Рынок продавца



Ежегодные переговоры между рудокопами и металлургами по железной руде могут затянуться до второго квартала 2008 года. Удорожание сырья неизбежно, но покупатели будут отчаянно сопротивляться ожидаемому повышению цен на 50%.
Хотя японские сталелитейные компании первыми начали переговоры с “большой тройкой” поставщиков сырья, все производители стали мира ждут итогов дискуссии по ценам, которая две недели назад началась в Китае. Это логично: еще в 2003 году китайцы стали крупнейшими покупателями железорудного сырья (ЖРС), и у них имеются наилучшие возможности противостоять диктату Vale (бывшая CVRD), BHP Billiton и Rio Tinto, которые обеспечивают 75% мирового производства руды. Тем не менее, это весьма непростая задача.
Дефицит мировых поставок ЖРС привел не только к росту спотовых цен, которые уже на 100 долларов превышают оговоренные в контрактах, но и к резкому повышению фрахтовых ставок. По итогам первых девяти месяцев, средние цены CIF руды из Австралии, Бразилии и Индии в китайских портах увеличились на 25,11%, 41,21% и 71% соответственно. При этом различные инвестиционные банки, включая Macquarie, Merrill Lynch and Morgan Stanley, недавно изменили свои прогнозы относительно базовых цен на 2008-2009 годы — с их точки зрения, на волне повышения китайского спроса в условиях дефицита местной руды, прирост цен составит 50%.
Надо признать, что у производителей руды есть веские аргументы. Чтобы удовлетворить будущий рост китайского спроса — эта страна импортировала в текущем году на 15% больше руды, чем в 2006-м, а прирост в 2008 году ожидается на уровне 11% — горнорудные компании инвестируют огромные средства в увеличение объемов добычи.
Так, бразильская Vale собирается за ближайшие пять лет инвестировать в железорудные проекты 6 млрд. долларов, чтобы расширить объемы производства от нынешних 300 млн. тонн — до 450 млн. тонн. Кроме того, компания собирается создать в Китае ряд дистрибуторских центров, чтобы минимизировать транспортные тарифы и улучшить обслуживание местных сталелитейных предприятий. Более того, компания собирается увеличить свои мощности в сферах железнодорожной и морской транспортировки. С этой целью планируется строительство четырех судов класса Chinamax грузоподъемностью по 390 тыс. тонн. При этом Vale придется решать массу сопутствующих проблем, включая трудовые конфликты, технологические трудности, устранение экологических препятствий и задержки в строительстве инфраструктуры.
В свою очередь, BHP Billiton планирует практически удвоить мощности со 155 млн. тонн в 2010 году — до 300 в 2015 году. Сейчас завершается ввод в эксплуатацию третьей очереди австралийского проекта расширения, а четвертая очередь, которая будет завершена в 2010 году, увеличит объем добычи еще на 26 млн. тонн. После этого компания собирается вложить еще 15 млрд. долларов в дальнейшие расширения. В этой ситуации BHP Billiton твердо намерена добиться перемен в нынешней системе ценообразования и ввести индексацию контрактных цен такого же типа, как механизм, задействованный в Европе для энергетического угля (процент от повышения или снижения спотовых цен). Правда, BHP не будет настаивать на внедрении этого механизма в процессе нынешних переговоров.
Аналогичные грандиозные планы разработаны и у Rio Tinto. Эта компания собирается за ближайшие десять лет увеличить свои мощности на 90% с 220 млн. тонн в настоящее время — до 420 млн. тонн. К 2011 году будут введены в эксплуатацию от 4-6 новых месторождений, что даст возможность увеличить добычу до 320 млн. тонн. Параллельно будут построены новые портовые мощности для перевалки дополнительных 100 млн. тонн руды. Разумеется, у Rio Tinto имеются свои планы относительно нынешних ценовых переговоров: компанию не устраивает, что сейчас за свою руду она получает за тонну CIF на 50 долларов меньше, чем Vale из-за значительной разницы в стоимости транспортировки из Австралии и Бразилии. Поэтому Rio Tinto требует от китайских производителей стали соответствующего бонуса за поставки. По словам Ху Ситая, руководителя подразделения Rio Tinto по торговле железной рудой с Китаем, компания фактически “стремится помочь китайским покупателям решить проблему высокой стоимости фрахта”. Чтобы объединить усилия в этом направлении, предлагает “устанавливать контрактные цены на основе стоимости CIF, а не FOB (ответственность продавца заканчивается в момент погрузки подготовленного к экспорту товара на борт), как до сих пор”, объяснил господин Ху. В этом благородном стремлении помочь китайцам он забывает упомянуть, что при такой схеме им придется платить на 50 долларов больше за каждую тонну австралийской руды.
Со своей стороны, топ-менеджеры китайской сталелитейной промышленности выдвигают пять аргументов, которые, как они полагают, дают возможность торговаться с поставщиками. Так, президент Metallurgical Mines Association of China (MMAC) Цзу Жиань утверждает, что в Китае имеются немалые запасы руды. По его словам, исключая залежи Тайваня, китайские резервы составляют 46 млрд. тонн, включая 22 млрд. тонн руд высокой категории С, что составляет около 18% мировых резервов. По прогнозу главы MMAC, внедрение новых технологий даст возможность значительно увеличить объем добычи и повысить качество китайских руд.
Второй аргумент заключается в том, что производство железной руды в Китае уже резко возросло. Чжан Сяоган, президент China Iron and Steel Association (CISA), заявил, что на китайских крупных и средних месторождениях объем добычи в 2005 году составил 426 млн. тонн (эквивалент 203 млн. тонн концентрата), в 2006-м — 588 млн. тонн (280 млн. тонн концентрата) — другими словами, годовой прирост составил 37,99%, а в первом квартале текущего года увеличение объема добычи оказался равным 33,86%. По прогнозу Чжана, суммарный выпуск по итогам 2007 года составит около 700 млн. тонн (годовой прирост 100 млн. тонн).
Количество китайских горнорудных проектов быстро увеличивается. В 2006 году был дан старт 1207 таких проектов, и в настоящее время идет реализация новых железорудных проектов суммарной мощностью 250 млн. тонн, еще 150 млн. тонн мощностей будут введены в действие в более отдаленной перспективе. По прогнозу CISA, в 2008 году Китай сможет производить 800 млн. тонн ЖРС, в 2009-м — 900 млн. тонн и в 2010-м — 950 млн. тонн.
Вице-председатель CISA Лю Биншен указывает, что китайское правительство уже осуществляет жесткую политику в сфере закрытия устаревших сталелитейных заводов. По его словам, 100 млн. тонн таких мощностей по производству чугуна и 55 млн. тонн по производству стали исчезнут с китайского рынка к 2010 году. Уже в уходящем году были закрыты устаревшие производства мощностью 35 млн. тонн. Следовательно, китайский спрос на ЖРС значительно сократится в 2008 году (для производства тонны стали требуется 1,6 тонн руды).
Наконец, директор рыночного департамента CISA Чень Сяньуэнь заявил, что способы торговли так же важны, как и объемы добычи. Он утверждает, что CISA и China Chamber of Commerce of Metal, Minerals Importers and Exporters уже разработали ряд схем и правил, включая стандарты для импортеров железной руды, систему регистрации импорта и другие меры, которые окажут серьезное влияние на стандартизацию импорта и упорядочение китайского внутреннего рынка.
Тем не менее, китайцы вынуждены признать, что в 2008 году им придется импортировать на 11% больше руды, чем в 2007-м, а этот факт значительно снижает вес их аргументов. С другой стороны, если BHP Billiton все-таки осуществит заявленное поглощение Rio Tinto, на мировом рынке воцарится дуополия, и в руках у австралийских поставщиков окажутся еще более мощные рычаги влияния на цены. Тем более, что крупнейшие компании отрасли будут осуществлять свои запланированные расширения постепенно, выводя новые мощности на рынок в соответствии с повышением спроса (или с некоторым отставанием от него). Поэтому мировой железорудный рынок в ближайшие несколько лет сохранится на восходящей ветви цикла и останется “рынком продавца”. Что, впрочем, не приведет к ускорению ценовых переговоров.

Укррудпром
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_324.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru