут курсировать "персональные скоростные транспортные средства". Старший партнер бюро Фостера Джерард Эвенден описывает их как "небольшие устройства, напоминающие такси без водителя, которые передвигаются по маршрутным линиям или с помощью магнитных дисков на дороге".
Впрочем, много перемещаться по Масдару вряд ли придется. Город спланирован так, чтобы его жителям не приходилось куда-то долго идти. "Город не разделен на какие бы то ни было зоны,— говорит Норман Фостер.— Дорога в детский сад или в магазин займет у вас три-четыре минуты. Вы сможете вызвать магнитный транспорт, и он встретит вас. Нет никакого загрязнения и никакой опасности попасть под машину. 60% населения Масдара будут жить в минуте от ближайшей площади".
Такая планировка резко контрастирует с тем, как строят остальные города в богатых странах Персидского залива. Сравнить хотя бы с соседним Абу-Даби — там возводят огромные небоскребы и строят многополосные автомобильные шоссе. А в Масдаре необходимы узкие улицы для создания собственного микроклимата. "В городе использован опыт традиционных поселений (жарких стран.— "Власть"), которые всегда были компактными и плотно застроенными, чтобы создавать тень",— подчеркивает Фостер. Масдар сориентирован в направлении с северо-востока на юго-запад, чтобы баланс между солнечным светом и тенью был оптимальным. Крыши почти всех домов в городе планируется сделать раздвижными, чтобы они могли отражать солнечный свет в жаркие дни, но в случае необходимости могли и пропускать его.
Строительство Масдара планируется завершить уже к 2016 году. При этом работы будут проходить в условиях, которые не назовешь благоприятными. Город расположится неподалеку от Абу-Даби, в пустыне. Температура там никогда не опускается ниже +10°C, а в летние месяцы может достигать +40-50°C. Иногда случаются песчаные бури, которые снижают видимость до нескольких метров. Почвы там почти нет, как нет и источников пресной воды. То есть строить Масдар придется на песке.
Основное строительство начнется с возведения штаб-квартиры проекта в центре Масдара. В конкурсе на его проектирование участвовали более 150 дизайнерских бюро. Победу одержала американская компания Adrian Smith + Gordon Gill. Ее инженеры предложили возвести огромное сооружение, которое представляет собой несколько конусовидных колонн из стекла и металла, поддерживающих крышу из фотоэлектрических элементов. Собственно, крышу решили построить в первую очередь, чтобы обеспечить электроэнергией строительство остального здания. После того как штаб-квартира будет закончена в 2010 году, она станет первым в мире зданием, которое производит больше энергии, чем потребляет. Вместе с тестируемой сейчас электростанцией она будет питать Масдар электричеством. "Мы надеемся, что за то время, пока мы будем строить город, технологии накопления солнечной энергии станут более совершенными и нам удастся убрать станцию и отказаться от внешних источников электричества",— говорит Джерард Эвенден.
Авторы проекта подсчитали, что для функционирования города потребуется около 200 МВт электричества, то есть в четыре раза меньше, чем нужно обычному городу таких же размеров. За снижением потребления электричества будут следить даже во время производства строительных материалов.
Таким образом, Масдар сможет самостоятельно производить всю необходимую энергию. Но по замыслу заказчиков город должен стать полностью автономным. Поэтому Масдар оснастят и источником питьевой воды. Для этого будет построен специальный завод по опреснению и очищению морской воды из Персидского залива. Потребление воды также планируется снизить по сравнению с обычным городом по крайней мере вдвое — до 8000 кубометров воды в день.
Большая часть продуктов питания также будет производиться в теплицах и хозяйствах неподалеку от Масдара. А все отходы планируется перерабатывать, в связи с чем в городе не предусмотрено места под свалку. Так что Масдар, окруженный стеной (якобы для защиты от жарких ветров, но наверняка для безопасности), сможет восполнять свои потребности в энергии, воде и пище самостоятельно.
Несмотря на то что все технологии, которые команда Нормана Фостера хочет реализовать, вовсе не революционны, еще никто не применял их в масштабе целого города. Поэтому проект часто называют экотопией, намекая на то, что построить это все и заставить работать вряд ли возможно.
Тем не менее власти Абу-Даби и остальные инвесторы намерены не только достроить город до конца, но и сделать его экономически выгодным. Правда, ни о каких конкретных сроках окупаемости никто не говорит. Норман Фостер в одном из интервью заметил: "Возможно, окупаемость затянется. Но что такое десять лет в жизни города? Это ничто". То есть речь, по всей видимости, идет о нескольких десятилетиях.
Никакого производства в Масдаре не предусмотрено, поэтому его экономика будет основана только на научно-исследовательской деятельности и доходе от предприятий, которые захотят снимать там офисные помещения. Сам город задуман как центральная часть программы под названием "Masdar Initiative", посвященной исследованию альтернативных источников энергии. В нем, к примеру, будет открыт единственный в своем роде Масдарский институт науки и технологии (МИНТ), выпускники которого получат образование в области возобновляемых источников энергии. В его создании примет участие один из самых уважаемых технических вузов планеты — Массачусетский технологический институт. Предполагается, что уже в следующем году МИНТ начнет прием первых студентов, которые в процессе обучения смогут участвовать в разработке технологий для города.
Все это выглядит очень красиво и убедительно на бумаге, однако многие специалисты считают проект Масдара неоправданно дорогим и вообще бессмысленным. Председатель Международного совета по возобновляемым источникам энергии Питер Дроге называет Масдар "огромным магазином на солнечных батареях", который не сможет справиться с самофинансированием, когда нефть у ОАЭ закончится. "Единственный способ сделать Масдар экологически чистым и на 100% независимым от нефти — это не строить его вообще, а потратить деньги на перевод остальной экономики и инфраструктуры на возобновляемые источники".
Еще более яростное недовольство вызывает Масдар у Ричарда Регистера, писателя, теоретика и давнего приверженца идеи экологически чистых городов, который посвятил этой теме книгу "Экогорода": "Экологически рациональный город? Да что они вообще хотят этим сказать? Может быть, серьезные инвестиции и позволят создать искусственно охлаждаемую среду, теплицы для производства еды, водоемы для выращивания рыбы, все работающие на солнечной энергии. Но искусственная жизнь, которую придется там вести, будет невыносима для любого, кто любит натуральные растения или животных".
Более того, многие противники Масдара настаивают на том, что он не принесет экологии никакой пользы. Подсчитано, что энергосберегающие и другие технологии, использованные в Масдаре, позволят сэкономить нефти почти на $2 млрд (при нынешнем уровне цен) за последующие 25 лет. Но для его постройки придется продать гораздо больше нефти. "Все цифры надо рассматривать в перспективе,— говорит Тони Джунипер, один из директоров международной сети природоохранных организаций Friends of the Earth.— Они вкладывают миллиарды долларов в использование возобновляемых источников энергии, но триллионы все равно уходят в страны, использующие нефть и способствующие изменению климата".
В глазах мировой общественности проект Масдара, безусловно, улучшит экологический имидж Арабских Эмиратов, которые занимают второе место в мире (после Катара) по уровню вредных выбросов в атмосферу на душу населения.
Но для местного населения Масдар выглядит очередной дорогостоящей затеей властей, которая никак не поможет решить одну из самых острых проблем в регионе — проблему доступного жилья. Сейчас хорошее жилье в живописном месте Абу-Даби могут позволить себе только богатые местные жители. Многочисленные приезжие покупают или арендуют квартиры в обособленных кварталах из только что построенных небоскребов, которые появляются каждый год. А рабочие из других арабских и азиатских стран, воздвигающие эти сверкающие небоскребы с фантастической скоростью, обычно живут по семь-восемь человек в комнате в самых бедных зданиях.
Хотя сейчас не называют даже предварительную стоимость жилья в Масдаре, очевидно, что она будет гораздо выше, чем в Абу-Даби. В столице ОАЭ цена квадратного метра жилья сейчас достигает примерно $4000, и эксперты предрекают ей быстрый рост в связи с повышением цен на строительные материалы и оплату труда, а также из-за падения курса доллара и снижения ставок кредитования. Одна из местных жительниц, живущая всего в нескольких километрах от места, где вскоре появится Масдар, недоумевает: "Это невероятно. Почему они не могут строить жилье для бедных? Новый город сможет привлечь только представителей элиты, бизнесменов. Для кого они строят Масдар?"
Тем не менее лидеры эмирата Абу-Даби и команда Фостера уверены, что Масдар является важным шагом к решению экологических проблем. Главное, на что они обращают внимание,— это возможность приспособить модель такого города почти под любые географические и климатические условия. По их словам, Масдар — единственный в мире полностью спланированный город. И он может служить моделью постройки населенных пунктов в условиях растущих цен на нефть и уменьшения ее запасов.
Однако стоит учитывать и еще один фактор — постоянный рост населения Земли. Такой маленький город, как Масдар, может служить только своеобразным полигоном для испытания новых технологий. Но для подавляющего большинства людей он останется недосягаемым. Профессор городского дизайна из Каирского университета Сахар Аттия считает, что Масдар может столкнуться с серьезными проблемами роста: "Если Масдар будет полностью изолирован, он останется только утопичной моделью и не станет настоящим городом".
Однако, по мнению Нормана Фостера, строительство Масдара носит символический характер: "Если Масдар не вызовет духовный подъем, он не выполнит свою функцию. Использование солнечной энергии — это красиво. Забота об экологии — классно. Должен существовать лучший мир. Необходима вера в будущее".
ЕГОР НИЗАМОВ
Самые интересные проекты "городов будущего"
Возведение "тематических" городов с нуля успешно ведется по всему миру.
В 2005 году в Южной Корее началось строительство цифрового города Нью-Сонгдо, вся инфраструктура которого будет подключена к единой компьютерной сети. Это позволит каждому жителю по одной смарт-карте открывать дверь своей квартиры или автомобиля, оплачивать парковку или билет в кино. Город будет оснащен различными техническими новинками. В частности, городским транспортом станут автомобили с водородными двигателями и электромобили, регулировать движение будут интеллектуальные электронные дорожные знаки. По проекту на площади 6 кв. км возведут 5 млн кв. м офисных помещений, дома для 65 тыс. жителей, гостиницы, больницы, парки, самый современный океанариум. Стоимость проекта составит $25-30 млрд. Завершение строительства — в 2014 году. Проект реализуют компании Gale International (США) и POSCO E&C (Южная Корея).
В августе 2005 года началась разработка проекта строительства экогорода Донгтан в Китае. Под него отведено 86 кв. км на одном из островов реки Янцзы возле Шанхая. По плану город должен полностью обеспечивать себя энергией, получаемой от ветра, солнца и переработки биоотходов. Жители будут ездить на экологически чистом транспорте и заниматься производством органических продуктов питания. Планируется, что к моменту завершения первой фазы строительства в 2010 году население города достигнет 10 тыс. человек, к 2050 году — 500 тыс. План реализуется британской компанией Arup и Шанхайской индустриально-инвестиционной корпорацией. Стоимость проекта — $1,3 млрд.
В декабре 2005 года в Саудовской Аравии началась реализация программы строительства экономических городов, нацеленная на привлечение инвестиций в экономику страны и создание более 1 млн рабочих мест. В городе короля Абдуллы (площадь 168 кв. км, стоимость проекта $27 млрд) будет построен морской порт, промышленная зона, деловой центр и жилые районы на 2 млн человек. Город принца Абдулазиза бин Мусаеда(156 кв. км, $8 млрд) станет крупнейшим горнодобывающим и логистическим центром с международным аэропортом, железнодорожным узлом и грузовым портом.Город знаний в Медине (5 кв. км, $7 млрд) будет развивать наукоемкие отрасли. В городе Джазан (100 кв. км, $27 млрд) будет осуществляться переработка нефти, алюминия и руды. В перспективе планируется заложить еще два города. Проект реализуется инвестиционным управлением Саудовской Аравии совместно с частными девелоперами. Его завершение намечено на 2020 год.
В феврале 2006 года в штате Флорида (США) был заложен католический город Аве-Мария. По замыслу его создателей — основателя сети пиццерий Domino`s Pizza Тома Монагана и компании Barron Collier Companies — в городе будет запрещена порнография, контрацептивы и телеканалы для взрослых. Его центром станет гигантская часовня на 1,1 тыс. мест и частный католический университет на 5 тыс. студентов. Кроме того, будет построено около 11 тыс. жилых домов, коммерческая недвижимость. 45% территории займут парки и спортивные сооружения. По данным СМИ, первоначальные инвестиции в проект составили $230-285 млн. Первые жители начали заселяться летом 2007 года.
В ноябре 2007 года власти Кувейта одобрили проект строительства города шелка (Madinat Al-Hareer), названного в честь Великого шелкового пути. Город будет расположен на берегу Кувейтского залива на территории 200 кв. км и соединен 29-километровым мостом со столицей Кувейта. Предполагаемое число жителей — около 750 тыс. Проект предусматривает строительство четырех городских центров вместо одного — делового, центра досуга и развлечений, экологического и культурного. В городе будет возведен небоскреб Burj Mubarak Al-Kabir высотой 1001 м, создан природоохранный заповедник площадью 200 га и спорткомплекс, готовый принять Олимпиаду. Проект разработан британским конструкторским бюро Eric Kuhne & Associates. Стоимость реализации — $77-86 млрд. Срок — до 2030 года.

Коммерс антъ
Версия для печати: http://www.metalindex.ru/publications/publications_418.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2017
Рейтинг@Mail.ru