Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу | Забыли пароль?
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Яндекс цитирования

Публикации

Вернуться на рынок



В начале марта металлургические компании продолжали повышать цены на стальную продукцию, объясняя это ростом затрат на сырье. В этой ситуации вопрос о расширении действующих или создании новых мощностей отошел на второй план.
Из анонсированных на прошлой неделе проектов наиболее крупным следует признать запланированное в Малайзии строительство металлургического завода по производству 1 млн. тонн нержавеющей стали в год (из них 600 тыс. тонн будут продаваться в виде холоднокатаных рулонов), которым вместе будут заниматься испанская компания Acerinox и японская Nisshin Steel. Согласно планам партнеров, большая часть продукции предприятия будет продаваться на рынках стран Юго-Восточной Азии, чья потребность в изделиях из нержавеющей стали оценивается на текущий момент в 850 тыс. тонн в год. Завод, который будет построен по соседству с сингапурским портом, должен начать работу в 2011 году и обойдется примерно в 1,5 млрд. долларов.
Около 800 млн. долларов планируется вложить в строительство в Азербайджане современного металлургического комбината на 1 млн. тонн в год, конечной продукцией которого станут трубы для строительной и нефтегазовой отраслей страны. Реализацией проекта займется турецкая компания Ekon, а сырье для предприятия будет поставлять расположенный в непосредственной близости Дашкесанский железорудный ГОК, правда, его мощность, составляющую ныне 690 тыс. тонн в год, нужно будет существенно нарастить.
Помимо этого вплотную к началу работ подошли два крупных металлургических проекта в странах Азии. Китайская Wuhan Steel получила предварительное согласие центрального правительства на сооружение на юге страны, в провинции Гуанси, сталелитейного комплекса мощностью около 10 млн. тонн в год. Wuhan Steel будет строить этот завод совместно с небольшой компанией Liuzhou Iron and Steel, которая фактически будет интегрирована с металлургическим гигантом.
А во Вьетнаме в ближайшее время стартует первая очередь проекта, который обещает стать наиболее грандиозным в металлургической отрасли страны. Зарегистрированная в США инвестиционная компания Eminence Group, за которой, по некоторым данным, стоят крупнейшие китайские сталелитейные корпорации, обещает до 2020 года вложить 26 млрд. долларов в металлургический комплекс мощностью 30 млн. тонн стали в год и еще 4 млрд. долларов — в инфраструктуру.
Судя по комментариям вьетнамской прессы, ни власти, ни общественность пока не слишком верят в подобные блистательные перспективы. На первых порах Eminence к концу 2009 года введет в строй предприятие по выпуску 750 тыс. тонн стальных полуфабрикатов в год и только в 2010-м приступит к сооружению доменных печей и прокатных станов, рассчитанных на ежегодный выпуск 2,25 млн. тонн готовой продукции. Впрочем, по плану инвесторов, максимум затрат придется на период 2014-2020 годов, так что Eminence пока может не торопиться.
Расстояния — не помеха
В конце прошлого года обороты международной торговлей стальной продукцией сократились из-за того, что резкое увеличение затрат на перевозки сделало дальние поставки невыгодными. Так, стоимость фрахта по маршрутам Черное море — Восточная Азия или Китай — Западная Европа превышала 20% от цены FOB. В это время китайские и японские компании практически ушли с европейского рынка, а импорт в США сократился более чем на треть по сравнению с предыдущим годом. Сейчас трансокеанские поставки проката восстанавливаются. Котировки на стальную продукцию достигли такого уровня, что затраты на перевозку вновь составляют незначительную долю конечной цены.
На восточноазиатский рынок, в частности, возвращаются экспортеры из Латинской Америки, Турции и стран СНГ, которые имеют возможность продавать заготовки во Вьетнам по 820-840 долларов за тонну C&F, а слябы на Тайвань — по 750 долларов за тонну C&F и дороже. Еще более обильные торговые потоки потекли из Азии в Европу и США, причем они представлены в основном готовой продукцией.
Так, китайские компании снова предлагают европейцам плоский прокат, котируя горячекатаные рулоны на уровне 770-780 долларов, холоднокатаные — до 900 долларов за тонну FOB, а толстолистовую сталь — по 1120-1220 долларов за тонну C&F. Сейчас эти цены вполне устраивают европейских потребителей, ведь местные компании уже в марте подняли котировки на горячекатаные рулоны до 600 евро за тонну ex-works , а на толстолистовую сталь — до 770-800 евро за тонну. При этом, в апреле цены будут еще выше. Более того, европейские металлурги считают, что подорожание стальной продукции продолжится и во втором полугодии. Германская компания Thyssen Krupp уже сообщила, что снова повысит цены по июльским контрактам.
В США также дорожает как плоский, так и длинномерный прокат. Стоимость арматуры на местном рынке уже достигла 800 долларов за метрическую тонну, а некоторые сорта катанки превышают 900 долларов за метрическую тонну ex-works. Импортная продукция предлагается по 830-880 долларов за тонну CIF, что уже практически соответствует ценам от местных производителей.
Горячекатаные рулоны на американском рынке в марте вышли в интервал 740-770 долларов за короткую тонну (907 кг), а в апреле-мае, очевидно, превысят 800 долларов за короткую тонну (880 долларов за метрическую тонну) ex-works. Впрочем, как говорится, аппетит приходит во время еды: в феврале и начале марта американские металлурги неоднократно пересматривали свои котировки в сторону увеличения, так что “планы” по увеличению стоимости продукции могут оказаться перевыполненными. Пока что уровень цен в США значительно уступает европейскому и находится примерно вровень с азиатским, где японские и китайские компании предлагают горячекатаные рулоны примерно по 800 долларов за тонну FOB при поставках в Юго-Восточную Азию и на Ближний Восток.
При этом на ближневосточном рынке в марте произошел резкий скачок цен на плоский прокат. Горячекатаные рулоны из СНГ и Восточной Азии вышли там на уровень 900-915 долларов за тонну C&F, а иранцы покупают российскую продукцию по 940 долларов за тонну C&F и даже дороже. Холоднокатаные рулоны достигают 980-1000 долларов за тонну C&F. Украинские экспортеры в начале марта заключили контракты на поставки горячего проката по 760-800 долларов, а холодного — по 820-860 долларов за тонну FOB и, похоже, продешевили.
Еще не предел
На мировом рынке железной руды продолжается процесс заключения контрактов на 2008-2009 финансовый год. Бразильская компания Vale, ведущий экспортер ЖРС в мире, подписала соглашение с транснациональной корпорацией Arcelor Mittal о поставке сырья на ее европейские заводы и китайской Shougang. Как и при совершенных ранее сделках, стоимость железной руды планируется повысить на 65% по сравнению с завершающимся 2007/2008 финансовым годом.
Пока ни одного соглашения с потребителями из мировой металлургической отрасли не подписали еще австралийские компании BHP Billiton и Rio Tinto. Хотя Rio Tinto последовательно отвергает предложения BHP Billiton о слиянии, обе корпорации придерживаются сходных взглядов на процессы ценообразования на мировом рынке ЖРС. Австралийцы требуют более существенного повышения цен на поставляемую ими в Восточную Азию руду, чем на бразильский материал. По их мнению, участникам рынка нужно ориентироваться не только на цену FOB , которая считается базовой, но и принимать во внимание стоимость доставки. В настоящее время перевозка руды из Австралии в Китай стоит вдвое меньше, чем из Бразилии.
Правда, если изначально австралийские компании выступали за 30%-ную премию по отношению к стоимости бразильской руды, что в последнее время их аппетиты уменьшились. По данным Shougang, компания Rio Tinto удовлетворится 70%-ным ростом цен на ЖРС по сравнению с текущим финансовым годом. Впрочем, потребители пока не спешат принимать эти условия.
Тем временем цены на спотовом рынке железной руды продолжают идти вверх. По данным китайской торговой палаты, в начале марта стоимость индийского 63,5%-ного концентрата прибавила порядка 3-7 долларов за тонну по сравнению с концом февраля и вышла на уровень 187-193 доллара за тонну CIF. На нехватку руды жалуются даже некоторые индийские компании. А Tata Steel, благодаря прошлогоднему приобретению Corus вышедшая на шестое место в мировом рейтинге производителей стали, заявила о намерении расширить собственный выпуск ЖРС.
В частности, индийская компания проявляет интерес к разработке месторождения Western Cluster Iron Ore в Либерии, на которое также претендуют китайская Sinosteel и зарегистрированная в ЮАР Delta Mining, афиллированная с Global Steel Holding Прамода и Винода Митталов. Решение о том, кому предстоит реализовывать проект стоимостью около 1,6 млрд. долларов, должно принять в середине текущего года правительство Либерии.
В Канаде Tata Steel рассматривает вопрос участия в проекте разработки двух крупных железорудных месторождений с общими резервами 3,7 млрд. тонн магнетита, принадлежащих канадской компании New Millennium Capital. Здесь основная проблема заключается в высокой стоимости проекта — порядка 3,6 млрд. долларов при сроке реализации в 3-4 года. По оценкам американского инвестиционного банка Citigroup, именно с 2012 года цены на мировом рынке железной руды пойдут вниз из-за перепроизводства. Однако на 2009-2010 финансовый год Citigroup прогнозирует новое подорожание, примерно на 30%.
Виталий Шимкович

УкрРудПром
Версия для печати: http://www.metalindex.ru/publications/publications_370.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2017
Рейтинг@Mail.ru