Объединение BHP Billiton и Rio Tinto еще не состоялось, а участники мирового рынка стали уже вовсю обсуждают последствия этого слияния, высказывая свое резко отрицательное отношение к подобному альянсу.![](/images/emp.gif)
Только на прошлой неделе с подобными неодобрительными комментариями выступили International Iron and Steel Institute, европейская металлургическая ассоциация Eurofer и китайская CISA, японская компания JFE Steel и корейская Posco.
![](/images/emp.gif)
Противники слияния приводят вполне резонные аргументы о том, что объединенная компания в составе BHP Billiton и Rio Tinto приобретет слишком большую власть на мировом рынке железной руды: на нее будет приходиться свыше трети трансокеанских поставок (причем доля поставок из Австралии превысит 80%), а, например, для японских металлургов на нее будет приходиться свыше 60% импорта. И ассоциации, и сталелитейные компании дружно надеются, что антимонопольные органы не допустят такого слияния, хотя некоторые корпорации, наоборот, рассчитывают несколько поправить свои дела, ежели оно состоится. Ряд китайских и российских производителей стали уже заявили о заинтересованности в приобретении железорудных активов BHP Billiton и Rio Tinto, если антимонопольные органы потребуют выставить их на продажу.
![](/images/emp.gif)
Генеральный директор BHP Billiton Мариус Клопперс между тем совершил поездку в Восточную Азию, чтобы встретиться с представителями региональных металлургических компаний и попытаться убедить их, что объединение с Rio Tinto не приведет к нарушению рыночных принципов ценообразования, однако его миссия пока не увенчалась особым успехом. Азиатские металлурги и так недовольны планируемым поставщиками руды ростом цен на 2008 год (вернее, масштабом подорожания) и не склонны поддерживать какие бы то ни было инициативы австралийцев.
![](/images/emp.gif)
Возможно, BHP Billiton нужно было бы взять пример с Arcelor Mittal. Эта корпорация потихоньку приобрела на бирже Гонконга контрольный пакет акций китайской компании China Oriental Group, доведя свою долю до 73%. В начале ноября Arcelor Mittal купила 28% акций этой компании, выплавившей в прошлом году 3,75 млн. тонн стали и обладающей мощностями по производству как длинномерного, так и плоского проката на северо-востоке страны. Китайское правительство, неодобрительно смотрящее на инвестиции иностранных компаний в свои “стратегические” отрасли, ранее ограничило их максимальную долю в национальных металлургических предприятий 20% (той же Arcelor Mittal после годичных проволочек так и не разрешили приобрести 38% акций Laiwu Steel ), но транснациональная корпорация нашла лазейку. China Oriental Group — уникальная компания для сталелитейной отрасли КНР: она относится к частному сектору, а ее акции торгуются в Гонконге с его особым статусом. Поэтому Arcelor Mittal удалось провернуть сделку, не ставя в известность китайские власти.
![](/images/emp.gif)
Помимо этого, Arcelor Mittal презентовала еще один проект, направленный на достижение самообеспечения марганцевыми ферросплавами. Корпорация создает совместное предприятие с южноафриканской Kalagadi Manganese, которое будет заниматься разработкой месторождения марганцевой руды Kalagadi, а к 2011 году построит ферросплавный завод мощностью 320 тыс. тонн в год, что обеспечит половину текущих потребностей Arcelor Mittal в марганце.
Подарок к Новому году![](/images/emp.gif)
Ситуация на мировом рынке стали начала понемногу изменяться к лучшему. После длительного перерыва восстановили закупки ближневосточные компании. Производители, которым приходится нести все большие затраты из-за повышения тарифов на фрахт и цен на сырье (металлолом), тут же отреагировали на это увеличением стоимости своей продукции, прибавившей 20-30 долларов за тонну по сравнению с началом ноября.
![](/images/emp.gif)
В частности, турецкая арматура при поставках в страны Персидского залива подорожала до 610-615 долларов за тонну C&F, а заготовка — до около 540 долларов за тонну FOB. Арабские компании готовы покупать полуфабрикаты в СНГ по ценам, доходящим до 520 долларов за тонну FOB, но экспортеры рассчитывают на еще более серьезное подорожание.
![](/images/emp.gif)
В Азии китайские компании снова повели разговоры о возможном увеличении экспортных пошлин и под шумок предложили снова поднять цены на заготовки до 600-615 долларов за тонну C&F. Пока такой уровень цен потребителей не устраивает. Поставки японских полуфабрикатов осуществляются по 550 долларов за тонну C&F Тайвань, а во Вьетнаме цены на заготовки варьируют на уровне 575-585 долларов за тонну C&F. Впрочем, китайцы могут подождать. За первую половину ноября заготовки подорожали на внутреннем рынке более чем на 10 долларов за тонну вследствие бума в национальной строительной отрасли.
![](/images/emp.gif)
Экспорт длинномерного проката из Китая значительно сократился, что поставило в тяжелое положение корейских строителей. До сего времени они слишком сильно полагались на импорт из Китая, а теперь им нечем его заменить. Однако платить до 650 долларов за тонну C&F за арматуру, как предлагают китайцы, отталкиваясь от высоких внутренних цен, они пока тоже не готовы.
![](/images/emp.gif)
Ведущие производители листовой стали по всему миру, за исключением Европы, планируют повышения цен на январь 2008 года. Свои планы на этот счет высказали в последнее время китайская Baosteel, корейская Posco, тайванская China Steel, японская JFE Steel, американское подразделение Arcelor Mittal и другие “гранды”.
![](/images/emp.gif)
Как правило, предполагаемый рост цен составит около 5-8%. При этом стоимость горячекатаных рулонов на азиатском рынке должна достигнуть в январе 590-620 долларов за тонну FOB, а в США — около 570 долларов за короткую тонну (907 кг) ex-works. Холоднокатаные рулоны, как ожидается, прибавят в Азии до 50 долларов за тонну и достигнут 700-750 долларов за тонну FOB, но американские компании планируют более скромное увеличение — не более 30 долларов за короткую тонну — до 650 долларов за короткую тонну ex-works. Некоторые экспортеры из СНГ вообще ожидают зимой падения цен на холодный прокат и готовы удешевить его до около 630 долларов за тонну FOB.
![](/images/emp.gif)
Не рассчитывают на “подарок к Новому году” и европейские металлургические компании. Они жалуются на слабость рынка и больше озабочены тем, как уменьшить конкуренцию со стороны импорта, который продолжает прибывать на рынок ЕС в значительных количествах. Ассоциация Eurofer, которая ранее готовила антидемпинговые иски против китайских поставщиков, заявила, что может предложить аналогичные меры и против конкурентов из других стран Азии. Пока стоимость горячекатаных рулонов составляет в ЕС от 465 евро за тонну ex-works за местную продукцию либо 460-490 евро за тонну CIF за импортную. Европейские металлурги рассчитывают поднять цены на 30-50 евро за тонну, но только в апреле.
Сотрудничество против сотрудничества ![](/images/emp.gif)
Цены на спотовом рынке железной руды наконец перестали расти. Трехмесячный подъем, выведший стоимость 63,5%-ного индийского концентрата на уровень 190-195 долларов за тонну CIF Китай, завершен. Цены отступили от своих максимальных показателей до около 185-190 долларов за тонну CIF, при этом перестали увеличиваться и расходы на фрахт.
![](/images/emp.gif)
По словам аналитиков, основная причина стабилизации цен заключается в сокращении объемов китайского импорта. Закупки в октябре оказались на 10% ниже, чем в сентябре, а в ноябре могут снова уменьшиться. Многие металлургические и трейдерские компании средней величины были вынуждены уйти с рынка из-за трудностей с получением от банков новых кредитов на закупку сырья. В результате более интенсивно расходуются запасы сырья в китайских портах, но их хватит на несколько месяцев.
![](/images/emp.gif)
Тем не менее специалисты не собираются отказываться от своих прежних прогнозов в отношении цен на железную руду в 2008 году и все так же ожидают их роста на 30-50%. При этом производители указывают не только на продолжающееся расширение китайского импорта и недостаточную пропускную способность транспортной инфраструктуры, но и на падение курса доллара по отношению к валюте стран-экспортеров руды — Австралии, Бразилии, Индии и ЮАР.
![](/images/emp.gif)
Первый раунд переговоров между ведущими поставщиками ЖРС и их клиентами в Китае завершился между тем безрезультатно. Стороны только продемонстрировали глубокие расхождения в позициях. Как полагают наблюдатели, поиск компромисса может затянуться надолго.
![](/images/emp.gif)
При этом компании BHP Billiton и Rio Tinto, несмотря на расхождения в отношении возможного слияния, договорились обмениваться ценовой информацией по рудам. Очевидно, они будут в какой-то мере согласовывать свои позиции и при определении цен на ЖРС в будущем году. В ответ японская Nippon Steel и корейская Posco также договорились объединить усилия на переговорах с поставщиками руды, а правительства Китая и Индии приняли решение о кооперации в металлургическом секторе.
![](/images/emp.gif)
Согласно проекту соглашения, страны-участницы будут совместно развивать технологии производства стали и металлургического сырья, а также организовывать совместные предприятия в сталелитейной и добывающей отраслях. Кроме того, предусматривается возможность заключения бартерной сделки — поставок индийской железной руды в обмен на китайский кокс. Характерно, что индийцы предлагали такой обмен еще в 2004 году, во время подъема мировых цен на коксующийся уголь, но китайцы ответили на их предложение отказом. Очевидно, дефицит и крайняя дороговизна железной руды сделали их более сговорчивыми.