Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Яндекс цитирования

Казахстанские власти развернули «АрселорМиттал» на внутренний рынок



Правительство недовольно АО «АрселорМиттал Темиртау»: за последние два года объемы экспорта снизились на 618 тыс. тонн, компания ушла с рынков Вьетнама, Армении, Грузии, Украины, Молдавии, Сирии, Индии, Нигерии, Сенегала и Египта, снижается общий объем производства и доходов компании. Недовольны «АМТ» и на внутреннем рынке. За последний месяц на комбинате произошло уже пять аварий. Причем две – на одной и той же трубе. Руководство компании заверило, что основной фокус ее как раз на Казахстане.
В прошлом году на комбинате «АрселорМиттал Темиртау» («АМТ») произошло 18 аварий, в том числе две крупные. С начала 2013 года – уже больше 10 аварий, в том числе одна крупная – обрушение 90-метровой железобетонной трубы коксовой печи № 5. По сведениям вице-министра МЧС Смаилова, в аварийном состоянии находится около 60 зданий и сооружений.
«К сожалению, в последнее время наблюдается снижение производственных показателей на комбинате. В основном это, конечно, за счет глобальных процессов и снижения рынков потребления продукции комбината. Но и одна из черт нестабильной работы комбината – это высокая аварийность», – отметил премьер-министр Серик Ахметов на совещании с руководством комбината.
«Почему случаются аварии? Ну, полиция тоже на дороге дежурит, караулит, а аварии все же случаются. Это где-то недисциплинированность людей, где-то техническое состояние. Просто это называется жизнь. Бывает такое. Я не заметил, чтобы все рушилось без каких-либо причин. Труба упала, потому что была плохо построена, – заявил исполнительный директор АО «АМТ» Иво Хмелик.
Впрочем, объективные причины у такой «жизни» есть. Рабочая группа правительства установила, что большая часть технологического оборудования отработала нормативный срок эксплуатации. Например, доменная печь (ДП) № 1 после последнего капитального ремонта 1-го разряда при норме 16 лет отработала 30 лет. На ДП № 4 после проведения капремонта 1-го разряда в 2004 году по нормам эксплуатации в течение 5–8 лет должен был быть проведен капремонт 2-го разряда. Однако его не было. ТЭЦ-2 вообще работает без паспортов готовности. На станции превышен ресурс эксплуатации оборудования (установленного до 1982 года) на 30–40% от допустимого заводом-изготовителем.
К слову, чтобы заказать, изготовить и смонтировать турбину нужно 3 года. На ТЭЦ-2 сейчас в работе 3 турбины, изготовленные в 70-е годы и отработавшие свой ресурс. Таким образом, на обновление необходимо 9 лет. Но движений в этом направлении нет. «Мы знаем, в каком состоянии сегодня ТЭЦ-2. В этой связи я уже дал поручение Минфину и другим органам провести технологический аудит состояния как зданий и сооружений компании, так и оборудования. По итогам аудита будут выработаны рекомендации по устранению проблем и недостатков», – заверил Серик Ахметов.
Недоволен г-н Ахметов и кадровой политикой «АМТ». «В сфере трудовых отношений предприятия продолжается политика сокращения численности персонала. Сегодня фактическое количество персонала ниже установленных нормативов. Эти нормативы никто с воздуха не взял, их разрабатывали сами предприятия. Эти правила согласованы, и теперь снижать норматив численности никому не положено, здесь уже вопрос ответственности. Мы завершим разработку нормативов, здесь нужно работать по принятым правилам», – заявил премьер-министр. По мнению представителей профсоюзов, сокращения приводят к увеличению нагрузки на одного рабочего и травмам.
Со своей стороны в компании считают, что уровень травматизма в настоящее время куда ниже того уровня, что был в советское время, и связан он не с количеством рабочих, а с тем, что они не соблюдают предписанные правила промбезопасности. А нормы производительности должны основываться не на правительственных расчетах, а на конкурентоспособности компании. И необходимо проводить соответствующую работу с правительством РК.
По итогам 2012 года объем производства снизился до 329 млрд тенге (86,1% по отношению к 2011 году). По данным первого вице-министра МИНТа Альберта Рау, основной причиной снижения объемов производства остаются нестабильная работа доменных печей и высокая аварийность на первом переделе: аглопроизводство, доменное, сталеплавильное. Практически весь прошлый год и с начала 2013 года комбинат работал без резерва в сталеплавильном процессе. Конвертер № 1 был остановлен 25 мая 2012 года, по проекту должен был быть введен 15 сентября 2012 года. Однако горячие пусконаладочные работы были начаты только 6 апреля 2013 года. За последние два года объемы экспорта снизились на 618 тыс. тонн (2011 г. – 2,6 млн тонн, 2012 г. – 2 млн тонн). За это время «АМТ» ушел с рынков Вьетнама, Армении, Грузии, Украины, Молдавии, Сирии, Индии, Нигерии, Сенегала и Египта. Но местные потребители на комбинат жалуются: «Российским потребителям «АрселорМиттал Темиртау» продает прокат на $100–150 дешевле, чем на внутренний рынок, – рассказывает руководитель одной из местных металлотрейдинговых фирм. – При том, что наши местные покупатели могут брать до 250 тыс. тонн проката в год». Также трейдеры жалуются на то, что «АМТ» вынуждает их покупать большие партии в январе-феврале, а летом, когда начинается большая отгрузка большим потребителям, для местных потребителей у компании «нет ни времени, ни металла».
По словам г-на Рау, общая потребность в продукции черной металлургии в РК за 2012 год составила 2,6 млн тонн при импорте 1,9 млн тонн. При этом АО «АМТ» поставило на внутренний рынок РК 639 тыс. тонн металлопродукции, а на экспорт – 2 178 тыс. тонн. Таким образом, АО «АМТ» обеспечивает потребности внутреннего рынка всего на 24,5%. Так, компания в 2012 году произвела 136 тыс. тонн арматуры, которая покрывает только 14 % потребности внутреннего рынка.
За 5 месяцев этого года в РК завезено 160 тыс. тонн арматурного проката, при этом объем реализации арматуры «АМТ» составил всего 80 тыс. тонн. Кроме того, российские поставщики берут оплату за свою продукцию только по факту поставки, в то время как «АМТ» требует с потребителей 100%-ю предоплату.
«Я не думаю, что это сознательно – нежелание менеджмента «АМТ» работать на внутренний рынок. Во-первых, мы (особенно карагандинцы, темиртаусцы) знаем, что раньше сортамент комбината был достаточно широкий. Соответственно, я понимаю: внутри большой транснациональной компании была сделана специализация. Соответственно, комбинат специализировался на достаточно узком объеме продукции, имеется в виду с ориентацией на внешний рынок. Когда этот внешний рынок, скажем так, «сдулся», грубо выражусь, соответственно, это и почувствовалось. Поэтому опять возвращаемся к тому, что надо быть более гибкими в сортаменте и так далее, – отметил после совещания г-н вице-премьер.
«Наш основной фокус как раз на Казахстане, и мы собираемся дальше работать в этом направлении путем создания 2 складов в Астане и Караганде», – заверил его гендиректор АО «АМТ» г-н Махадеван.
Со своей стороны «АМТ» просит у государства снизить ж/д тарифы (цена вопроса – 4,7 млрд тенге), налоговых и таможенных преференций и даже ввести запрет на экспорт металлолома. При этом, по данным «Къ», «АМТ» всю зиму его не покупал и гипотетических сложностей с поставками металлолома не испытывает.
«Поддержка комбинату как была, так и будет, естественно, в пределах закона. Если льготы, преференции, то только в рамках закона. Ни о каком дотировании и так далее речи быть не может. Если сегодня мы по программе «Производительность-2020» в лизинг даем оборудование нашим заводам, почему этой линией не может воспользоваться «АМТ», если делать отдельные проекты, о которых сегодня говорил премьер-министр? Он может наравне со всеми. Вот об этом как раз идет речь», – закрыл тему Альберт Рау.
Чтобы улучшить ситуацию на предприятии, г-н Рау порекомендовал руководству АО «АрселорМиттал Темиртау» обратить особое внимание на проведение текущих и капитальных ремонтов для снятия угрозы остановки предприятия. Объем денег на это необходимо увеличить до $200 млн. Также вице-премьер посоветовал увеличить сортамент продукции, активизировать продажи на внутренний рынок и обратить внимание на качество продукции. А для этого совместно с отечественными предприятиями МСБ решить вопрос по поставке металла по льготным ценам и увеличить сеть продаж своей продукции в регионах (торговые дома, склады и т. д.) для развития МСБ.
«Мы намерены развиваться здесь в тесном сотрудничестве с правительством. Нашим основным приоритетом остается безопасность. Вся индустрия находится в кризисе. Но заверяю вас, что мы продолжим работать вместе для развития этой компании», – подтвердил член совета директоров концерна «АрселорМиттал Темиртау» Ганзало Уркихо.

КУРСИВъ
Версия для печати: http://www.metalindex.ru/publications/publications_2490.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2024
Рейтинг@Mail.ru