Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Яндекс цитирования

Coal is bad: Обама выгоняет шахтеров из США



Максим Белов
Угольная промышленность США переживает сильнейший за последние десятилетия кризис, вызванный слабым спросом со стороны экономики, избыточным предложением и низкими ценами на природный газ. Гвоздем в гроб американского углепрома может стать принятие новых правил контроля над выбросами, которые делают невыгодным развитие угольной энергетики, основного потребителя «черного золота» в стране.
Первым ударом, отправившим американский углепром в нокдаун, стала «сланцевая революция». Бум добычи углеводородов в сланцевых песках привел к обвалу цен на газ и резкому снижению спроса на уголь, который до последнего времени обеспечивал 40% электрогенерации в стране.
Теперь же многие электростанции отказались от закупок угля, использование которого дороже по сравнению со сланцевым газом и требует введения дорогостоящего очистного оборудования.
Средние затраты на производство электроэнергии за киловатт-час с использованием газа составляют в США около 7 центов, по сравнению с примерно 9,5 цента с использованием угля. Капитальные затраты также значительно ниже. Угольные электростанции может стоить целых $ 3200 за киловатт генерирующих мощностей в то время как современные газопоршневые электростанции обходятся около $ 1000 за киловатт.
В 2012 г. в США выведено из эксплуатации более 9 ГВт угольных электростанций. Кроме того, до 60 ГВт, или около 20% угольных генерирующих мощностей может быть закрыто по всей стране в течение ближайших нескольких лет.
Для сектора добычи коксующегося угля, в отличие от энергетического, ориентированного на экспорт, непростым испытанием стало ухудшение конъюнктуры на мировых рынках стали, вследствие чего в большинстве стран-импортеров снизился спрос на сырье.
И это после того, как американские угольные компании провели консолидацию в секторе (Massey Energy и International Coal куплены за большие деньги их более крупными конкурентами) и вложили значительные инвестиции в улучшение экспортной инфраструктуры.
Экологический нокаут
Однако самым сильным испытанием для углепрома станут новые правила контроля над выбросами в атмосферу. Летом президент США Барак Обама предложил расширить мероприятия по сокращению выбросов парниковых газов, целью которого является снизить их на 17% к 2020 г. от уровня 2005 г. Частью этого плана должно стать ограничение для американских угольных электростанций уровней выбросов углекислого газа.
Агентство по охране окружающей среды США (U.S. Environmental Protection Agency – EPA) к июню 2014 г., с окончательным вступлением их в силу через год, представит правила, согласно которым предприятия должны будут внедрять технологию по захвату и хранению доли углекислого газа, которая будет превышать установленную новыми правилами норму.
Металлурги и угольщики раскритиковали план Обамы, заявив, что новые правила спровоцируют подъем цен на энергоносители, что нанесет ущерб крупным потребителям, включая сталелитейную отрасль, и приведет к ухудшению их конкурентоспособности на рынках.
Они считают, что угольные электростанции с почти нулевым уровнем выбросов парниковых газов будут достижимы только через определенное время, но пока такие технологии просто не доступны. Пока многие развитые и быстрорастущие страны в мире продолжают строить свою экономику на угле, США, которые обладают крупнейшими в мире запасами угля, собираются возвести барьеры для его использования.
В Heritage Foundation, проанализировав последствия реализации плана Обамы, предполагают к 2030 г. сокращение количества угольных электростанций на 75%, увеличение на 20% цен на электроэнергию, на 42% цен природный газ, и более высокие затраты для всей экономики.
Как заявили в Consol Energy, «неизвестно о каких-либо заслуживающей доверия оценке, доказывающей, что односторонние действия в США смогут существенно изменить глобальную атмосферную концентрацию углекислого газа».
Проще говоря – какой смысл гробить отечественную промышленность, пока во всем мире сжигается все большее количество угля? И речь не только о Китае и Индии, которые обречены наращивать потребление угля, не слишком при этом заботясь об экологии. Вырос спрос на уголь и в развитых Германии и Японии, которые отказываясь от ядерной энергетики, вынуждены компенсировать дефицит угольной генерацией.
Однако Обама тверд в решимости сделать сильный шаг в борьбе с выбросами, даже если приведет к финансовым потерям. Сейчас, после повторного избрания, у него есть кредит доверия и время для проведения сложных и неоднозначно воспринимаемых обществом программ.
Итак, угольщикам следует готовиться к новому этапу развития отрасли, в ходе которого найти способы сохранить конкурентоспособность в секторе энергетики, и расширить потенциал сбыта металлургических углей. Хотя новые правила ЕРА в первую очередь касаются новых электростанций (старые не будут закрыты), уже ясно, что высокая стоимость капзатрат, обеспечивающих улавливание выбросов, отпугнет от углепрома инвесторов. Для отрасли, которая почти 90% добываемой продукции отправляет в энергетику, это крайне серьезное испытание.
Интегрированных заводов с собственной выплавкой чугуна в стране не так много, поэтому внутренние потребности в коксующемся угле невелики. Черная металлургия в США порядка 60% стали выплавляет в электропечах, сырьем для которых являются металлолом. Плюс, после резкого удешевления газа, ожидается рост производства и потребления прямовостановленного железа. В 2012 г. электростанции США потребили 825 млн. кор. т угля, коксохимзаводы – 20,75 млн. т. Около 70% коксующегося угля, добываемого в США идет на экспорт.
В настоящее время в американском углепроме доминируют компании Arch Coal, Alpha Natural Resources, Peabody Energy, Walter Energy («большая четверка» является соакционерами DTA, терминала по отгрузке угля мощностью 20 млн. т в Вирджинии), Xcoal, Consol Energy, а также компании Mechel North America и United Coal, принадлежащие соответственно российским и украинским инвесторам.
Рыночные перспективы производителей метугля во многом определяются наличием крупных экспортных контрактов и наличием эффективных портовых мощностей. Экспорт метугля ведется преимущественно из Балтимора (Мэриленд), Норфолка (Вирджиния), Нью-Орлеана (Луизиана) и Мобиля (Алабама).
Динамика рыночной капитализации угольных компаний США (googlefinance.com)2013 г. к уровню 2011 г.:
Peabody Energy -72%; Arch Coal -85%; Walter Energy -90%; Alpha Natural Resources -88%.
Только экспорт
Согласно докладу МЭА, уголь ждет вполне радужное будущее. Потребление будет расти во всех регионах мира, за исключением США. Уголь обеспечивает 40% производства электроэнергии, поэтому глобальный спрос на него останется высоким еще минимум 10 лет.
Основные импортеры метугля в в мире в 2013 году: Китай - 72-73 млн. т, Япония - 75-77 млн. т, Индия - 33 млн. т, Корея - 31 млн. т, Турция - 25 млн. т, Бразилия - 16 млн. т, Тайвань - 9 млн. т.
Мировой спрос на метуголь в 2013 г. составит 1 млрд. т, экспорт – 300 млн. т. Основные импортеры сегодня – Китай, Япония и Корея. Для Японии основные поставщики – Австралия и Индонезия.
В 2013 г. импорт в КНР составит 72-73 млн. т. В 2012 г. ведущим поставщиком в Китай была Монголия (19 млн. т), в то время как импорт из США составил 6,9 млн. т. В текущем году поставки из Монголии упали, предоставив шанс другим поставщикам.
Южная Корея импортировала сырье из Австралии, Канады и Китая, однако после прекращения поставок из КНР, растут закупки в США и России.
В 2012 г. импорт в Индию составил 32 млн. т, с потенциалом роста почти до 100 млн. т к 2020 г. Однако в текущем году из-за обесценивания рупии импорт качественного угля дорог для индийских металлургов, поэтому закупки угля в США и Канаде расти не будут. В 2012 г. отгрузки угля из США в Индию составили 6,4 млн. т.
В целом, за 2012 г. экспорт метугля из США в страны Восточной Азии составил 14,9 млн. т (доля Азии в общем экспорте угля США выросла с 2% в 2007 г. до 25% в 2012 г.). Отгрузка велась в основном из портов Восточного побережья и побережья Мексиканского залива.
В текущем году на рынках ЮВА образовался избыток угля, вызванный снижением спроса со стороны КНР и Кореи, а также увеличением поставок из Австралии. Однако в ближайшей перспективе именно поставки в Азию должны спасти американский углепром.
Экспорт в ЕС в 2012 г. составил 23,4 млн. т, но потенциала для роста поставок в Европу у американского угля нет.
В 1-м квартале американский экспорт метугля вырос на 20%, до 18,2 млн. т кор. тонн, однако за год объем поставок, очевидно, сократится на 5-10%
Конкуренты
Австралия остается лидером по приросту экспорта . В 2013 г. экспорт метугля из Австралии составит 150-155 млн. т. Себестоимость добычи угля в Австралии (BHP) составляет около $ 110 за т, по сравнению с $ 135 до $ 145 за т для американских производителей.
Будет расти также экспорт из Канады, России и Монголии, однако не столь высокими темпами. В 2014-2015 гг. ожидается прирост экспорта угля из Мозамбика, после запуска компаний Vale крупного добывающего проекта и транспортной инфраструктуры.
Основные экспортеры метугля в мире в 2013 году: Австралия - 150-155 млн. т, США - 60 млн. т, Канада - 33 млн. т, Россия - 23 млн. т.

УГМК.инфо
Версия для печати: http://www.metalindex.ru/publications/publications_2600.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2024
Рейтинг@Mail.ru