Eurofer начала антидемпинговое расследование в отношении стальной продукции из Китая



Еврокомиссия начала первое антидемпинговое расследование в отношении стальной продукции из Китая, возбужденное на основании жалоб Arcelor Mittal и Thyssen Krupp. Речь идет о листовой стали с металлическими покрытиями, нанесенными горячим способом.
В 2007 году объем ее импорта оценивается в 1,85 млн. тонн на сумму около 1,2 млрд. евро, что соответствует 8-9% оборота на европейском рынке данной продукции.
Расследование будет завершено не более чем через 9 месяцев. В случае выявления факта демпинга будет введена временная пошлина сроком на полгода, в течение которых 27 стран Евросоюза должны определиться насчет установления окончательной пошлины на 5 лет. При этом дело против китайской стали с покрытиями является только “первой ласточкой”: европейская металлургическая ассоциация Eurofer подготовила документы для возбуждения новых антидемпинговых исков по поставкам катанки из Китая и Турции, а также холоднокатаного нержавеющего листа из Китая, Тайваня и Южной Кореи.
Китайские власти в то же время продолжают заявлять о своей готовности и дальше ограничивать экспорт стали, объем которого в текущем году может достичь 65 млн. тонн. По словам одного высокопоставленного чиновника, с 1 января экспортные пошлины на длинномерный прокат могут быть повышены до 25%, а на горячекатаные рулоны — до 15%. Правда, как сообщил он, поставлять за рубеж продукцию с высокой добавленной стоимостью, в частности, нержавеющую и оцинкованную сталь, по-прежнему можно будет без каких-либо ограничений, что и вызывает повышенную нервозность у европейских металлургов.
В 2008 году большинство специалистов действительно ожидают сокращения китайского экспорта стали. Причем произойдет это не только благодаря увеличению пошлин, но и вследствие резкого скачка мировых цен на сырье и внутренних цен на готовый прокат в самом Китае.
Рынок КНР по-прежнему на подъеме, и он практически полностью закрыт для иностранных инвесторов. Не зря корпорация Arcelor Mittal, сумевшая внедриться на него благодаря приобретению контрольного пакета акций формально зарегистрированной за рубежом компании Oriental Group, возлагает на нее такие большие надежды. Руководство транснациональной корпорации заявило, что хочет превратить свое новое подразделение в крупнейшего производителя сортового и фасонного проката больших размеров в Китае. Для этого Arcelor Mittal не будет жалеть ничего, она поделится с Oriental Group своими передовыми технологиями, знаниями и ноу-хау, построит новые прокатные станы и поможет ей в снабжении железной рудой и коксующимся углем.
Одновременно Arcelor Mittal отказалась от приобретения крупного (но не контрольного) пакета другой китайской компании Laiwu Steel, входящей в первую десятку национального рейтинга производителей стали. Сделка, о которой было впервые объявлено еще в 2006 году, так и не состоится, поскольку на нее так и не дало “добро” правительство КНР, не желающее допускать иностранных инвесторов в стратегическую металлургическую отрасль. По мнению некоторых наблюдателей, власти еще могут попытаться заблокировать даже сделку Arcelor Mittal с Orient Group, хотя сделать это законным способом довольно сложно.
Скоро Новый год!
В первой половине декабря страны Ближнего Востока и Северной Африки просто “накачивались” стальной продукцией, благо вследствие высокого спроса цены постоянно поднимались, а места хватало всем поставщикам.
К концу прошлой недели стоимость заготовок в странах Персидского залива приблизилась к 620 долларам за тонну C&F. Турецкие компании предлагали эту продукцию по 560-580 долларов за тонну FOB , а стоимость полуфабрикатов из СНГ приблизилась к 550 доллларам за тонну FOB. Арматура котировалась на уровне 670-675 долларов за тонну C&F, причем крупные поставки в Северную и Западную Африку осуществляли и европейские металлургические компании, предлагавшие свою продукцию в среднем по 620 долларов за тонну FOB. Примерно такие же цены производители могли получить и на рынке ЕС.
Активизировались и поставщики листовой стали. Цены на горячекатаные рулоны из России и Украины, отправляемые в Турцию, прибавили до 20 долларов за тонну по сравнению с ноябрем и вышли в интервал 595-645 долларов за тонну C&F. Цена на холоднокатаные рулоны превысила 700 долларов за тонну C&F.
Правда, ближе к середине месяца появились признаки того, что этот подъем начал выдыхаться. Потребители явно запасались продукцией в преддверии паузы, вызванной рождественскими и новогодними праздниками, и оставаться на рынке дольше, чем необходимо, они, скорее всего, не будут. В Турции ажиотаж на внутреннем рынке начал уже спадать, цены на арматуру стабилизировались в районе 630-635 долларов за тонну ex-works. Некоторые трейдеры еще рассчитывают на подорожание арматуры в Персидском заливе до 700 долларов за тонну C&F, но вряд ли их надежды в ближайшее время исполнятся.
В Восточной Азии участники рынка тоже ждут Нового года, но по другому поводу. Местные металлургические компании рассчитывают поднять цены в январе, готовясь к апрельскому подорожанию железной руды и коксующегося угля. В авангарде выступают китайцы, которые предприняли попытку заложить в цены и предполагаемое повышение экспортных пошлин. Правда, выставляемые ими цены выглядят несуразными: заготовка по 680 долларов за тонну C&F и горячекатаные рулоны по 700 долларов за тонну FOB и более. Пока в регионе поставки заготовки в январе-феврале планируются из расчета 600-630 долларов за тонну C&F, а цены на горячий прокат составляют 550-590 долларов за тонну FOB.
Крупное повышение цен в регионе возможно только во втором квартале. Японские металлургические компании, поставляющие горячекатаные рулоны корейским производителям холодного проката, заявили, что хотят видеть апрельские цены на уровне 590 и даже 650 долларов за тонну FOB (январские поставки осуществляются по 550 долларов за тонну FOB).
Американские компании поднимают цены более плавно, прибавляя в среднем по 20 долларов за короткую тонну (907 кг) в месяц и рассчитывая на повышение в размере до 40 долларов за короткую тонну только на январь. В пользу местных металлургов играет постоянный рост цен на импортную продукцию вследствие увеличения тарифов на фрахт и низкие объема ввоза стали из-за рубежа. В первой половине декабря средние цены на горячекатаные рулоны в регионе составляли 550 долларов за короткую тонну, а на арматуру — 590 долларов за короткую тонну ex-works. Аналогичная продукция импортного происхождения стоила на 20-30 долларов за короткую тонну дороже (на условиях CIF).
Только в Западной Европе новогодним праздникам не рады. Местные металлурги уже свыклись с мыслью о том, что повышение цен в январе им не “светит”, и собираются отложить эту необходимую операцию до весны.
Заграница им поможет
На мировом рынке железной руды анонсирован новый крупный проект. Его участником стала индийская компания Tata Steel, подписавшая соглашение с государственной компанией Sodemi из Кот д'Ивуара о совместной разработке железорудного месторождения Mt Nimba, точнее, той его части, которая находится в пределах этой западноафриканской страны. Большая часть руды Mt Nimba залегает под территориями соседних стран — Либерии и Гвинеи, но и Кот д'Ивуар не остался внакладе: имеющиеся резервы составляют от 700 млн. до 1 млрд. тонн.
Большая часть акций нового предприятия (75%) принадлежит Tata Steel, которая, естественно, и предоставит финансовые средства — порядка 1-1,5 млрд. долларов на протяжении 3-4 лет. Как считает руководство индийской компании, через 2 года после запуска новый ГОК будет удовлетворять 50-60% потребностей в руде британско-нидерландской компании Corus, которую Tata Steel приобрела в начале 2007 года. Таким образом новый собственник делает важный вклад в повышение эффективности европейских заводов компании, отличающихся довольно высоким уровнем себестоимости производства.
Проект Tata Steel особенно актуален в свете ожидаемого поднятия цен на железную руду. Хотя переговоры между “большой тройкой” экспортеров сырья и китайскими импортерами уже стартовали, ни одна из сторон не называла желаемой цены. Аналитики в последнее время склоняются к тому, что она будет ближе к верхней границе предполагаемого интервала в 30-50%.
Бразильская Vale (бывшая CVRD) заявила, что переговоры будут длительными, дала понять, что не возражает против этого. Ведущие экспортеры руды не скрывают своего намерения так или иначе увязать годовые контрактные цены с уровнем спотового рынка, который опять пошел на подъем. Китайские компании снова активизировались, в результате стоимость 63,5%-ного индийского концентрата, в конце ноября опустившаяся до 180-185 долларов за тонну CIF, снова подскочила до 190 долларов за тонну CIF и более.
С другой стороны китайцы, вероятно, тоже тянут время. В ноябре-декабре запасы железной руды в китайских портах вдруг начали быстро увеличиваться и достигли уже почти 47 млн. тонн (в октябре было менее 43 млн. тонн). Не исключено, что эти резервы будут позднее использованы для искусственного понижения спотовых цен, что может оказать свое влияние и на ход переговоров по годовым соглашениям.

Укррудпром
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_311.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru