Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Яндекс цитирования

Хорошо там, где нас нет



Виктор Тарнавский
На фоне спада в большинстве регионов мира рынок стали стран Юго-Восточной Азии показывал в прошлом году просто феноменальные темпы роста. По данным South-Eastern Asia Iron & Steel Institute (SEASI), в первом полугодии 2013 года потребление стальной продукции в странах АСЕАН увеличилось на 17% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности и достигло 32,2 млн тонн. При этом данные потребности удовлетворяются в значительной мере за счет импорта, объем которого возрос на 14,6%, до 22,3 млн тонн (без учета полуфабрикатов). Однако, к сожалению, эти процессы происходят в основном без участия украинских металлургов.
Чужой рынок
Страны АСЕАН в последние годы занимают уникальное положение на мировом рынке стали. Как сообщает SEASI, в 2009-2012 годах спрос на прокат в регионе увеличивался в среднем на 12% в год, а в первом полугодии 2013 года темпы роста были еще выше. Конечно, отчасти столь высокие темпы роста связаны с так называемым эффектом низкой базы. В частности, в Индонезии потребление стали на душу населения в прошлом году оценивалось примерно в 50 кг в год, что меньше, чем в Индии, и лишь ненамного превышает показатель многих стран "черной" Африки.
Однако данный региональный рынок все равно выглядит очень перспективным. Это около 560 млн человек населения, из которых порядка 250 млн приходится на Индонезию, более 1,1 трлн долл. совокупного ВВП и темпы роста, превышающие среднемировой показатель. В последние годы в страны АСЕАН поступают значительные инвестиции от западных компаний, для которых они зачастую выглядят не менее привлекательными, чем Китай. В государствах региона реализуются крупные инфраструктурные проекты. Многие страны Юго-Восточной Азии получают немалые доходы от экспорта минерального и сельскохозяйственного сырья. В частности, Индонезия является крупнейшим в мире экспортером угля, Таиланд – риса, а Вьетнам входит в первую пятерку поставщиков кофе.
При этом региональная металлургическая промышленность развита относительно слабо. В большинстве стран АСЕАН, кроме Вьетнама, нет серьезных месторождений железной руды. Металлолом государства региона в основном импортируют, да и тарифы на электроэнергию достаточно высоки, что делает электросталеплавильное производство не слишком выгодным. Правда, по данным SEASI, в первом полугодии 2013 года в регионе было выплавлено 14,2 млн тонн стали – на 12% больше, чем в тот же период годом ранее. Но темпы роста импорта и общего потребления стальной продукции были еще выше.
Украинские металлурги входили в число крупнейших поставщиков проката в страны Юго-Восточной Азии в 1990 годы и в начале 2000, пока их не вытеснили с регионального рынка китайцы. В 2012 году на страны региона пришлось только 6,3% украинского экспорта стали, представленного в основном поставками полуфабрикатов в Индонезию, Таиланд и Малайзию, а также толстолистовой стали в Сингапур. По данным за первые 10 месяцев 2013 года, эта доля уменьшилась до 5,7%. Так случилось в основном вследствие сокращения экспорта полуфабрикатов на крупнейший рынок сбыта – в Индонезию. По итогам всего прошлого года объем поставок должен составить порядка 1,25-1,3 млн тонн.
В 2014 году экспорт украинской стальной продукции в страны АСЕАН может снова сузиться, причем не исключено, что до менее 1 млн тонн. По крайней мере, поставки отечественной стальной продукции в Юго-Восточную Азию в ближайшие месяцы будут находиться под влиянием двух негативных для украинских металлургов факторов.
Во-первых, в конце декабря 2013 года в Индонезии вступила в строй первая очередь первого в Юго-Восточной Азии интегрированного металлургического комбината, построенного корейской корпорацией Posco при содействии индонезийской Krakatau Steel. Мощность предприятия составит 3 млн тонн в год, из которых 1,2 млн тонн придется на товарные слябы, которые планируется поставлять на прокатные заводы той же Krakatau Steel. Таким образом, потребности Индонезии в импортных плоских полуфабрикатах значительно сократятся.
Правда, это ударит большей частью по российским компаниям, для которых Индонезия являлась в последние годы крупнейшим покупателем слябов в Восточной Азии. Но сейчас на региональном рынке действует и другой негативный фактор, препятствующий поставкам на Дальний Восток украинских заготовок. Речь идет о китайских полуфабрикатах.
В середине прошлого десятилетия, когда Китай всего за три года превратился из ведущего импортера стали в крупнейшего в мире экспортера, правительство КНР приняло меры, чтобы национальные металлургические компании отправляли за рубеж продукцию с максимальным уровнем добавленной стоимости. На поставки полуфабрикатов были установлены экспортные пошлины в размере 25%. Впрочем, ушлые китайские трейдеры нашли возможность обходить это ограничение, предлагая на продажу заготовки под видом квадратного прутка, но эта практика никогда не имела широкого распространения.
Все изменилось во второй половине 2013 года, когда китайские таможенные органы внезапно стали закрывать глаза на данное нарушение. Более того, металлурги, добавляя в сталь тысячные доли процента бора, квалифицировали свою продукцию как легированную, что давало им право на получение частичного возмещения экспортного НДС. Судя по всему, власти негласно разрешили экспорт полуфабрикатов, чтобы снизить давление на национальный рынок стали, где предложение хронически превышает спрос.
Осенью 2013 года китайские компании поставляли заготовки в страны Юго-Восточной Азии по откровенно демпинговым ценам. К январю котировки, впрочем, возросли, но китайские полуфабрикаты остаются самыми дешевыми на региональном рынке, а более-менее эффективно с ними могут конкурировать только российские и иногда японские металлурги. Для украинских заготовок места на рынках Юго-Восточной Азии практически не остается.
Однако речь пока шла о краткосрочных перспективах. Посмотрим же, как будет развиваться региональный рынок стали в долгосрочном плане.
Шансов мало, но они есть
Прежде всего, темпы роста потребления стали в странах АСЕАН в ближайшие несколько лет, очевидно, останутся высокими. При этом лидирующее положение сохранят Индонезия и Вьетнам, к которым может присоединиться и Таиланд, если в нем восстановится внутриполитическая стабильность. Безусловно, быстрое расширение спроса на стальную продукцию в странах Юго-Восточной Азии способствует новым инвестициям в металлургическую промышленность, но здесь, очевидно, сохранится своя региональная специфика.
Собственно выплавка стали в АСЕАН продолжает оставаться не совсем выгодной. В этом в последние год-два убедились несколько вьетнамских компаний, введших в строй предприятия по изготовлению товарных заготовок и длинномерного проката. Как правило, все они сейчас работают с менее чем 50% загрузкой мощностей, а то и простаивают, поскольку не выдерживают конкуренции с более эффективными китайскими компаниями. В первой половине прошлого года вьетнамские заготовки достаточно активно поставлялись на экспорт в другие страны региона, но сейчас эта продукция практически вытеснена с регионального рынка теми же китайцами.
Большей конкурентоспособностью отличаются вьетнамские производители листовой продукции с более высокой добавленной стоимостью – холодного проката и стали с покрытиями. Очевидно, ее производство и будет увеличиваться в первую очередь. Сейчас весь подкат для таких предприятий импортируется, но в 2015 году во Вьетнаме может вступить в строй первый в стране (и второй в регионе) интегрированный металлургический комбинат, который строится тайваньцами в расчете на использование местной железной руды.
В Индонезии Posco рассматривает возможность строительства второй очереди своего комбината с доведением его производственной мощности до 6 млн тонн в год, но окончательное решение еще не принято. По данным Министерства промышленности Индонезии, в стране анонсированы еще 8 металлургических проектов совокупной мощностью 3,8 млн тонн стали в год, но, вероятно, не все они будут реализованы.
В целом металлургия в странах Юго-Восточной Азии в основном идет по пути развития не сталеплавильных, а прокатных мощностей. И упор в ближайшие годы будет делаться на расширение выпуска высококачественной листовой стали, предназначенной для изготовления автомобилей, бытовой техники, промышленного оборудования и другой машиностроительной продукции. Такие проекты реализуют в различных странах региона ведущие японские компании, а также металлурги из Тайваня, Кореи и Австралии. Подкат для этих производств будет или поставляться с материнских предприятий, или закупаться на региональном рынке, где уже сложился свой круг поставщиков.
В 2012 году более 85% экспорта готовой стальной продукции в страны АСЕАН пришлось на компании из Японии, Китая, Кореи и Тайваня. В прошлом году Китай увеличил свои поставки в страны региона почти на 25%, потеснив Японию с первого места. Кроме того, возросли закупки индийской продукции. Благодаря низкому курсу рупии по отношению к доллару индийские металлурги предлагали свой прокат по весьма конкурентным ценам, практически сравнявшись по этому показателю с китайцами.
Стремительное расширение поставок китайской стальной продукции в страны АСЕАН вызывает все большее недовольство у местного бизнеса, требующего предоставления поддержки национальным металлургам. И власти стран региона действительно начинают откликаться на эти просьбы. Правда, речь, как правило, идет о нишевой продукции с относительно небольшими объемами поставок. Но Вьетнам, в частности, уже ввел антидемпинговые пошлины на холоднокатаную нержавеющую сталь, а Индонезия – на толстый лист. В дальнейшем ограничения могут стать более широкомасштабными. Украинская продукция в этих черных списках пока не значится, что оставляет отечественным металлургам шансы на усиление своего присутствия в регионе, если в нем начнется кампания против китайских конкурентов.
Кроме того, хотя значительная часть азиатского рынка слябов после ввода в строй комбината Posco в Индонезии будет потеряна для украинских поставщиков, на региональном рынке заготовок пока остаются свободные ниши. В большинстве стран АСЕАН продолжается реализация проектов строительства прокатных заводов по выпуску конструкционной стали, так что спрос на длинномерные полуфабрикаты в ближайшие годы, очевидно, продолжит свой рост.
Однако здесь самым серьезным препятствием для украинских металлургов являются дешевые китайские заготовки, фактически поставляющиеся в обход национального законодательства. Пока в Китае сохраняется избыток стали, местные власти, вероятно, не будут серьезно препятствовать экспортерам. Но в долгосрочной перспективе такая практика вряд ли будет поддержана. Темпы роста в металлургической промышленности КНР постепенно снижаются, так что на национальном рынке стали рано или поздно будет достигнута стабилизация. По мнению аналитиков индийской компании Emkay Global, во второй половине текущего десятилетия китайский экспорт стали может сократиться на 15-20 млн тонн в год по сравнению с текущим уровнем, и тогда другие поставщики получат свой шанс.
Таким образом, хотя ближайшие перспективы на рынке Юго-Восточной Азии выглядят достаточно безрадостными для украинских металлургов, их отступление может оказаться временным. Главное – стараться поддерживать имеющиеся в регионе связи и не пропустить возможность появления новых шансов на расширение экспорта в страны региона.

Минпром ИА
Версия для печати: http://www.metalindex.ru/publications/publications_2741.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2024
Рейтинг@Mail.ru