«Газпром»: труба в обход Ахметова



В 2008 г. поставки украинских труб большого диаметра для «Газпрома» могут упасть до рекордно низкой отметки, вплоть до полного отказа монополии закупать иностранную продукцию. Россия, запуская новые проекты по строительству газопроводов, рассчитывает обойтись без украинцев, заставляя их искать рынки сбыта в другом полушарии.
Трубный пирог без Ахметова
Ежегодно «Газпром» увеличивает закупку труб. Согласно данным монополии, в прошлом году поставки трубной продукции составили рекордные 950 тыс. т, из которых 867 тыс. т пришлось на ТБД. Однако, это вовсе не радует крупнейшего украинского производителя ТБД Харцизский трубный завод Рината Ахметова. Из года в год «Газпром» наращивает закупки у российских производителей. Так, если в 2003 г. доля россиян достигала лишь 45%, в 2004-м - 63%, в 2005-м - 69%, то в 2006-м – уже порядка 76%.
Согласно данным дочернего предприятия «Газкомплектимпэкса», обеспечивающего «Газпром» трубами и соединительными деталями, сейчас на украинские трубники обеспечивают «Газпром» на 15-17% от его ежегодных потребностей. Российские производители отгружают 77% от общего объема, остальное приходится на импорт из стран дальнего зарубежья. Таким образом, Украина, т.е. ХТЗ, продает чуть больше 160 тыс. т. Причем в этом году эта цифра может снизиться, т.к. закупки могут оказаться на 50-80 тыс. т меньше прошлогодних.
Более того, проблемы у ХТЗ могут оказаться серьезнее, если подтвердиться неофициальная информация, что «Газпром» может полностью отказаться от закупок украинских труб в 2008 г. Сейчас при мощностях в 1,5 млн. т в год харцизское предприятие производит около 600 тыс. т в год, а портфель заказов превышает 700 тыс. В этом году завершились поставки труб в рамках первой очереди проекта Восточная Сибирь-Тихий Океан (ВСТО), объем которых составил 330 тыс. т. Если «Газпром» перейдет на российские трубы, то у ХТЗ возникнет «пробоина» в продажах в более чем в половину производства.
Проблема усложняется в том контексте, что большинство проектов России относительно строительства новых газо- и нефтепроводов начнутся только к концу 2008 г. (например, вторая нитка ВСТО, «Алтай»). Кроме того, для проекта Nord Stream, по предварительным данным, в 2008-2009 гг. около 850 тыс. т из общего объема поставит немецкая Europipe, 280 тыс. т - российский Выксунский металлургический завод и порядка 100 тыс. т придется на японские компании.
Мега- и гига-
В последние несколько лет россияне начали перекраивать сложившуюся в СССР систему газо- и нефтепроводов. Часть из этих проектов носят сугубо экономический характер, другие же в большей части преследуют геополитические цели. К числу наиболее масштабных проектов, которые планируется построить в 2007-2015 г. относят крупнейшие газопроводы Северный поток (Nord Stream), Южный поток (South Stream), Прикаспийский, Голубой поток, «Алтай» и нефтепроводы ВСТО и Бургас-Александрополис.
С каждым годом потребности «Газпрома» в ТБД будут расти. Так, в ближайшие годы монополия намерена закупать 1-1,2 млн. т труб, а с учетом всех объявленных масштабных строек объемы закупок «Газпрома» на период 2009-15 гг. должны возрасти в среднем в 2-3 раза.
Среди перечисленных газопроводов в практическую реализацию перешел только Nord Stream, который обеспечит прямые поставки российского природного газа в Западную Европу. Сырьевой базой Nord Stream определено Штокмановское месторождение. Строительство сухопутного участка газопровода (917 км) началось в декабре 2005г., и сейчас находиться на заключительной стадии.
К строительству морского участка Nord Stream протяженностью 1,2 тыс. км планируется приступить в июле 2009 г., после того как участники проекта решат все разногласия с Польшей, Эстонией, Финляндией и Швецией относительно экологических и политических проблем, возникающих в ходе его реализации. Объем инвестиций в морскую часть газопровода оценивается, по последним данным «Газпрома», в ?6 млрд., а по данным Nord Stream AG – в ?5 млрд.
Еще одним грандиозным проектом, который может стартовать в следующем году, является газопровод «Алтай» из Западной Сибири в Китай. Готовность Пекина идти на любые издержки для компенсации дефицита «голубого топливо» способствует заинтересованности «Газпрома» в его реализации. Боле того, в случае продолжающегося ухудшения финансового состояния российской монополии, что может привести к замораживанию некоторых транспортных проектов с ее участием, «Алтай», по всей видимости, останется в силе «неприкасаемых».
Общая протяженность газопровода, который пройдет по Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому округам, Томской и Новосибирской областям, Алтайскому краю и Республике Алтай, составляет почти 2,7 тыс. км. Данный маршрут должен заработать в 2011-2012 гг. Общая стоимость проекта - $12 млрд.
Помимо серверного обходного газопровода (Nord Stream), в следующем году «Газпром» надется приступить к строительству еще одного - «Южный поток» (South Stream). Согласно плану, 900-километровый газопровод пройдет через акваторию Черного моря, местами пролегая на глубине более 2 тыс. м. Дойдя до Болгарии, труба раздвоится: одна ее часть пойдет в Австрию и Словению, другая — на юг Италии.
Сейчас проект находиться на стадии ТЭО, однако его продвижение осуществляется довольно быстрыми темпами. Морской участок проекта будет принадлежать «Газпрому» и итальянской компании ENI, а к участию в наземной сети газопроводов будут привлечены и другие страны, в том числе Болгария и Греция. Сырьевой базой «Южного потока» станет газ из Центральной Азии. К слову, именно этот газ сейчас поставляется в Украину.
К числу больших транспортных проектов, которые, тем не менее, имеют низкие шансы на практическую реализацию, в ближайшем будущем относят Прикаспийский газопровод. В этом году президенты России, Казахстана и Туркмении подписали совместную Декларацию о его строительстве, которое должно начаться в 2008 г. Предполагается, что Прикаспийский газопровод пройдет вдоль побережья Каспия по территории Туркмении - 360 км и Казахстана - 150 км, и затем состыкуется с уже существующим газопроводом «Средняя Азия-Центр» в пункте Александров Гай на казахстанско-российской границе, запущенном еще в 1967 г. Действующий трубопровод стороны договорились реконструировать.
Что касается Голубого потока, который должен был поставлять газ в Турцию, а далее в страны Юго-Восточной и Южной Европы, то этот проект на данный момент приостановлен. Сейчас работает только первая очередь проекта, однако после того как Стамбул, воспользовавшись статусом монопотребителя газа, транспортируемого по «Голубому потоку», заставил Россию пересмотреть условия импорта в невыгодную сторону, «Газпром» решил отказаться от расширения данного газопровода.
Среди нефтяных транспортных проектов полным ходом идет строительство Восточная Сибирь–Тихий океан и нефтепровод Бургас-Александрополис (находится на завершающей стадии). Российская «Транснефть» обещала построить первую очередь ВСТО до конца 2008 г, однако до весны 2007 г. даже не начала строительство, в результате этого прокладка некоторых участков запаздывает на 3-4 месяца. Считается, что задержка со строительством была инициирована мощным железнодорожным лобби РФ, которое сейчас зарабатывает огромные прибыли на транспортировке нефти в Китай. Однако, новое руководство «Транснефти» обещает, что ВСТО будет-таки построен. Тем более, что во всю анонсируют строительство второй ветки ВСТО, которую планируют начать с декабря 2008 г.
Трубный апокалипсис
Стоит отметить, что грандиозные планы «Транснефти» и «Газпрома» по прокладки новых транспортных маршрутов могут наткнуться на дефицит финансовых ресурсов и сокращение прироста добычи энергоносителей. В связи с этим часть из проектов будет либо заморожена, либо отодвинута на неопределенное будущее.
Но, несмотря на этот факт, завод Ахметова мог бы побороться за тендера. Впрочем, по-видимому, отстранение украинских поставщиков – дело решенное. Перед российскими трубниками и металлургами «Газпром» поставил четкую задачу – выйти на полное обеспечение монополии трубами российского производства. В Стратегии по развитию российской металлургии до 2015 г. говорится о необходимости увязать инвестиционные программы естественных монополий Российской Федерации с возможностями металлургов и трубников.
Так, «Газпром» договорился с «Магниткой» о производстве необходимого для трубников штрипса в обмен на дешевый газ для меткомбината. В то же время трубным компаниям дана задача до 2010 г. довести производство ТБД до 6 млн. т, что полностью удовлетворит потребности «Газпрома». По прогнозам чиновников, спрос на стальные трубы к 2015 г. увеличится на 52% по сравнению с 2005 г. и дойдет до 11,7 млн. т.
Политические мотивы в решении «Газпрома» отказаться от украинских труб очевидны, несмотря на тот факт, что они дешевле российских аналогов в среднем на 20%. В «Метинвесте», управляющем ХТЗ, говорят, что основным рынком сбыта продукции станет Южная Америка. «Рынок Южной Америки, в частности Бразилии, имеет хорошие перспективы. Спрос на трубы большого диаметра в этих странах будет обусловлен планируемым строительством двух крупных трансконтинентальных газопроводов – Венесуэла–Бразилия–Аргентина протяженностью 10 тыс. км и Боливия–Парагвай–Уругвай протяженностью 2 тыс. км», – заявил в СМИ директор по продажам дивизиона стали и проката «Метинвеста» Андрей Пархомчук. Но украинцам стоит поторопится с вхождением на этот рынок – уже осенью этого года российская ТМК осуществила первые поставки труб в Венесуэлу.

Виталий Серебрянников, Алексей Молдован
--------------------------------------------------------------------------------

ugmk.info
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_262.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru