![](/images/emp.gif)
Подорожание и дефицит сырья заставляют металлургов с большим трепетом относиться к проблеме снабжения производственных мощностей железорудным материалом, металлоломом и коксующимся углем. Наиболее оптимальным выходом из сложившейся ситуации является вертикальная интеграция.
![](/images/emp.gif)
Если ранее большинство западных компаний фокусировались, главным образом, на выпуске готовой продукции (преимущественно высокого передела), то в последнее время их усилия все в большей степени направлены на расширение сырьевых подразделений.
![](/images/emp.gif)
Так, американская компания Steel Dynamics, занимающая пятое место в металлургической отрасли США (4,3 млн т стали в 2006 г.), приобрела одного из крупнейших поставщиков металлолома в Северной Америке - компанию OmniSource. Сумма сделки несколько превысила 1 млрд дол., включая покрытие долгов на 210 млн дол. В прошлом финансовом году (завершился 30 сентября 2006 г.) OmniSource заработала около 2,3 млрд дол., поставив потребителям, крупнейшим из которых была именно Steel Dynamics, 5,3 млн т лома черных металлов. После этой покупки Steel Dynamics может чувствовать себя достаточно спокойно в плане обеспечения сырьем. Ранее компания стартовала железорудный проект в штате Миннесота.
![](/images/emp.gif)
Крупные проекты в сырьевой сфере анонсировали также индийская компания SAIL и китайская Panzhihua Iron & Steel. Индийцы инвестируют более 615 млн дол. в расширение мощностей своего железорудного подразделения от нынешних 26,5 млн до 37 млн т в год к 2011-2012 гг. В рамках этой программы планируется построить четыре новых ГОКа, три фабрики по производству окатышей, а также внедрить технологии обогащения, позволяющие использовать руду низкого качества с содержанием железа менее 52%. Пока что в Индии подавляющее большинство сталелитейных компаний используют только богатую руду, резервы которой ограничены, что вызывает беспокойство как у правительства, так и у самих металлургов. Со своей стороны, Panzhihua Iron and Steel намерена расширить производительность своего ГОКа Baima в провинции Сычуань в 2,5 раза (до 15,5 млн т в год), а также увеличить выпуск концентрата с 57%-ным содержанием железа в 2,2 раза (до 5,15 млн т в год).
![](/images/emp.gif)
Корейская Hyundai Steel со своей стороны заключила контракт с Samsung Engineering на строительство агломерационной фабрики на 12 млн т в год, которая будет обслуживать строящийся комбинат Danjin на 8 млн т в год. И сталелитейное, и агломерационное производства должны вступить в строй в 2011 г. Для обеспечения сырьем строящегося предприятия (первой аглофабрики у Hyundai Steel) корейцы заключили долгосрочные контракты с бразильской CVRD и австралийско-британской BHP Billiton. Обе компании, начиная с 2010 г., будут поставлять Hyundai Steel по 5 млн т руды в год.
![](/images/emp.gif)
Еще один крупный вертикально интегрированный проект, только в сторону более высокого передела, завершает китайская компания Jinyou Steel, ранее специализировавшаяся на выпуске товарных заготовок. Уже до конца текущего года она планирует запустить новую доменную печь, конвертер и слябовую МНЛЗ на 1,2 млн т в год, к которым в 2008 г. прибавится полосовой стан горячей прокатки.
![](/images/emp.gif)
Очевидно, китайская металлургическая промышленность еще далека от завершения своей экспансии. По некоторым прогнозам, в 2008-2009 гг. в стране будет введено в строй до 100 млн т в год новых мощностей. В связи с этим от китайского правительства ожидают дальнейших шагов по контролю над экспортом стальной продукции с целью ограничения поставок, а западные страны не собираются отказываться от возможного введения санкций против китайских металлургов.
![](/images/emp.gif)
Восточная Азия, долгое время отстававшая в ценовом отношении от других регионов мира, сейчас превратилась в этакий оазис на мировом рынке стали. В отличие от ЕС, США и Ближнего Востока, где стальная продукция стагнирует или дорожает слишком медленно, чтобы компенсировать прогрессирующий рост затрат на фрахт, восточноазиатский рынок находится на подъеме, а местные потребители охотно размещают новые заказы, привлекая поставщиков со всего мира.
![](/images/emp.gif)
Такая активность азиатских компаний объясняется прежде всего резким подорожанием китайской продукции. Производители из КНР, вынужденные компенсировать возросшие затраты на сырье и опасающиеся нового увеличения экспортных пошлин на прокат и полуфабрикаты, подняли цены до предела. По некоторым видам продукции, особенно в секторе длинномерного проката, котировки китайцев превышают среднемировой уровень, что позволяет поставщикам из других регионов отправлять свои товары в Азию даже несмотря на огромные расходы на доставку, достигшие в четвертом квартале -100 дол./т при отправке из СНГ и Латинской Америки.
![](/images/emp.gif)
Наибольшая активность в регионе наблюдается на рынке полуфабрикатов. До начала праздничной недели (торжеств, посвященных очередной годовщине основания КНР) китайцы предлагали заготовки по 600-620 дол./т C&F, а слябы - по 560-600 дол./т C&F. Эти цены, по мнению потребителей, слишком высоки, но если ранее им приходилось соглашаться на условия китайских монополистов, то в последние дни в Азии появилась продукция и из других стран.
![](/images/emp.gif)
В частности, поставки в Восточную Азию возобновляют компании из СНГ, предлагающие заготовки по 570-580 дол./т C&F и слябы примерно по 600 дол./т C&F. Турецкие производители также готовы продавать заготовки по 570 дол./т C&F, а также заключили ряд контрактов по арматуре из расчета 600-605 дол./т C&F Сингапур. Не отстают и металлурги из Нового Света. Бразильские слябы котируются в восточноазиатском регионе по 600 долю/т C&F или несколько выше, а заготовка из США вообще идет по 550-560 дол./т C&F.
![](/images/emp.gif)
В то же время на рынке листовой стали никаких “пришельцев” из других регионов в Азии пока не видно. Предложения китайских компаний на уровне 600-605 дол./т C&F для горячекатаных рулонов не вызывают такого отторжения у потребителей, тем более, что поставщики из Кореи, Японии и Тайваня собираются продавать свою продукцию в четвертом квартале примерно по таким же ценам.
![](/images/emp.gif)
Повысились цены в октябре и на индийском рынке, где ведущие производители длинномерного и плоского проката добавили к своим котировкам до 15 дол./т, но в других регионах ситуация выглядит откровенно безотрадной. Интенсивная распродажа в первом полугодии привела к затовариванию, склады металлотрейдеров переполнены, а потребители располагают достаточными запасами и пока не намерены возобновлять закупки.
![](/images/emp.gif)
Экспортеры из СНГ в начале октября были вынуждены снизить цены на заготовки до 500-505 дол./т FOB, а на арматуру - до 530-540 дол./т FOB из-за недостаточного спроса. Правда, горячекатаные рулоны и толстолистовая сталь прибавили около 10 дол./т по сравнению с сентябрем - соответственно до 565-610 дол. и более 680 дол./т FOB для продукции коммерческих сортов.
![](/images/emp.gif)
Европейцы и американцы еще считают возможным небольшое повышение цен до конца года, но главной его причиной называют увеличение затрат на фрахт, заставляющее импортеров поднимать свои котировки. В то же время восстановление спроса на рынке ЕС, как ожидается, произойдет не ранее первого квартала 2008 г., а в США, где экономика идет под уклон, возможно, еще позднее.
![](/images/emp.gif)
Уже в этом месяце стартуют переговоры между крупнейшими поставщиками и потребителями железной руды о ценах на 2008-2009 финансовый год, и стороны обмениваются своими предварительными требованиями. Точнее, свои условия выдвигают железорудные компании, которые, вне всяких сомнений, будут вести переговоры с более сильных позиций. На мировом рынке ЖРС наблюдается дефицит, который, по мнению многих специалистов, сохранится до 2010-2012 гг.
![](/images/emp.gif)
Австралийские компании BHP Billiton и Rio Tinto выдвинули своим китайским покупателям “новаторское” предложение о введении компенсационной премии за свое сырье, компенсирующей разницу в расходах на доставку руды из Бразилии и Австралии. В настоящее время цены FOB на ЖРС из разных стран практически не отличаются друг от друга, но в китайских портах бразильский материал стоит в настоящее время на 30-40 дол./т дороже австралийского.
![](/images/emp.gif)
При этом предложение австралийцев не имеет ничего общего с давно высказываемыми чаяниями импортеров руды об определении в ходе переговоров фиксированных цен на условиях не FOB, а CIF, чтобы расходы на доставку брали на себя экспортеры. BHP Billiton и Rio Tinto хотят именно асимметричного подорожания поставляемого ими сырья: по предварительным оценкам, они предлагают повысить цены на него на 20 п.п. больше, чем это сделают бразильские компании. Если их планы реализуются, получится, что бразильская руда будет стоить в будущем году примерно на 30% дороже, а австралийская - на 50%.
![](/images/emp.gif)
Естественно, китайские металлурги в жесткой форме отвергают эти претензии, поскольку такое резкое повышение цен будет равносильно финансовой катастрофе для многих из них. Стороны обмениваются раздраженными комментариями, напоминая друг другу о взаимной зависимости и необходимости сотрудничества, а не конфронтации.
![](/images/emp.gif)
В принципе, своими предложениями австралийские компании нарушают традиционные правила игры на мировом рынке железной руды, так что их проект может и не пройти. Тем более, что его наверняка не поддержит крупнейший в мире экспортер железорудного сырья - бразильская CVRD.