Русский марш



На минувшей неделе главными ньюсмейкерами мировой металлургии выступили российские компании. Evraz Group осуществила крупнейшее поглощение в своей истории, приобретя производителя труб и толстолистовой продукции IPSCO за 4 млрд. долларов.
В дальнейшем бизнес Ipsco планируется разделить. Трубные предприятия, которых в составе IPSCO насчитывается 11, планируется перепродать за 1,7 млрд. долларов российской же “Трубной металлургической компании”. Остальное останется в составе Evraz, который укрепит свои позиции на американском рынке толстолистовой стали, где ему уже принадлежит компания Oregon Steel Mills.
Evraz претендовал на IPSCO еще весной прошлого года, когда эта компания в первый раз выставлялась на продажу. Но тогда неожиданным победителем неформального тендера стала шведская компания SSAB, заплатившая 7,7 млрд. долларов. Очевидно, это приобретение оказалось неудачным для шведов, ранее не представленных в Северной Америке, что и показывает перепродажа актива с большим дисконтом.
Еще одна крупная российская компания, Магнитогорский металлургический комбинат, засветилась сразу в двух проектах. Во-первых, ММК официально оформил отношения со своим турецким партнером Atakas Group. Две компании на торжественной церемонии запустили строительство в Турции металлургического комплекса мощностью 2,6 млн. тонн в год, который будет выпускать горячекатаные и холоднокатаные рулоны, а также оцинкованную сталь и листовую продукцию с полимерным покрытием. Сооружение предприятия должно занять около 3 лет, его стоимость оценивается в 1,1 млрд. долларов, это пока что крупнейшая иностранная инвестиция в металлургическую промышленность Турции.
Кроме того, ММК проявил интерес к приобретению контрольного пакета акций иранского предприятия Esfahan Steel. В прошлом году этот металлургический завод, второй по величине в Иране, выплавил около 2,2 млн. тонн стали и произвел немногим более 4 млн. тонн плоского проката. Ранее глава ММК Виктор Рашников заявлял, что считает возможным увеличить производительность комбината до 5 млн. тонн в течение года и до 10 млн. тонн в более долгосрочной перспективе.
Из новых проектов, анонсированных на прошлой неделе, следует отметить завод по выпуску специальной стали (электростали, стали с покрытиями и другой продукции высокого передела) мощностью 5 млн. тонн в год, который хочет построить китайская компания Taiyuan Iron and Steel, ведущий производитель нержавеющей стали в стране. Стоимость проекта определена примерно в 4 млрд. долларов, при этом компания рассчитывает на использование местных сырьевых ресурсов. По ее данным, в провинции Шаньси, где планируется построить предприятие, в ближайшие время будут закрыты устаревшие доменные печи совокупной мощностью 9,64 млн. тонн в год. Благодаря этому высвободятся ресурсы железной руды и коксующегося угля, которые можно будет направить на новый завод.
А вот корейская компания Posco вновь была вынуждена объявить об отсрочке своего проекта строительства гигантского металлургического комплекса в индийском штате Орисса. За два года, которые прошли после подписания соглашения с администрацией штата, корейцам не удалось даже приобрести нужный участок земли из-за противодействия со стороны населения и равнодушного отношения к проекту местных властей. Раздосадованный руководитель проекта после очередной проволочки с раздражением заявил, что с таким отношением к инвесторам Индия никогда не сможет выполнить поставленную правительством цель по доведению мощностей в национальной металлургической отрасли от около 50 млн. тонн в год в настоящее время до 130 млн. тонн к 2020 году.
Есть тысяча!
Цены на горячекатаные рулоны превзошли 1000 долларов за тонну. Это достижение могут приписать себе европейские металлургические компании, объявившие, что в апреле будут продавать горячий прокат по 650-670 евро за тонну ex-works, что при нынешнем обменном курсе 1,55-1,56 доллара за евро как раз и означает превышение тысячедолларового рубежа. Не собираются отставать от коллег и европейские производители длинномерного проката. В марте они уже довели цены на арматуру до 570-600 евро за тонн ex-works, а на апрель планируют подъем до тех же 650 евро за тонн.
По словам европейских производителей, идти на этот шаг их вынуждает дороговизна сырья. Так, компания Corus, которая ныне принадлежит индийской Tata Steel, жалуется, что ей приходится покупать коксующийся уголь в Австралии по 300 долларов за тонну FOB, а кокс — по 600 долларов за тонну. Чтобы компенсировать эти затраты, Corus во втором квартале увеличит стоимость сортового проката на 140-180 долларов за тонну.
Правда, с таким уровнем цен европейские металлурги могут столкнуться с новым расширением импортных поставок. Цена в 1000 за тонну CIF для горячекатаных рулонов в настоящее время вполне устраивает, например, китайских и корейских экспортеров, возвращающихся на европейский рынок. Она доступна и для индийских производителей, в марте поднявших цены на горячекатаные рулоны до около 900 долларов за тонну FOB, не говоря уже о компаниях из СНГ. Стоимость горячего проката украинского и российского производства достигла пока что только 900-930 долларов за тонну C&F Персидский залив, а холодного находится на отметке 980-1000 долларов за тонну C&F.
Не исключено даже, что новые цены на европейском рынке снова привлекут и американских поставщиков. Вообще-то, американские металлургические компании наращивают выпуск, рассчитывая на внутренний рынок, но цены там существенно ниже, чем в ЕС. Так, ни одна компания пока не решается поднять цены на горячекатаные рулоны более чем до 880 долларов за метрическую тонну ex-works, опасаясь негативной реакции со стороны потребителей. Спрос на стальную продукцию в США и в самом деле низкий из-за неблагоприятного состояния национальной экономики, однако объем предложения еще более ограничен в связи с сокращением импорта.
В Восточной Азии горячекатаные рулоны продаются пока по 800-840 долларов за тонну FOB, хотя некоторые китайские компании пытаются добиться и 850 долларов за тонну. При этом большинство производителей не ожидают каких-либо резких изменений в апреле. Большая активность наблюдается на рынке длинномерного проката. Заготовки при поставке во Вьетнам уже достигли 840-860 долларов за тонну C&F, причем, местные прокатные заводы скупают полуфабрикаты, где только могут, чтобы заменить китайских поставщиков, ранее закрывавших около 70% потребностей, но в текущем году полностью прекративших экспорт. Арматура в Азии ведет себя скромнее, цены даже не всегда достигают 900 долларов за тонну.
В то же время в Персидском заливе поставщикам удалось добиться значительного роста цен. Новые котировки на заготовки от турецких компаний достигли 770-780 долларов за тонну FOB, на длинномерный прокат — 840-850 долларов за тонну FOB. При этом, что характерно, арабские строительные компании, которые ранее громко жаловались на дороговизну конструкционной стали, возобновили закупки и смирились с новыми ценами.
Взгляд в будущее
Процесс заключения годовых контрактов на мировом рынке железной руды еще не завершен. Австралийские компании BHP Billiton и Rio Tinto продолжают требовать более значительного повышения цен по сравнению с прошлым годом, чем 65-71%, которые оговорила для себя бразильская Vale . Две компании, входящие в “большую тройку” экспортеров ЖРС, хотят, чтобы в годовых контрактах учитывалась не только цена FOB , но и стоимость доставки, которая в настоящее время составляет около 67 долларов за тонну при отправке руды из Бразилии в Китай и только 23 доллара за тонну — из Австралии.
Пока что китайские металлургические компании не соглашаются на такие условия. По данным национальной металлургической ассоциации, переговоры с поставщиками временно прекращены. Руководство Rio Tinto, со своей стороны, заявляет о том, что будет настаивать на своем до победного конца. По словам топ-менеджеров австралийской компании, в случае отсутствия долгосрочных контрактов Rio Tinto расширит поставки на спотовый рынок. Кстати, там цены существенно выше, достигая 190-195 долларов за тонну CIF Китай для 63,5%-ного индийского концентрата, тогда как бразильское сырье от CVRD стоит не более 145 за тонну CIF.
Хотя результат спора между австралийскими экспортерами железной руды и китайскими импортерами жизненно важен для мирового рынка ЖРС, многие специалисты уже обсуждают более отдаленное будущее, составляя ценовые прогнозы на ближайшее пятилетие. Пока большинство экспертов считают, что рост цен на железную руду продлится и в 2009 году, но будет более скромным, чем сейчас: называются цифры от 10 до 30%. Не исключено также, что руда подорожает и в 2010 году, но далее начнется спад, глубина которого составит порядка 20-25% в год, который будет продолжаться не менее трех лет.
Аналитики, именно так видящие перспективы мирового рынка железной руды на ближайшие годы, исходят, прежде всего, из объявленных планов расширения выпуска сырья ведущими производителями. По оценкам американского банка Merrill Lynch, “большая тройка” экспортеров, в прошлом году поставившая потребителям около 615 млн. тонн руды, к 2013 году доведет свои совокупные мощности до более 1 млрд. тонн в год. Кроме того, на рынке появятся крупные производители “второго ряда”, например, австралийская Fortescue, планирующая к этому времени довести собственную добычу до более 100 млн. тонн в год. Правда, не стоит забывать и о том, что планы, так красиво выглядящие на бумаге, не всегда воплощаются в жизнь. Чтобы достичь заявленных объемов, железорудным компаниям надо будет сделать огромные инвестиции в инфраструктуру и привлечь тысячи квалифицированных рабочих и специалистов.
Виталий ШИМКОВИЧ

УкрРудПром
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_379.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru