Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Яндекс цитирования

Дерипаска и Абрамович затягивают пояса



Елена Иванкина
В условиях упадка в металлургической промышленно­сти компании вынуждены затянуть пояса. Но прежде чем принять самое непопулярное решение о сокращении сотрудников, топ-менеджеры решили попробовать оптимизировать производственные издержки. Так, за 11 месяцев 2013 года UC Rusal Олега Дерипаски за счет этого сэкономил 2,7 млрд руб., что почти в два раз больше, чем в прошлом году. По этому же пути идет и «Евраз» Романа Абрамовича.
В начале ноября UC Rusal объявил о приостановке работы ряда своих заводов. Тогда гендиректор и основной владелец Олег Дерипаска объяснил это сокращением неэффективных мощностей. Производство в этом году сократилось на 325 тыс. т, а чистый убыток за девять месяцев составил 611 млн долл. На прошлой неделе г-н Дерипаска заявил, что ситуация на алюминиевом рынке должна наладиться только через полтора-два года.
Рекорды по экономии для UC Rusal — один из необходимых для выживания факторов. Любую новую идею, которая хоть как-то снизит издержки, стараются внедрить. «Мы зависим от цен на LME, наши заводы в данный момент плюс-минус укладываются в эту цену. Вопрос — что будет дальше? Цены на услуги растут, тарифы растут. Но мы должны быть прибыльными. За счет чего? Новые современные заводы везде не построишь. Тотальная модернизация сейчас тоже для компании не вариант. Фактически у нас один путь — поиск внутренних резервов. Нужно максимально снизить издержки», — говорит директор по развитию производства UC Rusal Дмитрий Бондаренко.
Идеи, как потратить меньше денег на электричество, сократить потери от бракованной продукции или от простоев оборудования, придумывают на производствах. Дмитрий Бондаренко приводит такой пример: «Прокатный стан катает фольгу и отрезает кромки, чтобы рулон был ровным. Иногда что-то сбивается, получается брак. Нужно было решить, как от этого уйти. Придумали к такому прокатному оборудованию специальное приспособление, которое просто аккуратно обрезанную кромку уводит и закручивает. Эффект — 4,5 млн руб. в год. Приспособление делается в течение пяти минут на одном стане».
Часть сервисного обслуживания теперь проводится не отдельными службами, а производственным персоналом. В UC Rusal называют это рациональным использованием рабочего времени, а не перегрузкой для работников.
С упадком в отрасли обнаружилось, что и на логистику можно тратить меньше. К примеру, контейнеры с грузами можно отправлять не через несколько портов, в каждом из которых разгружать и загружать их заново, а напрямую, до конечного пункта назначения. Контейнеры возвращают на не очень больших дистанциях, чтобы обеспечить обратную загрузку. Но в условиях, когда издержки угрожают бизнесу, можно договориться с парт­нерами об обратной загрузке на большую дистанцию. «Подобную схему отработали на примере нашего шведского алюминиевого завода и Роттердама. Из Роттердама отправляем анодные блоки, а обратно совместно с портом нашли производителя целлюлозы, которому надо отправлять свою продукцию на экспорт. В итоге это выгодно всем», — рассказывает г-н Бондаренко.
У «Евраза» аналогичные проблемы. Производство стали падает. В третьем квартале — на 3%. Компания закрывает заводы, продает рудники и откладывает инвестиционные планы. Капитальные затраты в 2013 году составили 0,9 млрд долл. вместо 1,3 млрд запланированных. Компания отчиталась пока только за первое полугодие, убыток вырос почти в три раза, до 126 млн долл.
Снижением издержек занимается также каждый актив «Евраза». Недавно компания ввела новую технологию по вдуванию пылеугольного топлива на Нижнетагильском металлургическом комбинате. Теперь вместо дорогого угля можно покупать дешевый, расходовать меньше кокса и газа для выплавки чугуна. Это дает экономию 10 долл. на тонну стали. Комбинат производит порядка 4 млн т стали в год. Получается экономия 40 млн долл. На том же предприятии ввели поагрегатный учет энергии и теперь экономят 50 млн руб. в год.
Или, например, недавно в компании сэкономили 7,5 км пути. На шахте «Усковская» придумали, как проложить новую дорогу покороче, чтобы автотранспортом возить горную массу на железнодорожную станцию. Это сокращение затрат на топливо.
На Горно-Шорском филиале «Евразруды» решили, что купить новое оборудование дешевле, чем использовать рабочую силу. Его уже внедряют, так что к 2018 году ручной труд может снизиться на 80%.
Недавно вице-премьер Игорь Шувалов заявил: металлургические компании объявили правительству, что вскоре им придется сокращать людей — отчасти из-за того, что они больше не нужны на модернизированных производствах, отчасти из-за кризиса. Власти обещают помочь, но какая часть от 200 млрд руб., запланированных в бюджете на программы по занятости, отправится на трудоустройство и переквалификацию экс-металлургов, пока неизвестно.

РБК daily
Версия для печати: http://www.metalindex.ru/publications/publications_2701.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2024
Рейтинг@Mail.ru