Алексей Мордашов продал транспортные активы



Вслед за продажей доли в "Северстали-авто" владелец "Северстали" Алексей Мордашов выходит из группы "Северстальтранс". Половину бизнеса выкупают топ-менеджеры "Северстальтранса", которые получат 100% крупнейшего в РФ частного транспортного оператора. Сумма сделки может составить до $700 млн. Теперь группа планирует провести ребрэндинг, избавившись от приставки "Северсталь". А Алексей Мордашов – вложить полученные от обеих сделок $1,15 млрд в другие российские проекты через фонд прямых инвестиций.
Вчера группа "Северстальтранс" сообщила, что ее акционеры договорились об изменении структуры собственности: "По взаимному согласию топ-менеджеры ГК 'Северстальтранс' Константин Николаев, Никита Мишин и Андрей Филатов выкупят пакет акций, принадлежащий гендиректору ОАО 'Северсталь' Алексею Мордашову". Речь идет о 50% акций "Северстальтранса", которыми Алексей Мордашов лично владеет с момента создания компании в 1996 году. Таким образом, вышеназванные топ-менеджеры группы становятся полными собственниками 100% активов крупнейшей в России частной транспортной группы.
Еще три месяца назад в интервью Ъ Алексей Мордашов заверял, что у него нет планов по продаже "Северстальтранса". Вчера представители бизнесмена не комментировали, почему он изменил свои планы. В самой группе отметили, что доля грузов предприятий "Северстали" в обороте "Северстальтранса" составляет менее 5%, а участие Алексея Мордашова "носило исключительно личный характер и не было связано с металлургическим бизнесом". Однако одновременно в группе говорят, что теперь до конца года она проведет ребрэндинг, избавившись от слова "Северсталь" в названии.
"Северстальтранс" объединяет более 20 компаний в различных секторах: железнодорожные перевозки (ЗАО "Северстальтранс", ООО "Балттранссервис", ОАО "Новая перевозочная компания", эстонская Spacecom AS, ТОО "Казахстанская транспортная компания"), портовая перевалка контейнеров (ОАО "Петролеспорт", ЗАО "Восточная стивидорная компания", ООО "Владивостокский контейнерный терминал"), автомобильные перевозки (ЗАО "Транзит карго транс") и ряд других. По предварительным данным, выручка компаний группы за 2006 год составляет $1,6 млрд.
"Мы очень высоко оцениваем тот вклад, который внес Алексей Мордашов в создание и развитие 'Северстальтранса',– цитирует пресс-релиз группы слова ее гендиректора Константина Николаева.– И уверены, что наши деловые отношения будут продолжены и в будущем". Однако вчера же "Северсталь" (Алексею Мордашову в ней принадлежит 82,37% акций) сообщила, что выкупает у группы акции стивидорной компании ЗАО "Нева-металл" и экспедитора ЗАО "Нева-металтранс" ($98,692 млн и $1,308 млн соответственно). "Данные логистически важные для 'Северстали' покупки откроют компании дополнительные возможности для роста и увеличения стоимости акционерного капитала",– приводится в пресс-релизе "Северстали" мнение Алексея Мордашова. "Нева-металл" специализируется на перевалке и хранении черных металлов в петербургском морском порту. То есть самые необходимые транспортные активы "Северсталь" у бывших партнеров все же решила выкупить.
Сумму сделки по продаже половины "Северстальтранса" стороны не раскрывают, отмечая лишь, что предложение менеджмента оказалось "вполне выгодно" для Алексея Мордашова. Руководитель исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов оценивает бизнес "Северстальтранса" примерно в $1,5 млрд, а половинную долю – в $700 млн. В начале года господин Мордашов получил еще $450 млн от продажи доли в другом непрофильном активе – "Северсталь-авто". Ряд источников Ъ говорят, что готовится к продаже и "Северсталь", но подтверждений этому найти пока не удается.
"Завершив консолидацию активов в металлургии, Алексей Мордашов может сосредоточить свои инвестиции на этом бизнесе или направить средства на покупку недооцененных активов в других отраслях",– полагает аналитик Rye, Man & Gor Securities Олег Судаков. Сам господин Мордашов в интервью Ъ говорил, что "есть целый ряд отраслей в российской и мировой экономике, которые выглядят обещающими". Тогда он говорил, что не будет вкладывать свои личные деньги в уголь и сталь, чтобы не создавать конкуренцию своему основному бизнесу – "Северстали", и может создать фонд прямых инвестиций.
Конечно, господин Алексей Мордашов мог уже изменить планы (как это произошло в отношении "Северстальтранса"). Но в общую картину поведения российских миллиардеров идея фонда прямых инвестиций укладывается. Фонды и инвесткомпании уже есть у Олега Дерипаски ("Базовый элемент"), Виктора Вексельберга ("Ренова"), Владимира Потанина и Михаила Прохорова ("Интеррос", сейчас идет раздел бизнеса). Но они фактически начинали с этого свой бизнес, создавая из разрозненных активов крупные промышленные холдинги. Сейчас наблюдается противоположная картина – многие коммерсанты после продажи индустриальных активов вкладывают средства в другие отрасли путем создания фондов прямых инвестиций. Так поступил Владимир Иорих, который после продажи доли в "Мечеле" создал фонд Pala Investments Holding. После продажи в 2006 году доли в Evraz Group компании Millhouse Capital свой фонд организовал и Александр Абрамов.
Отраслевые эксперты считают вложения в российский рынок через фонды прямых инвестиций экономически обоснованными. По данным управляющего партнера Renova Capital Advisors Олега Царькова, средняя целевая доходность фонда прямых инвестиций –30-35% годовых. Неофициально участники рынка говорят, что такая форма вложений снижает политические риски. Юристы называют другие причины. По мнению старшего партнера юридической компании "Вегас Лекс" Альберта Егоняна, фонды прямых инвестиций дают "более эффективные легальные налоговые возможности, большую управляемость и контролируемость".

КоммерсантЪ
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_40.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru