Металлотрейдеры консолидируются и обновятся



Металлоторговлю ждут обновление и консолидация. Как считают эксперты Roland Berger Strategy Consultants, стимулировать эти процессы будет развитие автосборочных производств, которые вскоре станут крупными потребителями отечественного металла. При этом, уверены участники рынка, флагманами объединения отрасли могут стать как крупные металлургические компании, так и уже присутствующие на рынке ведущие металлотрейдеры.
Как отмечают эксперты одной из крупнейших консалтинговых компаний мира Roland Berger Strategy Consultants, на сегодняшний день в России нет сервисных металлоцентров (СМЦ) в западном понимании, скорее это сервисные металлосклады (СМС). По мнению руководителя проектов консалтинговой компании Надежды Лариной, принимавшей участие в подготовке исследования, главное отличие СМС от СМЦ заключается в том, что первые ориентированы на широкий круг потребителей (вплоть до физических лиц) и торгуют более широким, чем СМЦ, сортаментом металлопродукции. «В основном, — утверждает эксперт, — СМС ориентированы на запросы строительной индустрии». Поэтому, замечает г-жа Ларина, на складах можно найти и метизы, и трубы, и сортовой прокат. СМЦ же, по мнению авторов исследования, торгуют исключительно листовым прокатом, но обработка проката, в отличие от СМС, осуществляется под конкретного по­требителя.
С этим мнением согласен и генеральный директор ЗАО «ТД «Север­сталь-Инвест» Владимир Крайнов. «Так сложилось исторически, — отмечает он. — При всех крупных машиностроительных предприятиях в СССР были огромные металлоперерабатывающие комплексы, которые работают и сегодня». При этом, по его мнению, удерживать сегодня склад­скую торговлю на плаву становится все сложнее. По подсчетам президента Российского союза поставщиков металлопродукции (РСПМ) Александра Романова, сегодня трейдеры продают в России не более 2—5% металлопроката с обработкой, а остальную часть товарооборота составляют складская металлоторговля и услуги по комплектации заказов (СМС). «В развитых странах, — говорит он, — металл, прошедший предварительную обработку, составляет 75% продаж».
По оценке Roland Berger, для развития российского металлотрейдинга по западному образцу компаниям потребуется сделать значительные инвестиции в оснащение своих СМЦ. А это не слишком дешевое удовольствие для небольших трейдеров, считают участники рынка. «Оборудование одного СМЦ обходится в сумму около 15 млн долл.», — отмечает начальник службы по связям с инвесторами ОАО «Ин­пром» Сергей Коржов.
Как отмечено в исследовании Roland Berger, «будущее СМЦ зависит от масштабов локализации в России зарубежного производства автомобилей и «белой» бытовой техники». Уже известно о запуске заводов по сборке автомобилей в Калужской области (Volkswagen, план — около 115 тыс. автомобилей в год), в районе Санкт-Петербурга (в частности, Toyota — более 50 тыс. автомобилей в год) и др. По мнению авторов исследования, это дает уникальный шанс российским металлургам охватить нишу металлосервисных услуг, ведь от СМЦ «будут ждать высококачественный листовой прокат». Впрочем, как считает генеральный директор ООО «Мечел-Сервис» Андрей Пономарев, для этого необходимо, чтобы западные автоконцерны перевели производство комплектующих в Россию, а не поставляли готовые узлы, агрегаты и запчасти.
Продажи иностранных автомобилей в России, по подсчетам Roland Berger, растут на 9—10% в год. При этом производство иномарок на территории страны возрастет к 2012 году, по прогнозу экспертов, до 0,8 млн штук (2007 — 0,4 млн шт.). Сегодня доля автопрома и бытовой техники в структуре продаж металлоторговцев, по оценке Roland Berger, несущественна, тогда как продажи строителям составляют до 70%, а машиностроителям — около 15%.
По мнению Надежды Лариной, СМЦ, способные предложить обработку металлопроката для производства автомобилей и бытовой техники, будут интегрированы в производственную цепочку и дадут новый импульс развитию металлотрейдинговых компаний. Правда, пока основным драйвером развития металлосервиса, отмечает Владимир Крайнов, является строительная индустрия. При этом, говорит он, ее запросы к первичной обработке металла постоянно возрастают, а рынок металлосервиса растет со скоростью 10—15% в год. Автопром способен стать локомотивом развития СМЦ, считают участники рынка. «Локализация производства стоит дешевле, нежели транспортировка комплектующих», — отмечает Александр Романов.
Новые условия работы и требования потребителей, по мнению экспертов Roland Berger, могут привести к дальнейшей консолидации металлоторговли. «На рынке может начаться волна слияний и поглощений в рамках как вертикальной, так и горизонтальной интеграции», — говорится в исследовании. По словам г-жи Лариной, в 2006 году на самый крупный из СМС приходилось около 6% рынка. При этом, отмечает она, крупным металлургическим компаниям невыгодно продавать свою продукцию мелким трейдерам, что также будет способствовать консолидации в отрасли.
Впрочем, здесь мнения участников рынка разнятся. По словам Владимира Крайнова, десять крупных металлотрейдеров в России покрывают около 30% розничного потребления металлопродукции. По его словам, крупные меткомпании пока не стремятся стать флагманами объединения рынка — лишь «Северсталь» и «Мечел» сегодня занимаются развитием собственной дистрибуции. Центрами консолидации, считает президент РСПМ, могут стать как торговые дома меткомпаний, так и крупные сетевые трейдеры, доля которых на рынке, по его мнению, достигнет через 5—10 лет 30—50%. При этом, по мнению Сергея Коржова, сейчас меткомпании вряд ли будут проявлять большой интерес к трейдингу, поскольку на рынке спрос и так превышает предложение. Впрочем, утверждает Надежда Ларина, при любом развитии событий в регионах останутся мелкие компании, обеспечивающие удовлетворение локального спроса.

РБК daily
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_37.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru